А. б. агапов 27 страница
Осужденные, находящиеся в пенитенциарных учреждениях, обладают более значимыми правами в сфере религиозно-обрядовой деятельности, чем военнослужащие. В частности, последние, находясь на службе, в отличие от осужденных, не имеют права посещать места богослужения, находящиеся за пределами воинской части; в некоторых случаях они не могут в полной мере осуществлять свое конституционное право на свободу вероисповедания, поскольку командир воинской части может воспрепятствовать отправлению соответствующих религиозных обрядов. Особое правовое положение в сфере религиозно-обрядовой деятельности распространяется только на специальную категорию лиц, обладающих статусом военнослужащего:
а) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
б) лиц, осуществляющих обязанности военной службы на добровольной основе;
в) лиц, осуществляющих военно-служебные обязанности по призыву, включая офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указами Президента РФ.
К разновидностям религиозной обрядовой деятельности относятся крестный ход во время Пасхального богослужения православных христиан, поклонение Стене Плача в Иерусалиме у иудеев, богомолье, совершаемое адептами вероисповеданий при посещении особо почитаемых отдаленных святынь, и многие другие. Указанные случаи религиозного почитания представляют собой особую разновидность духовного религиозного служения — обрядовую деятельность, установленную каноническими конфессиональными предписаниями. Обрядовая церемониальная деятельность, определенная внутрицерковными установлениями, представляет собой действия, установленные духовными (церковными) обычаями или ритуалами. Ее разновидностью может быть богослужение, отправление иных религиозных служб при непременном участии священнослужителя.
Таким образом, термины «богослужение», «обрядовая и церемониальная деятельность» близки по смыслу, но все же отнюдь не тождественны в их законоведческом понимании. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» понятие «богослужение» включает совокупность всех церемониальных правомерных действий адептов данного вероисповедания, установленных религиозными канонами, в том числе и в вышеуказанных случаях. Осуществление публичных богослужений, иной религиозной церемониальной деятельности нормой п. 5 ст. 16 указанного Федерального закона отождествляется с разновидностью «публичных шествий и демонстраций», право на проведение которых относится к неотъемлемым общегражданским правам, предусмотренным ст. 31 Конституции РФ. На всех верующих, участвующих в публичной обрядовой деятельности, распространяются требования, установленные Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Требования светской и духовной властей, регламентирующие проведение конфессиональных публичных мероприятий, дополняют и взаимозаменяют друг друга по своей действенности.
17.9. Методы государственного регулирования в сфере оборота предметов религиозного назначения
Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» регламентируются обязательственно-правовые отношения в сфере владения, пользования и распоряжения религиозной литературой и иными предметами религиозного назначения, в том числе аудио- и видеоматериалами на соответствующих электронных носителях информации. Цель производства и распространения аудио- и видеоматериалов религиозного назначения — в культовом, духовном воздействии на адепта данного вероисповедания посредством сенсорного восприятия.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривает эксклюзивное право религиозных объединений учреждать объекты, издающие богослужебную литературу и производящие предметы культового назначения. Указанные виды деятельности не вправе осуществлять иные коммерческие или некоммерческие юридические лица, не обладающие статусом религиозной организации.
По смыслу ст. 48 ГК РФ предприятия, осуществляющие книгоиздательскую или иную производственную деятельность, должны быть созданы в форме юридического лица: в этом случае одно юридическое лицо (религиозная организация) учреждает другое (издательство).
К богослужебной литературе относится особая разновидность СМИ. Это могут быть литературные источники, без опубликования которых осуществление культовой деятельности невозможно или существенно затруднено, например источники, содержащие основы вероучения религиозной организации (Библия, Коран и др.), либо книги, воспроизводящие текст их толкования.
Под предметами культового назначения следует понимать различную овеществленную продукцию, выпускаемую целевым назначением и необходимую для осуществления богослужебной деятельности, например в Русской православной церкви к ним относятся иконы, лампады, кадила и иные предметы, без производства которых культовая деятельность невозможна.
17.10. Регламентация международной религиозной деятельности
Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрены права религиозных организаций в сфере международной религиозной деятельности. Осуществление этой деятельности допускается лишь в целях реализации прав религиозных организаций, определенных их уставами. В отличие от политических партий религиозные организации при осуществлении международных связей и контактов не могут осуществлять политическую деятельность, хотя и вправе выражать свое мнение по тем или иным проблемам внутренней и внешней политики. Цель паломнической, религиозно-образовательной или иной культовой деятельности, осуществляемой религиозным объединением за рубежом, заключается в совершенствовании духовного миросозерцания его приверженцев.
Законодатель не ограничивает разновидности международных связей и контактов религиозных объединений. К таковым могут относиться совместные действия представителей отечественных и зарубежных конфессий, отстаивающих права в богослужебной сфере, например совместные ходатайства мусульманских религиозных организаций перед государственной властью о получении разрешений на паломничество в Мекку. Одной из целей международных религиозных связей может быть и экуменизм — деятельность христианских церквей во имя устранения межконфессиональной разобщенности.
Религиозные организации вправе осуществлять международные связи как на территории РФ, так и за ее пределами. Иностранные приверженцы того или иного конфессионального объединения, пребывающие в России, действуют на основе уставов приглашающих их организаций.
В п. 2 ст. 20 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрено эксклюзивное право религиозных организаций на осуществление профессиональной культовой (в том числе и проповеднической) деятельности. Законом предусмотрено ограничение профессиональной религиозной деятельности, в том числе и проповеднической: миссионеры и проповедники вправе участвовать только в рамках богослужебных мероприятий, организуемых религиозным объединением.
17.11. Имущественный статус религиозных организаций и государственное регулирование их предпринимательской деятельности
Религиозные организации не вправе рассчитывать на получение статуса юридического лица, предварительно не заручившись определенным имущественным статусом — правом собственности в полном объеме либо обладая одним из правомочий собственника — владения, пользования и распоряжения имуществом (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» не дает исчерпывающего перечня имущественных объектов, находящихся в собственности религиозных организаций, но содержит прямое предписание по целевому их использованию: движимые и недвижимые объекты, находящиеся в собственности организаций, должны быть предназначены для осуществления культовой деятельности, определенной уставом. В собственности религиозной организации могут находиться производственные комплексы, изготавливающие предметы культового назначения; на религиозную организацию — собственника подобных предприятий — распространяются все правомочия, установленные ст. 132 ГК РФ. В соответствии со ст. 117 ГК РФ религиозные организации, представляющие собой разновидность некоммерческих организаций, вправе осуществлять предпринимательскую (коммерческую) деятельность. Правомочия юридического лица получают имущественные комплексы — объекты производственного назначения, иные объекты недвижимости — монастыри, подворья, странноприимные дома, больницы, молитвенные дома, иные культовые здания и сооружения. Обязательным условием государственной регистрации юридического лица является закрепление в уставе права собственности учредившей его религиозной организации на имущество объекта производственного, благотворительного или культового назначения (п. 2 ст. 48, ст. 209 ГК РФ).
К имуществу, приобретенному за счет собственных средств религиозных организаций, относятся движимые и недвижимые объекты и иное имущество, перешедшее в собственность религиозных организаций на основании цивилистических договоров купли-продажи, мены, дарения или иной сделки, предусматривающей отчуждение имущественных объектов (ст. 218 ГК РФ). Религиозные организации вправе не только приобретать, но и самостоятельно создавать собственные материальные объекты (движимые, недвижимые и иные имущественные), в том числе за счет средств производственной деятельности. Возникновение права собственности на недвижимое имущество связано с актом государственной регистрации (ст. 219 ГК РФ), а его прекращение — с отчуждением собственником своего имущества другим лицам.
Прекращение права собственности религиозных организаций регулируется гражданским, административным и иными отраслями права. Прекращение права собственности возможно на основе волеизъявления собственника либо без его согласия. Принудительное изъятие у собственника имущественных объектов возможно только в случаях, специально определенных законом; к таковым относятся конфискация, реквизиция и иные основания прекращения права собственности, указанные в п. 2 ст. 235 ГК РФ[558].
Пожертвование и передача имущества религиозным организациям юридическими и физическими лицами представляют собой частный случай односторонней цивилистической сделки, в этом случае также применяются положения ст. 572—582 ГК РФ. Пожертвование (ст. 582 ГК РФ) представляет собой частную разновидность договора дарения и применяется в общеполезных целях (при этом не требуется публичной санкции РФ). Пожертвования производятся целевым назначением, т.е. только на осуществление социально приоритетных целей, определенных жертвователем (п. 4, 5 ст. 582 ГК РФ). Религиозная организация, принявшая пожертвование, обязана вести соответствующий учет использования пожертвованного имущества (ч. 2 п. 3 ст. 582 ГК РФ). При нарушении религиозной организацией предусмотренных правил, например нецелевом использовании имущества, жертвователь вправе требовать отмены пожертвования.
В тех случаях, когда объект приобретенного, созданного, пожертвованного или переданного имущества воплощен в недвижимости, возникновение права собственности связано с юридическим фактом — государственной регистрацией недвижимости в органах юстиции. Согласно правилам ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» только государственная регистрация представляет собой единственное доказательство существования зарегистрированного права. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимость объектом государственной регистрации являются также ограничения прав, например сервитут — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимости (также подлежит регистрации). Государственная регистрация производится Росреестром или его территориальным органом по месту нахождения недвижимого имущества. Несоблюдение установленных законом требований влечет за собой недействительность сделки (п. 1 ст. 165 ГК РФ).
Наделение религиозной организации имуществом порождает не только права, но и обязанности собственника. Во-первых, передача имущества в собственность допускается законом только для использования в функциональных целях, т.е. имущество должно использоваться по целевому назначению — для осуществления богослужений и иной культовой деятельности. Во-вторых, права и обязанности собственника на недвижимые объекты возникают только после получения в органах Росреестра свидетельства о регистрации переданного в собственность имущества, т.е. вступление в регистрационные отношения представляет собой не право, а обязанность религиозной организации[559].
Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» урегулировано возникновение, изменение или прекращение имущественных отношений на территории зарубежных государств. Все имущественные отношения в этом случае регламентируются государством страны пребывания, а не федеральным правом. В частности, Русская православная церковь отстаивает свои имущественные интересы в Иерусалиме, на территории государств — участников СНГ и в других зарубежных странах.
Религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания, имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами. Данным предписанием Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» регулируется одно из правомочий собственника: пользование имуществом, находящимся в собственности государства, а также граждан и их объединений. К видам государственной собственности относится федеральная собственность и собственность субъектов РФ (п. 1 ст. 214 ГК РФ). Имущественные отношения также возникают при пользовании религиозной организацией имуществом, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ и п. 1 ст. 215 ГК РФ). Собственником имущества, переданного в пользование религиозным объединениям, могут быть не только государство, муниципальные образования, но и общественные объединения[560].
Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрено целевое использование религиозными объединениями имущества, переданного им в пользование (п. 3 ст. 21). Именно так следует понимать предписание об использовании имущественных объектов «для своих нужд», т.е. в соответствии с уставными полномочиями.
Право пользования не означает полного отчуждения пользователя от переданного ему имущества. В соответствии со ст. 216 ГК РФ вещными правами на имущество могут обладать и лица, не являющиеся собственником имущества, имеются в виду, например, право бессрочного пользования земельным участком (ст. 268 ГК РФ), сервитута и другие виды вещных прав, определенные ГК РФ.
Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрено неотъемлемое право любой некоммерческой организации, в том числе и религиозного объединения, осуществлять предпринимательскую деятельность, однако гражданским законодательством предусмотрены и некоторые ограничения в этой сфере. Предпринимательская деятельность религиозных объединений осуществляется целевым назначением, в соответствии с полномочиями, определенными уставами (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Сказанное означает невозможность перераспределения прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, среди членов религиозного объединения или иных форм ее нефункционального использования. Все приобретенные денежные средства подлежат использованию на финансирование богослужебной и иной культовой деятельности в соответствии с функциями и полномочиями, определенными уставами религиозных объединений. Гражданским законодательством предусмотрена не столько регламентация видов предпринимательской деятельности, сколько целевая направленность расходования полученных денежных средств. В соответствии с этим религиозная организация вправе избрать любую разновидность предпринимательства — торговую, издательскую и иную[561].
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Каким федеральным законом урегулированы отношения в сфере межконфессиональных отношений?
2. Дайте определение религиозного объединения.
3. Приведите организационно-правовые формы религиозного объединения. Каковы различия в их статусе?
4. В чем заключается содержание принципа отделения религиозных организаций от государства?
5. Каковы основания отказа в государственной регистрации религиозной организации?
6. Расскажите о порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы, установленном Минюстом России.
7. Назовите особенности отправления религиозных обрядов и церемоний.
8. Охарактеризуйте правовой статус учреждений профессионального религиозного образования.
9. Приведите основания для ликвидации религиозного объединения и запрета на его деятельность в судебном порядке.
10. Какой орган государственной власти уполномочен осуществлять надзор в сфере межконфессиональных отношений?
Глава 18. Публичные атрибуты и символы
В результате изучения данной главы учащийся должен:
знать содержание основных теоретических понятий: «публичный атрибут», «публичный символ», «экстремистская деятельность»;
уметь анализировать действующее публичное законодательство в рассматриваемой сфере, различать его конституционные и административные предписания;
овладеть практическими навыками квалификации противоправной деятельности, обусловленной использованием экстремистских атрибутов и символов.
18.1. Понятия атрибутов и символов
Публичные атрибуты и символы относятся к средствам внешнего выражения государственной власти: полномочия государственных органов и их должностных лиц воплощаются в аудиовизуальном восприятии посредством изобразительных, графических, звуковых методов выражения. К публичным символам Российской Федерации относятся:
официальные государственные символы Российской Федерации, субъектов РФ — герб, флаг и гимн;
официальные символы муниципальных образований — флаги, гербы, геральдические знаки;
официальные символы общественных объединений (в том числе политических партий), предприятий, учреждений, организаций (в этом качестве используются флаги);
официальные символы Президента РФ и органов государственной власти, правоохранительных и военизированных организаций — штандарт Президента РФ, флаги, знамена, эмблемы соответствующего органа (организации).
Публичные атрибуты включают в себя:
средства словесной идентификации государственной власти — государственный язык Российской Федерации, государственные языки субъектов РФ;
элементы графического изображения официальных государственных символов, например изображение двуглавого орла;
средства официального признания государственной, служебной, творческой деятельности, к которым относятся государственные награды Российской Федерации, субъектов РФ, награды общественных объединений;
знаки различия государственных органов, учреждений, организаций, объединений, свидетельствующие о принадлежности к ним. К таким знакам относятся геральдические знаки — эмблемы, значки, горжеты, а также форменная одежда с элементами графического изображения государственных символов. Отдельные знаки различия учреждаются и негосударственными органами (организациями), например религиозными объединениями и политическими партиями.
Публичные атрибуты и символы в зависимости от их предназначения используются в официальном церемониале при торжественных встречах представителей иностранных государств, во время дипломатических приемов, межгосударственных переговоров и относятся к общеупотребительным средствам дипломатического этикета. Государственная символика применяется при проведении официальных торжеств, праздников, при объявлении траура.
Государственные атрибуты и символы учреждаются конституциями и законами республик (государств) в составе Российской Федерации. Иные субъекты РФ, не наделенные государственными правомочиями, — края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также муниципальные образования, учреждают атрибуты и символы, предназначенные для обеспечения полномочий создаваемых ими органов, организаций и учреждений. Атрибуты и символы политических партий, профсоюзов и иных общественных объединений учреждаются и используются ими в целях публичной самоидентификации в процессе осуществления прав и исполнения обязанностей в общении с государственными и муниципальными органами и их должностными лицами. Таким образом, атрибуты и символы учреждаются не только публичными, но и негосударственными субъектами. Последние используют публичную символику в соответствии с ее статусом, установленным федеральным законодательством и законами субъектов РФ.
Различия в использовании и применении публичных атрибутов и символов обусловлены различиями в статусе правоустанавливающих нормативных правовых актов — федеральных конституционных законов, федеральных законов, учреждающих федеральные атрибуты и символы и действующих на всей территории РФ, законов субъектов РФ, нормативных правовых актов муниципальных органов, действующих в пределах юрисдикции соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.
Статус публичных символов, включающий и правила их использования, устанавливается: федеральными конституционными законами — применительно к гербу, флагу и гимну Российской Федерации; законами субъектов РФ — ими утверждается порядок использования государственной и муниципальной символики. Статус других публичных символов — штандартов, флагов, знамен, эмблем — устанавливается указами Президента РФ и ведомственными актами органов государственной власти[562].
18.2. Публичный статус Государственного флага Российской Федерации
Статус и правила использования Государственного флага Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации».
Государственный флаг РФ постоянно поднимается на зданиях администрации Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ, высших органов федеральной судебной власти и Генеральной прокуратуры, зданиях федеральных органов исполнительной власти, муниципальных и иных публичных органов[563]. Государственный флаг поднимается в качестве кормового флага на судах, внесенных в соответствующий судовой реестр, вспомогательных судах ВМФ. Использование Государственного флага РФ на других судах в зависимости от их принадлежности и формы собственности определяется КТМ РФ, Корабельным уставом (применительно к военным кораблям и судам), международными морскими обычаями (в части судов торгового мореплавания иностранных государств). Использование Государственного флага на транспортных средствах, в том числе вывешивание на судне морского транспорта, размещение на автомобиле либо нанесение его графического изображения, допускается только в случаях, установленных указанным Федеральным конституционным законом.
Государственный флаг РФ на территории России размещается только на автомобилях Президента РФ, председателей обеих палат Федерального Собрания и Председателя Правительства РФ. На других транспортных средствах (в том числе воздушных, морских судах, а также космических аппаратах) используется только его графическое изображение в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством РФ[564].
Использование Государственного флага РФ с нарушением рассмотренных выше правил квалифицируется по ст. 17.10 КоАП РФ. Это правонарушение выражается в следующих действиях:
а) использование общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями флагов, содержащих геральдические символы Государственного флага РФ (т.е. помещение на полотнище флага горизонтальных полос белого, синего и красного цветов);
б) нарушение порядка использования Государственного флага РФ при его одновременном размещении с флагами субъектов РФ, муниципального образования или флагами негосударственных органов (например, вывешивание флага общественного объединения, предприятия, учреждения, организации, размер которого превышает размер находящегося рядом Государственного флага РФ);
в) нарушение церемониальных особенностей использования Государственного флага РФ — ритуалов его подъема, выноса и размещения либо непринятие мер по соблюдению установленного церемониала, предусматривающего вывешивание Государственного флага в дни государственных праздников, а также в дни траура. Например, в дни государственных праздников Государственный флаг должен быть вывешен на всех зданиях, независимо от форм собственности и функционального назначения. Такие флаги должны быть вывешены на зданиях офисов, жилых домов и иных зданиях. В отличие от указанных выше противоправных действий, квалифицирующим признаком рассматриваемого деяния является бездействие лица, обязанного принять меры по использованию Государственного флага РФ[565].
К субъектам рассматриваемого административного правонарушения относятся только физические лица, в том числе государственные служащие, при этом к лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, могут быть применены только дисциплинарные взыскания (ст. 2.5 КоАП РФ).
Умышленные действия, направленные на уничтожение полотнища Государственного флага (например, его публичное сожжение), а также снятие вывешенного флага, уничтожение или повреждение его изображений на транспортных средствах, государственных наградах, эмблемах и флагах федеральных органов исполнительной власти квалифицируется в качестве преступления, предусмотренного ст. 329 УК РФ[566].
В случаях, предусмотренных ст. 17.10 КоАП РФ и ст. 329 УК РФ, предметом противоправного посягательства является федеральный государственный символ. Административная ответственность за нарушение правил использования государственного флага республики в составе Российской Федерации или флага края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа может быть установлена законом субъекта РФ (в данном случае в соответствии с ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ могут быть предусмотрены наказания только в виде предупреждения или административного штрафа).
18.3. Государственный герб Российской Федерации
Правила использования Государственного герба Российской Федерации установлены Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации». Указанные правила включают порядок воспроизведения Государственного герба РФ на официальных публичных реквизитах — бланках высших органов законодательной и судебной власти, Президента и Правительства РФ, органов, организаций, учреждений, им подчиненных, а также на бланках иных федеральных публичных органов, в том числе Генеральной прокуратуры, Счетной палаты и ЦИК РФ. Государственный герб РФ воспроизводится на бланках федеральных органов исполнительной власти[567].
Изображение Государственного герба РФ воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации; документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти (например, на бланках лицензий), а также на печатях федеральных органов государственной власти и иных публичных органов (например, органов ЗАГС). В рассмотренных выше случаях к официальным реквизитам государственных органов, на которых воспроизводится изображение Государственного герба РФ, относятся бланки и иные документы, а также печати[568].
Государственный герб РФ помещается на фасадах зданий федеральных органов государственной власти, в залах заседаний таких органов, в рабочих кабинетах Президента РФ и других высших должностных лиц, указанных в ст. 5 Федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации», а также на пограничных знаках и в пунктах пропуска через Государственную границу РФ.
Изображение Государственного герба воспроизводится на публичной геральдической символике — штандарте (флаге) Президента РФ, боевых знаменах воинских частей, знаменах федеральных органов исполнительной власти, а также на денежных знаках и в других случаях, установленных указами Президента РФ[569].
Таким образом, порядок использования Государственного герба РФ предусматривает:
1) воспроизведение его изображения в вышеуказанных случаях, а также в случаях, специально предусмотренных указами Президента РФ[570];
2) использование изображения Государственного герба или его атрибутов на эмблемах федеральных органов исполнительной власти с изображением геральдического щита или без такого изображения. Например, эмблема ФТС России включает изображение Государственного герба РФ на фоне геральдического щита[571];
3) размещение Государственного герба РФ на знаках различия и форменной одежде лиц, состоящих на военной или иной государственной службе;
4) размещение Государственного герба при его одновременном изображении с другими геральдическими знаками, например при одновременном размещении Государственного герба РФ и герба муниципального образования;
5) соблюдение правил изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей изображения Государственного герба РФ[572].
Нарушение таких правил квалифицируется по ст. 19.11 КоАП РФ. Нарушение иных указанных выше правил использования Государственного герба РФ квалифицируется по ст. 17.10 КоАП РФ. При этом к лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, могут быть применены только дисциплинарные взыскания (ст. 2.5 КоАП РФ). К субъектам рассматриваемого административного правонарушения относятся только граждане и публичные должностные лица. При квалификации административных правонарушений, предусмотренных ст. 17.10 КоАП РФ, индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную санкцией этой статьи для граждан (правила, установленные ст. 2.5 КоАП РФ, в данном случае не применяются, поскольку рассматриваемые административные правонарушения не связаны с предпринимательской деятельностью).