Порядок распределения компетенции в РФ и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Предметы ведения РФ
В КРФ говорится о 3 видах полномочий (вопросов), относящихся к ведению РФ и её субъектов
1) относится к ведению РФ (см. ст.71 К. РФ).
2) находится в совместном ведении РФ и её субъектов (см. ст.72 К.РФ).
3) относится к ведению самих S РФ.
В ведении Российской Федерации находятся:
· а) принятие и изменение КРФ и ФЗ;
· б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
· в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
· г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
· д) федеральная государственная собственность и управление ею;
· е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
· ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия;
· з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы;
· и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;
· к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
· л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
· м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
· н) определение статуса и защита государственной границы;
· о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
· с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
49.Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. Анализ решения КС РФ по «Калининградскому делу»
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
§ а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
§ б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
§ в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
§ г) разграничение государственной собственности;
§ д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
§ е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
§ ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
§ з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
§ и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
§ к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
§ л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
§ м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
§ н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
§ о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Анализ решения КС РФ по «Калининградскому делу»
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Калининградской областной Думы о проверке конституционности статей Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли статьи Временного положения Конституции РФ с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ. Статьями 23 и 24 Временного положения установлены неприкосновенность депутатов Калининградской областной Думы в сфере уголовного, уголовно - процессуального, административного и административно - процессуального права
Решением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда рассматриваемые статьи Временного положения признаны незаконными и противоречащими положениям Конституции РФ.
Мотивы принятого решения: уголовное, уголовно - процессуальное и уголовно - исполнительное законодательство находятся в ведении РФ.
50.Предметы ведения субъектов РФ по их конституционному ( уставному) законодательству. Анализ «Мордовского дела», «Алтайского дела» и «Читинского дела».
· Принятие конституций, внесение в них изменений и дополнений.
· Установление системы ОГВ, порядка их организации и деятельности.
· Законодательное обеспечение организации местного самоуправления.
· Принятие и изменение законов.
· Собственность субъектов РФ и управление ею.
· Принятие и утверждение программ в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития субъектов РФ.
· Региональный бюджет, региональные внебюджетные фонды, региональные налоги и сборы.
· Международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ.
Анализ «Мордовского дела»
КС РФ признал конституционным проверяемый закон Мордовской ССР в силу того, что республика вправе самостоятельно решать вопросы установления и изменения системы своих органов государственной власти; в тоже время КС РФ признал не соответствующим Конституции РФ Указ Президента РФ, которым решения Верховного Совета Мордовской ССР о введении в действие указанного закона Мордовской ССР признавались противоречащими принципам народовластия. КС РФ подчеркнул, что оценка конституционности законов субъектов федерации не относится к полномочиям Президента РФ.
«Читинское дело».
КС РФ признал неконституционными (не соответствующими ст.10 КРФ) те положения Устава Читинской области, в которых содержались права областной Думы утверждать назначение и освобождение от должности заместителей Главы администрации области и руководителей органов областной администрации
«Алтайское дело»
Основание рассмотрения: обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ положения Устава Алтайского края
1)Признать соответствующими Конституции РФ следующие нормы Устава (Основного Закона) Алтайского края: статью 44; статью 45 (в редакции от 2 октября 1995 года); абзацы 11 и 12 статьи 73; статью 77; часть вторую статьи 81; часть вторую статьи 84 при условии, что она предполагает освобождение главы администрации от должности лишь на основании вступившего в силу решения суда о незаконности его действий или решений либо временное его отстранение от должности до вынесения приговора по обвинению в совершении преступления; статью 85 как не устанавливающую обязательность ухода в отставку должностных лиц, которым Законодательное Собрание выразило недоверие; часть вторую статьи 87 постольку, поскольку она не вводит общую подотчетность исполнительной власти по всем вопросам ее компетенции власти законодательной, с правом последней давать какие-либо указания или принимать решения, непосредственно влекущие ответственность должностных лиц исполнительной власти.
2) . Признать не соответствующими Конституции РФ, ее статье 10, следующие нормы Устава (Основного Закона) Алтайского края: абзац 2 части четвертой статьи 71 в части, предусматривающей полномочие председателя Законодательного Собрания подписывать законы края; часть третью статьи 81 в части, требующей согласия Законодательного Собрания на освобождение от должности перечисленных в ней должностных лиц; абзац 2 части первой статьи 82.
Признать часть вторую статьи 83 Устава (Основного Закона) Алтайского края не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 3 (часть 2), 5 (часть 3), 10 и 77.
51.Государственный флаг РФ: правовое закрепление. Государственный гимн РФ.
Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
Государственный флаг Российской Федерации поднят постоянно на зданиях:
- Администрации Президента Российской Федерации;
- Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
- Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
- Правительства Российской Федерации;
- Конституционного Суда Российской Федерации;
- Верховного Суда Российской Федерации;
- Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
- Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
- Центрального банка Российской Федерации;
- Счетной палаты Российской Федерации;
- резиденции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
- Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
А также в их кабинетах и на их транспортных средствах ( кроме судей и прокуроров).
Государственный флаг Российской Федерации поднимается во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий.
В дни траура в верхней части древка Государственного флага Российской Федерации крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага.
Флаги субъектов Российской Федерации, муниципальных образований не могут быть идентичны Государственному флагу Российской Федерации. Государственный флаг РФ не может использоваться в качестве геральдической основы флагов субъектов, муниципальных образований
Изображение Государственного флага Российской Федерации наносится на воздушные суда РФ. Изображение Государственного флага может быть использовано в качестве элемента или геральдической основы государственных наград.
Государственным гимном РФ является мелодия, созданная на основе «Патриотической песни» М. И. Глинки. Гимн РФ исполняется во время торжеств, церемоний и иных мероприятий, проводимых гос. органами: при поднятии Гос. флага РФ; после принесения присяги Президентом РФ; при открытии и закрытии сессий палат ФС, при вручении государственных наград, при вступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в новогоднюю ночь - после трансляции боя часов на Спасской башне Московского Кремля в 24 часа по местному времени,
Государственный герб РФ
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
в многоцветном варианте помещается на бланках: ФКЗ и ФЗ; указов и распоряжений Президента; постановлений СФ ФС; постановлений ГД; постановлений и распоряжений Правительства; высших судов.
в одноцветном варианте помещается на бланках: Администрации Президента; ФОИВ; Генеральной прокуратуры; Уполномоченного по правам человека; Счетной палаты; Центрального банка
53.Институт федерального вмешательства в дела субъектов РФ. Анализ «чеченского дела».
Федеральное вмешательство – это режим осуществления федеральными ОГВ специальных мер принуждения по отношению к региональным ОГВ в порядке и пределах, определяемых ФЗ, в случае нарушения субъектом федерации ОКС и целостности федерации.
Институт федерального вмешательства должен включать:
· Меры превентивного воздействия;
· Меры экономического воздействия;
· Меры политического воздействия;
· Федеральную интервенцию.
Выражается в:
§ отрешения его от должности высшего должностного лица субъекта РФ - Президентом РФ в связи с утратой доверия за ненадлежащее исполнение своих обязанностей