Вопрос. Россия в XVI столетии. Иван Грозный
1. Социально-экономическое развитие
К концу XVI века территория России увел. почти вдвое. В нее вошли земли Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, Башкирия. Осваивалась также южная окраина страны – Дикое поле. Были предприняты попытки выхода к Балтийскому побережью. Основная его часть была сосредоточена на северо-западе (Новгород) и в центре страны (Москва).
Сельское хозяйство
Боярская вотчина основная форма феод. землевладения. Наиб. крупными были вотчины великого князя, митрополита и монастырей. Расширялось особенно со второй половины XVI в. поместное землевладение.
Города и торговля
В XVI в. продолжалось разв-е ремесленного произ-ва и товарно-денежных отн-й в русских городах. Специализация произ-ва, тесно связ. с наличием местного сырья, тогда носила еще исключ. ест.-географич. хар-р. Тульско - Серпуховской край, Новгород –Тихвинский- производство металла, Новгородско-Псковская земля и Смоленский край- полотно и холст. По всей стране велось крупное по тем временам каменное строительство. В Москве появ. первые большие казенные предприятия – Оружейная палата, Пушечный двор, Суконный двор. Значит. роль в торговле наряду играли светские и духовные феодалы,. Из центра и южных районов на север везли хлеб, из Поволжья – кожи, Поморье и Сибирь поставляли пушнину, рыбу, соль. Т.е. в России шел процесс укрепления феод. способа производства.
Внутренняя политика и реформы Ивана IV (1533-1584)
После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически гос-вом управляла его мать, Елена, дочь князя Глинского – выходца из Литвы. Пост. велась борьба за власть м/у боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских. В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство.
Земские соборы собир. нерегулярно и занимались решением важнейших гос. дел, прежде всего вопросами внешней пол-ки и финансов. В период междуцарствий на Земских соборах избирались новые цари. Сост. более 50-ти Земских соборов; последние Земские собирались в России в 80-е годы XVII века. В их состав вход. Боярская дума, Освященный собор – представители высшего духовенства; также присутств. представители дворянства и верхушки пасада. Первый Земский собор был созван в 1549 году. Он принял реш. сост. новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и составил программу реформ середины XVI в.
Военная реформа
Ядро армии сост. дворянское ополчение. Под Москвой была посажена “избранная тысяча” – 1070 провинциальных дворян, кот. д.б. стать ее опорой. Впервые составл. “Уложение о службе”. Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного война и являться на смотры “конно, людно и оружно”. В 1550 г. – создание пост. стрелецкого войска. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число кот. б. незначит.
Стоглавый собор
Созван в 1551 г. по инициативе царя и митрополита. Его решения были сформулированы в ста главах. Собор одобрил принятие судебника 1550г. и реформы Ивана IV. Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписывалось создавать новые произведения, следуя утв. образцам.
Реформы усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального упр-я, укрепили военную мощь страны, однако сопровождались нажимом на русское крестьянство, вели к его дальнейшему закрепощению.
Внешняя политика
С 1558 по 1583г. велась Ливонская война за влияние на Западных и Северо – Вост. землях сначала с Ливонским орденом, а позже, с Польшей и Швецией. Часть территории (на побережье Финского залива) Россия смогла отвоевать, выйти к Балтийскому морю Грозный не смог. Иван IV поддерживал отношения с Данией, Турцией, Англией (активно велась торговля). Опричнина
Иван IV, борясь с мятежами и изменами феод. знати, видел в них глав. причину неудач своей политики. В январе 1565 г. царь выехал в Александровскую слободу. Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, напр. духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел. (Термин “опричнина” происходит от слова “опричь” – кроме. Так назвал Иван IV территорию, которую он просил выделить себе в особый удел). Во втором послании, обращ. к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом реш. и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.
Так, используя веру народа в царя, Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои усл.: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину вх. наиболее важные земли Центра, Юго-Запада и Часть Севера (поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом и экон. положении районы). Здесь поселились дворяне, вход. в опричное войско. Содержать войско должно было население земщины. В опричнине царем оставался Грозный, в земщине правила Боярская дума. И в опричнине, и в земщине сущ. свои приказы, казна, армия, но земщина должна была платить опричнине большой налог
Опричнина способствовала усилению самодержавного правления, подрыву роли боярской аристократии, ухудшению пол-я крестьянства, к его большему закрепощению, она вызвала структурный кризис в стране (затрагивались все области).В 1572 году опричнина была преобразована в “Государев двор”.
Билет 35
В первой половине XIX века оформились направления общественной мысли, которые сохранят свое влияние на протяжении всего XIX столетия: официальное (консервативно-монархическое), либеральное (представленное взглядами западников и славянофилов) и революционное (социалистическое).
Консервативно-монархическое направление нашло выражение в знаменитой формуле министра народного просвещения С. С. Уварова: «Православие, самодержавие, народность». Россия, согласно этой теории, — это самобытная страна, основами бытия которой являются самодержавие, единственная форма правления, которую поддерживает русский народ; православие, исконное воплощение его духовности и надежная опора единовластия монарха; народность, неразрывно связующая самодержца и общество. В монархии сосредоточены интересы страны и народа, вот почему необходимы его всемерное укрепление, сохранение существующего порядка, не оглядка на Европу, а борьба с «крамолой».
Формой существования либеральных и революционных идей в 30—40-е гг. стали немногочисленные кружки. Именно в них определилась идеология основных течений русского либерализма тех лет — западничества и славянофильства. И западники, и славянофилы отрицали революционные способы переустройства страны, возлагая главные надежды на силу общественного мнения и готовность власти к преобразованиям. Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.) утверждали, что Россия развивается в том же направлении и по тем же законам, что и европейские страны. Она лишь отстает от них, и задача состоит в том, чтобы преодолеть это отставание: отменить крепостное право, ввести конституционные формы правления (Россия должна стать либо конституционной монархией, либо республикой), провести судебную и военную реформы. Идеал для западников — Петр I, решительно двинувший страну на европейский путь, попытавшийся преодолеть ее вековое отставание.
Славянофилы (Хомяков, Самарин, Аксаковы, Киреевские), напротив, к личности и деятельности Петра I относились весьма критически. Он нарушил исконную самобытность России. В отличие от Европы, допетровская Русь, по их мнению, не знала социальной розни и классовой борьбы. Община обеспечивала гармонию и согласие в обществе, нормой жизни которого было превосходство интересов целого (коллектива, государства) над частными интересами отдельной личности. Духовной основой социальной гармонии являлось православие. Что касается государства, то оно служило интересам общества, не нарушая его независимости в решении важных для него вопросов. Славянофилы считали необходимым отменить крепостничество, восстановить утраченную связь народа и самодержавной власти, возродить Земские соборы, поддержать крестьянскую общину, освободить ее от опеки помещиков и чиновников.
Революционное направление общественной мысли в 30-е гг. развивалось под влиянием идей декабристов (кружки братьев Крицких, Сунгурова и др.). Н 40-е гг. характер революционной мысли изменился. Все большую популярность приобретали социалистические учения. В Россию проникали учения европейских социалистов-утопистов А. Сен-Симона, Ш. Фурье. Особенно значительной популярностью пользовались идеи Фурье (кружок М. В. Петрашевского, разгромленный правительством в 1849г.; среди его членов были Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.). Глубокое влияние этих учений испытал и А. И. Герцен, увлекавшийся также теориями западников. Соединяя представления о том, что Россия должна идти по европейскому пути, с критическим отношением к капиталистическим порядкам, Герцен пришел к выводу, что именно России предстоит проложить путь к справедливому общественному строю — к социализму. В начале 50-х гг., находясь в эмиграции, он разработал теорию «русского», или «общинного», социализма. Россия обладает преимуществом перед европейскими странами — крестьянской общиной, которая легко и органично воспримет идеи социализма.
Билет 36. Основные тенденции мирового развития и внешняя политика России (1991-2011)Изменения в мировой политике после окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране демократизация поставили Россию в положение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитической деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отношений.
В настоящее время можно говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) выработки Россией своей линии поведения на международной арене. Первый связан с попытками сохранения статуса великой державы и продолжения прежней экспансионистской политики, направленной на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Несмотря на несбыточность такого рода альтернативы, можно констатировать наличие в стране определенных ресурсов для ее воплощения. Прежде всего такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических и др.). Второй предполагает обретение Россией статуса региональной державы. В одном случае ее влияние может основываться по преимуществу на факторах силового давления на соседние государства и по сути дела повторять логику поведения «сверхдержавы» в локальном политическом пространстве. При другом варианте завоевание политического влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отказом от военных и силовых угроз по отношению к ним и сознательным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия. Третий предполагает, что Россия может занимать сугубо прагматическую внешнеполитическую позицию, основанную на принципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и государств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут формироваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимости от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на решение экономических и других внутренних проблем.
В реальной политической деятельности государства переплетаются элементы каждой из трех возможных стратегий. Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие: создание новой системы взаимоотношений с бывшими социалистическими странами; вхождение в европейское и мировое сообщество; разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР; разработка новой военно-политической доктрины в изменившемся геополитическом пространстве; активизация отношений с Китаем, странами Юго-Восточной Азии; равноправное развитие отношений с США;
противодействие установлению «однополюсного» мира под эгидой США; участие в миротворческих акциях прекращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.
37 вопрос. Внешняя политика СССР (1985-1991 гг.). «Новое политическое мышление» и окончание «холодной войны».В марте 1985 г. после смерти К. Черненко новым генеральным секретарем был избран пятидесятитрехлетний М. Горбачев. Решение назревших в стране проблем требовало создания оптимальных внешнеполитических условий. Были определены три главных направления внешнеполитической деятельности:
· смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о сокращении вооружений;
· урегулирование региональных конфликтов (прежде всего, в Афганистане);
· признание существующего мирового порядка и развитие отношений с другими странами без идеологических наслоений.
Во внешней политике “горбачевского периода” условно можно выделить два этапа: 1985-1988 и 1989-1991 гг. Первый характеризовался сближением и демонстрацией максимальной открытости между Западом и СССР, налаживанием мостов и достижением первых договоренностей, которые воспринимались как результат окончания “холодной войны”. Второй совпал с распадом социалистической системы, ликвидацией Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи, характеризовался фактически односторонними уступками Советского Союза.
Наряду с программой разоружения предпринимались усилия по разрешению региональных проблем. В 1989-1991 гг. произошли фундаментальные изменения во внешнеполитическом положении СССР. В феврале 1988 г. Н. Горбачев объявил о выводе войск из Афганистана. Вывод войск из Афганистана сделал возможным диалог с Китаем. Отношения с Китайской Народной Республикой значительно улучшились. В мае 1989 г. состоялся первый за последние 30 лет визит главы СССР в КНР.
Важнейшим событием этого периода стало объединение Германии. В октябре 1990 г. ГДР перестала существовать.
Развивались отношения со странами Юго-Восточной и Южной Азии, с государствами Латинской Америки, ЮАР. В то же время СССР продолжал оказывать помощь странам, заявлявшим о своей приверженности “социалистическим идеалам” -Алжиру, Анголе, Эфиопии, Ираку, Сирии,
Внешняя политика СССР конца 80-х годов была полностью ориентирована на установление тесных связей с Западом. Советское руководство стремилось к развитию экономических связей с капиталистическим гигантами, рассчитывая на помощь в разрешении внутренних экономических проблем. Однако Запад обусловливал оказание такой поддержки обязательными внутриполитическими изменениями в СССР.
В 1990 г. США предоставили СССР режим наибольшего благоприятствования в торговле, но не сняли ограничения на поставку в СССР высокотехнологичного оборудования, прежде всего Компьютеров большой мощности. Оказывая экономическую помощь СССР, западные страны исходили из своих долгосрочных целей.
Сложилась парадоксальная ситуация. Курс, задуманный как способ преодоления внутреннего кризиса за счет снижения расходов на вооружение, привлечения иностранных кредитов, привел к еще большему обострению кризисных явлений, которые постепенно приобретали собственную, не подконтрольную власти, динамику.
Билет 38. Окончание Гражданской войны, НЭП.
Дальний Восток : 1) нач. 1920-х освобождение от Белых 2) 6 апр. 1921 г.- создание Дальневост. Республики – буферное гос-во меж-ду Россией и Японией 3)май 1920 г.- ср.Азия войска Фрунзе вступают в Туркестан=> установ. сов.власти 4) авг.-окт. 1920г.- провозглашение Бухарской нар. р-ки 5) 1920-1921 г.г- устан. сов. Власть в Закавказье, Азербайджане, Армении, Грузии 6)1922 г.- сов . власть в Поволжье и на Урале 7) 1920 г.- начало освоб. от белых на Дальнем Востоке (Чита-Хабаровск-Владивосток)
НЭП (1921-1929)
Цели : 1) снять социальную напряженность 2) укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян 3) эк.цель - предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство 4) соц. цель- обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества 5)восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических связей , преодоление международной изоляции
Методы : 1) замена продразверстки продналогом (в 2 р. м)излишки продукции кр-не могли продавать 2) открытие ярмарок и торговых бирж, свободный обмен продукцией =>нормализовался обмен между городом и деревней 3) право свободного выбора форм землепользования 3) создание трудовых бирж 4) гос. предприятия на хозрасчете 5) создание иностранных концессий 6) з/п выдавалась согласно количеству рабочих часов и квалификации
Результаты: 1) эк. сфера- восстановлено с/х, восстановление уровня довоенной промышленности 2) соц. сфера- достигнут довоенный уровень национального дохода, численность рабочего класса возросла в 5 раз, в деревне преобладают середняцкие хозяйства 3) полит. сфера – борьба за власть
Причины свертывания : 1) НЭП рассматривался как временная, переходная мера 2) обеспечивая постепенное восстановление и развитие эк-ки НЭП не гарантировал бескризисного её развития 3)гос-ву нужны были средства для модернизации пр-ва 4) в массовом сознание господствовал «военный коммунизм»5) НЭП пораждал имущественное и социальное неравенство 6) на базе НЭПА власть не могла перекачивать средства из с/х на нужды индустриализации
Билет 39 Специфика Российской цивилизации. Выделяется 4 фактора, сформировавшие модель развития России, при которой наблюдается гипертрофированная роль государства в развитии общества..