Качество – как объект управления
В современном понимании деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция уже произведена; она должна осуществляться непрерывно в ходе производства продукции, а также предшествовать самому процессу производства.
Управление качеством строится на следующих принципах:
целенаправленность — необходимо иметь четкую цель в отношении качества;
плановость — планируется совокупность мероприятий в области качества, которые подлежат осуществлению;
непрерывность;
интенсивность — повышение качества относится к интенсивным факторам развития экономики;
системный подход;
комплексность — решение проблем качества с учетом всех аспектов, от которых оно зависит;
оптимальность — стремление к точному соответствию качества запросам потребителей;
постоянное совершенствование — способствует конкурентоспособности предприятия.
Управление качеством продукции — составная часть управления производством в целом, одна из его ветвей, функций. Поэтому она развивается и выполняется а рамках действующей системы управления и заключается в выработке политики в области качества, четкой и хорошо организованной работе по выявлению спроса, созданию, изготовлению и обслуживанию продукции. Эта отрасль науки в соответствии с обшей теорией управления оперирует понятиями «система», «среда», «программа» и др.
На качество кроме основных факторов и условий производства влияют многие случайные, местные и субъективные факторы. Чтобы воздействовать на все эти факторы, поддерживать соответствующий уровень качества, необходима система управления то есть совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта.
Различают управляющую и управляемую системы. Управляемая система представлена различными уровнями управление организацией, фирмой, другими структурами; управляющая —создает и обеспечивает менеджмент качества.
Рассмотрим основные категории управления качеством продукции.
Система управления качеством продукции опирается на следующие взаимосвязанные категории: объект, субъект, цель, методы средства, функции, характер управленческих отношений/
Объект управления— качество продукции, совокупность ее свойств или какая-то их часть, группа, отдельное свойство. Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы не только был выделен объект управления, но и четко определены другие категории, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс.
Субъект управления— управляющие органы всех ступеней и лица, призванные обеспечить достижение и поддержание планируемого уровня качества продукции.
Цель управления— определенные уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности,; совокупность свойств и уровень качества, которые следует задать' достичь и обеспечить, чтобы они соответствовали характеру потребности и при этом обеспечивали эффективность производства и потребления, доступность цены для потребителя, нормальная себестоимость и достаточная прибыльность продукции.
Методы управления качеством— пути, которыми органы управления воздействуют на производственный процесс, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и качества продукции.
Методы управления качеством можно разделить на четыре группы: организационные, социально-психологические; экономические организационно-технологические.
Организационные методы — совокупность методов, способствующих такой организации управляемой подсистемы, которая обеспечит требуемое качество. К данной группе методов относят распорядительные (приказы, директивы, постановления, указания, распоряжения), дисциплинарные, обеспечивающие мотивацию (установление ответственности и форм поощрения), стабилизирующие, основанные на общеорганизационном и линейно-функциональном регламентировании на основе норм, нормативов, объяснений, консультаций, ознакомлений, предостережений.
Социально-психологические методы — совокупность способов воздействия на духовные интересы работников, формирование их мотиваций, связанных с обеспечением соответствующего качества. К таким методам относятся: воспитание и пропаганда преданности предприятию, уважения к себе как работнику данного предприятия, гордости за его достижения, формы морального стимулирования.
Экономические методы управления качеством — способы воздействия, основанные на применении экономического стимулирования и создании материальной заинтересованности в достижении заданной цели в области качества. В группу экономических методов также включают: финансирование деятельности в области управления качеством; экономическое стимулирование производства, предоставления потребителям продукции и услуг, соответствующих их требованиям; планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг; ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества; образование фондов экономического стимулирования качества, применение системы оплаты труда и материального поощрения с учетом его качества на каждом рабочем месте производственной системы и системы управления качеством в целом; использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемых ими продукции и оказываемых услуг.
Организационно-технологические методы подразделяются на методы контроля качества процесса и продукции и методы регулирования качества процесса и продукции. Основное место в организационно-технологических методах занимают статистические методы управления качеством.
Средства управления качеством включают:
оргтехнику, средства связи, которые используют органы управления и лица, управляющие выполнением специальных функций в системах управления качеством;
банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций по управлению качеством;
метрологические средства, включающие государственные эталоны, средства измерений;
регламентирующие документы государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ);
базу государственной службы стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).
функции, выполняемые предприятием в отношении качества как объекта управления, следующие:
нормирование (стандартизация, сертификация, аттестация);
технологическая подготовка производства (достаточное материально-техническое снабжение, сортовые семена растений, элитные породы животных, высокий уровень обслуживания и др);
повышение квалификации кадров, стимулирование, усиление ответственности за качество;
контроль за ходом производственных процессов с помощью информационного и метрологического обеспечения.
Управленческие отношения в области качества — это отношения субординации (подчинения) и координации (сотрудничества).
Отношения субординации характеризуются вертикальными связями руководителей с подчиненными и определяются степенью централизации и децентрализации функций и задач управления качеством продукции. На уровне предприятия отношения субординации строятся в зависимости от его производственной структуры и структуры системы управления качеством. Управленческие отношения базируются на сочетании единоначалия, коллегиальности, стимулирования инициативы членов трудового коллектива, использовании экономических, моральных и материальных стимулов.
Отношения координации строятся с помощью горизонтальных связей между отдельными работниками и организациями, вступающими во взаимодействие ради обеспечения определенного уровня качества продукции или его повышения.
На уровне предприятия управление качеством продукции может быть организовано путем распределения функций и задач между подразделениями и работниками или создания специального отдела управления качеством. В организационной структуре могут быть предусмотрены подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством. Распределение функций управления качеством между подразделениями зависит от объема и характера деятельности предприятия. В любом варианте общее руководство системой управления качеством должен осуществлять глава предприятия, отвечающий за всю его деятельность и экономические результаты, которые не могут быть высокими при плохом качестве продукции.
Руководителям следует исходить из того, что предприятие способно на большее по сравнению с прошлым опытом.