Качество – как объект управления

В современном понимании деятельность по управлению каче­ством не может быть эффективной после того, как продукция уже произведена; она должна осуществляться непрерывно в ходе про­изводства продукции, а также предшествовать самому процессу производства.

Управление качеством строится на следующих принципах:

целенаправленность — необходимо иметь четкую цель в отно­шении качества;

плановость — планируется совокупность мероприятий в облас­ти качества, которые подлежат осуществлению;

непрерывность;

интенсивность — повышение качества относится к интенсив­ным факторам развития экономики;

системный подход;

комплексность — решение проблем качества с учетом всех ас­пектов, от которых оно зависит;

оптимальность — стремление к точному соответствию качества запросам потребителей;

постоянное совершенствование — способствует конкуренто­способности предприятия.

Управление качеством продукции — составная часть управ­ления производством в целом, одна из его ветвей, функций. Поэтому она развивается и выполняется а рамках действующей системы управления и заключается в выработке политики в об­ласти качества, четкой и хорошо организованной работе по вы­явлению спроса, созданию, изготовлению и обслуживанию про­дукции. Эта отрасль науки в соответствии с обшей теорией уп­равления оперирует понятиями «система», «среда», «програм­ма» и др.

На качество кроме основных факторов и условий производства влияют многие случайные, местные и субъективные факторы. Чтобы воздействовать на все эти факторы, поддерживать соответ­ствующий уровень качества, необходима система управления то есть совокупность мер постоянного воздействия на процесс созда­ния продукта.

Различают управляющую и управляемую системы. Управляемая система представлена различными уровнями управление органи­зацией, фирмой, другими структурами; управляющая —создает и обеспечивает менеджмент качества.

Рассмотрим основные категории управления качеством про­дукции.

Система управления качеством продукции опирается на следу­ющие взаимосвязанные категории: объект, субъект, цель, методы средства, функции, характер управленческих отношений/

Объект управления— качество продукции, совокупность ее свойств или какая-то их часть, группа, отдельное свойство. Для эффективной организации управления качеством продукции не­обходимо, чтобы не только был выделен объект управления, но и четко определены другие категории, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс.

Субъект управления— управляющие органы всех ступеней и лица, призванные обеспечить достижение и поддержание плани­руемого уровня качества продукции.

Цель управления— определенные уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности,; совокупность свойств и уровень качества, которые следует задать' достичь и обеспечить, чтобы они соответствовали характеру потребности и при этом обеспечивали эффективность производства и потребления, доступность цены для потребителя, нормальная себестоимость и достаточная прибыльность продукции.

Методы управления качеством— пути, которыми органы управ­ления воздействуют на производственный процесс, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и качества продукции.

Качество – как объект управления - student2.ru Методы управления качеством можно разделить на четыре группы: организационные, социально-психологические; эконо­мические организационно-технологические.

Организационные методы — совокупность методов, способству­ющих такой организации управляемой подсистемы, которая обес­печит требуемое качество. К данной группе методов относят рас­порядительные (приказы, директивы, постановления, указания, распоряжения), дисциплинарные, обеспечивающие мотивацию (установление ответственности и форм поощрения), стабилизиру­ющие, основанные на общеорганизационном и линейно-функци­ональном регламентировании на основе норм, нормативов, объяс­нений, консультаций, ознакомлений, предостережений.

Социально-психологические методы — совокупность способов воздействия на духовные интересы работников, формирование их мотиваций, связанных с обеспечением соответствующего каче­ства. К таким методам относятся: воспитание и пропаганда пре­данности предприятию, уважения к себе как работнику данного предприятия, гордости за его достижения, формы морального стимулирования.

Экономические методы управления качеством — способы воздей­ствия, основанные на применении экономического стимулирова­ния и создании материальной заинтересованности в достижении заданной цели в области качества. В группу экономических мето­дов также включают: финансирование деятельности в области уп­равления качеством; экономическое стимулирование производ­ства, предоставления потребителям продукции и услуг, соответ­ствующих их требованиям; планирование создания новых и мо­дернизированных видов продукции и услуг; ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества; образование фондов экономического стимулирования качества, применение системы оплаты труда и материального поощрения с учетом его качества на каждом рабочем месте производственной системы и системы управления качеством в целом; использование экономи­ческих мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемых ими продукции и оказываемых услуг.

Организационно-технологические методы подразделяются на ме­тоды контроля качества процесса и продукции и методы регули­рования качества процесса и продукции. Основное место в орга­низационно-технологических методах занимают статистические методы управления качеством.

Средства управления качеством включают:

оргтехнику, средства связи, которые используют органы управ­ления и лица, управляющие выполнением специальных функций в системах управления качеством;

банк нормативной документации, регламентирующей показа­тели качества продукции и организующей выполнение специаль­ных функций по управлению качеством;

метрологические средства, включающие государственные эта­лоны, средства измерений;

регламентирующие документы государственной системы обес­печения единства измерений (ГСИ);

базу государственной службы стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).

функции, выполняемые предприятием в отношении качества как объекта управления, следующие:

нормирование (стандартизация, сертификация, аттестация);

технологическая подготовка производства (достаточное мате­риально-техническое снабжение, сортовые семена растений, элитные породы животных, высокий уровень обслуживания и др);

повышение квалификации кадров, стимулирование, усиление ответственности за качество;

контроль за ходом производственных процессов с помощью информационного и метрологического обеспечения.

Управленческие отношения в области качества — это отношения субординации (подчинения) и координации (сотрудничества).

Отношения субординации характеризуются вертикальными свя­зями руководителей с подчиненными и определяются степенью централизации и децентрализации функций и задач управления качеством продукции. На уровне предприятия отношения субор­динации строятся в зависимости от его производственной струк­туры и структуры системы управления качеством. Управленческие отношения базируются на сочетании единоначалия, коллегиаль­ности, стимулирования инициативы членов трудового коллекти­ва, использовании экономических, моральных и материальных стимулов.

Отношения координации строятся с помощью горизонтальных связей между отдельными работниками и организациями, вступа­ющими во взаимодействие ради обеспечения определенного уров­ня качества продукции или его повышения.

На уровне предприятия управление качеством продукции мо­жет быть организовано путем распределения функций и задач между подразделениями и работниками или создания специаль­ного отдела управления качеством. В организационной структуре могут быть предусмотрены подразделения, занимающиеся коор­динацией работ по управлению качеством. Распределение функ­ций управления качеством между подразделениями зависит от объема и характера деятельности предприятия. В любом варианте общее руководство системой управления качеством должен осу­ществлять глава предприятия, отвечающий за всю его деятель­ность и экономические результаты, которые не могут быть высо­кими при плохом качестве продукции.

Руководителям следует исходить из того, что предприятие спо­собно на большее по сравнению с прошлым опытом.


Наши рекомендации