Развитие культуры в начале XIX в
Формирование территории европейских государств
Во второй половине XIX века в Европе продолжается процесс оформления национальных государств. В этот период сформировались государства, сыгравшие позднее роковую роль в развитии западной цивилизации. Речь идет о Германии и Италии.
С середины XIX в. заметно усилившаяся Пруссия настойчиво добивалась объединения немецких земель, представлявших собой огромный конгломерат мелких государств, под своей эгидой. Решение этой задачи во многом связано с именем крупнейшего германского политика той эпохи — О. фон Бисмарка, занявшего в 1862 г. пост канцлера Пруссии. Важнейшим соперником Пруссии в деле объединения германских земель была Австрийская империя, также претендовавшая на лидерство в Германском союзе. Хотя обе эти страны в качестве союзников участвовали в войне против Дании в 1864 г., конфликт между ними был неизбежен. В 1866 г. началась краткосрочная австро-прусская война, которая быстро привела к поражению Австрии. Согласно Пражскому договору 23 августа 1866 г., она навсегда выходила из Германского союза и отказывалась от претензий на гегемонию в Германии. Был образован Северогерманский союз, главную роль в котором играла Пруссия. Последний противник Германской империи в лице Франции был устранен в результате франко-прусской войны 1870—1871 гг. Этот конфликт привел к падению режима Луи Наполеона III во Франции. 18 января 1871 г. в Версале прусский король Вильгельм I был провозглашен германским кайзером. Многовековая раздробленность Германии была преодолена.
Проблема ликвидации политической раздробленности встала на повестку дня и в итальянских землях. Ситуация здесь осложнялась тем, что часть наиболее развитых государств
Италии контролировалась Австрией, которая была крайне не заинтересована в складывании национального государства на Апеннинском полуострове. Центром объединения страны стало Сардинское королевство — наиболее развитая в политическом и экономическом отношении область Италии. Процесс создания единой Италии происходит в конце 50-х — начале 70-х гг. XIX века. Внутренние тенденции к централизации усложнялись активным вмешательством в итальянские дела Австрии и Франции. Глава сардинского правительства К. Кавур ловко воспользовался противоречиями между европейскими государствами в своих целях. К концу 60-х гг. сардинские войска при активной поддержке народных масс, возглавляемых Д. Гарибальди, сумели сокрушить Неаполитанское королевство, глава которого, Франциск II Бурбон, являлся противником единой Италии, и изгнать австрийских и французских интервентом. Присоединение к Италии Рима и ликвидация Папской области в 1870 г. ознаменовали завершение объединительного процесса. Бурные процессы изменения политической карты Европы, происходившие с самого начала XIX в., к его последней четверти на время приостановились.
Общим явлением в развитии западной цивилизации в XIX веке было становление основ гражданского общества. Этот процесс, происходивший в сложной борьбе, развивался в разных странах далеко не одинаково: если в Англии и США он проходил эволюционным путем, то многие другие западные страны (прежде всего Франция) испытали на этом пути многочисленные революционные потрясения. Политическое развитие закрепило бурные социально-экономические изменения, протекавшие в странах Запада, а также привело к оформлению совершенно новой политико-правовой и социальной картины общества.
Наука 19 – нач. 20 вв.
Для решения технико—экономических задач, которые ставились промышленностью, транспортом и сельским хозяйством, требовался новый подход кявлениям природы. Развитие торговли и международных сношений, исследование и освоение географических районов ввели в научный оборот множество новых фактических сведений. Они позволили восполнить ранее существовавшие пробелы в картине природы, включить те «недостающие звенья», которые подтверждали наличие всесторонних связей природных явлений во времени и пространстве.
В высшем научно—техническом образовании в начале XIX в. видное место занимала математика, т. к. резко возросла необходимость применения ее к решению практических задач, выдвигавшихся естествознанием и техникой (в области физики, химии, астрономии, геодезии, термодинамики, кинематики механизмов, строительного дела, баллистики и т. д.).
Успехи начертательной геометрии были непосредственно связаны с прикладными задачами составления чертежей машинного оборудования, зданий, промышленных и транспортных сооружений. В этот же период времени возникает прикладная, или, как тогда говорили, «практическая», механика, изучавшая работу машин, механизмов и инженерных сооружений и разрабатывавшая методы их расчета (Г. Монж, Т. Юнг).
Развитие промышленности в начале XIX в. обусловило возникновение теоретической и практической химии (А.П. Лавуазье, К.Л. Бертолле). Причем научная химия могла получить далее законченное развитие после победы учения о молекулярно—ато—мистическом строении вещества.
Развитие культуры в начале XIX в.
Культура в начале XIX в. формировалась в Европе и Америке под двойным влиянием – промышленного развития (переворотов) и буржуазных революций. Кроме того, определенный вклад внесли в развитие культуры и национально—освободительные войны в Европе и Америке. Все изменения в обществе находили отклик в музыке, живописи, поэзии, прозе, в скульптуре и архитектуре.
Общей чертой развития мировой культуры этого периода был неуклонный рост международного культурного обмена. Он происходил благодаря стремительному развитию мировых экономических контактов, а также совершенствованию средств транспорта, связи и взаимной информации.
Развитие литературы и искусства в странах Европы и в США проходило в начале XIX в. под знаком борьбы классицизма с церковным влиянием, носившим реакционный характер. Искусство классицизма эпохи буржуазной революции было строго рационалистичным, т. е. требовало полного логического соответствия всех элементов художественной формы предельно ясно выраженному замыслу. Характерной чертой для классицизма была незыблемость определенных эстетических норм.
Классицизм начала XIX в. не был однородным явлением, в частности, для Франции после революции 1789–1794 гг. характерно было развитие революционного, республиканского классицизма, который воплотился в драмах М.Ж. Шенье, в ранней живописи Давида и т. д. В этот же период времени начинается развитие философско—гуманистического классицизма Гете, Шиллера, Виланда. Почти одновременно с новым классицизмом в начале XIX в. возникло новое направление искусства – романтизм.
В противоположность общественно—политическим идеалам классицистов романтики выдвигали новых героев – мятежных одиноких индивидуалистов, непримиримо враждебных своей среде, следующих безудержным стихийным порывам страстей и презирающих всякую холодную рассудочность. Духом революционной романтики пронизаны стихи Байрона и Шелли, творчество Мицкевича и Шамиссо, полотна молодого Делакруа и Гойи, произведения писательницы Жермены де Сталь (1766–1817)и т. д.