Критерии оценки знаний, навыков
Центр антикоррупционных исследований и инициатив
«Трансперенси Интернешнл-Р»
Программа образовательного модуля
«СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»
Программа может использоваться (быть взята за основу) в рамках образовательных программ бакалавриата по различным направлениям.
Москва - Санкт-Петербург, 2014
Цель освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «Стратегии противодействия коррупции» состоит в том, чтобы сформировать у студентов комплексное представление о подходах к исследованию коррупции и стратегиях, механизмах и отдельных инструментах противодействия ей.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент сможет:
· Характеризовать подходы к определению коррупции, причины и последствия коррупции;
· Знать существующие подходы к изучению, способы диагностики и измерения коррупции; владеть методами исследования коррупции;
· Разбираться в особенностях различных стратегий противодействия коррупции;
· Анализировать основные направления антикоррупционной политики Российской Федерации, оценивать социально-экономическую эффективность антикоррупционных проектов и программ;
· Иметь представление о формах и механизмах участия институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики, о состоянии взаимодействия власти и общества в сфере противодействия коррупции;
· Проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов;
· Видеть возможные сферы приложения полученных знаний в профессиональной деятельности[1].
Тематический план учебной дисциплины
Темы | Аудиторные часы | Самостоя-тельная работа | Всего часов | ||
Лекции | Семинары | Всего ауд.ч. | |||
1. Коррупция как социальное явление | |||||
2. Исследования и диагностика коррупции | |||||
3. Понятие и виды антикоррупционных стратегий | |||||
4. Реализация антикоррупционных стратегий на международном, региональном и локальном уровне | |||||
5. Антикоррупционная политика Российской Федерации | |||||
6. Формы и механизмы участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции | |||||
ИТОГО |
Формы контроля знаний студентов
Тип контроля | Форма контроля | Параметры | |
Текущий | Домашнее Задание | Черновые варианты индивидуального или коллективного проекта сдаются на проверку каждые две недели (три промежуточных варианта) | |
Итоговый | Зачет | Защита индивидуального или коллективного антикоррупционного проекта |
Критерии оценки знаний, навыков
При оценке домашнего задания оценивается умение студента ориентироваться в системе законодательства, регулирующего противодействие коррупции, анализировать на примере конкретных кейсов воплощение на практике декларируемых принципов антикоррупционной политики, осуществлять мониторинг правоприменения, производить отбор источников достоверной информации и верифицировать полученную информацию и обрабатывать ее.
В ходе итогового контроля (зачета) студент должен продемонстрировать знание существующих подходов к определению коррупции, последствий коррупции; подходов к изучению, способов диагностики и измерения коррупции; методов исследования коррупции; различных стратегий противодействия коррупции; умение анализировать основные направления антикоррупционной политики Российской Федерации, оценивать социально-экономическую эффективность антикоррупционных программ; способность характеризовать формы и механизмы участия институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики.
6. Порядок формирования оценок по дисциплине (определяется по усмотрению преподавателя; ниже для примера приводится формула расчёта итоговой оценки, которая используется в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург)
Результирующая оценка выставляется с учетом работы студента в течение всего периода изучения дисциплины и формируется на основе результатов, полученных студентом при проведении всех видов контроля знаний (текущего и итогового).
Накопленная оценка складывается из оценки за аудиторную работу студента (вес 0,4) и текущей оценки (вес 0,6), которая включает в себя оценку за три домашних задания (вес каждого домашнего задания 0,2). Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Пересдачи элементов текущего контроля не допускаются. На пересдаче итогового контроля студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.
Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная. На семинарских занятиях учитывается активность студентов дискуссиях и дебатах, умение подбирать актуальную научную литературу, глубина проработки материала и полнота освещения темы при подготовке докладов, правильность решения кейсов, соблюдение требований действующего законодательства.
Накопленная оценка за текущий контроль (Отекущая) учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Онакопленная = 0,6*Отекущая + 0,4*Оаудиторая
Результирующая оценка выводится по формуле:
Орезультирующая = 0,6*Онакопленная + 0,4*Оитоговый контроль
При расчете любых оценок используется арифметический способ округления оценок (например, оценка 8,4 округляется до 8, а оценка 8,5 до 9).
Содержание дисциплины
Тема 1. Коррупция как социальное явление (8 ауд. ч., из них: 4 ауд.ч. – лекции и 4 ауд. ч. – семинары).
Понятие коррупции и подходы к её определению. Признаки, причины и условия возникновения коррупции. Теория коррупции (принципал-агентская модель, модель оптимального управления, теория рационального выбора, классическая политическая доктрина и др.). Социально-политические последствия коррупции. Низовая и верхушечная коррупция. Коррупционные проявления (виды и формы). Взятка и подкуп как наиболее распространенные формы коррупции. Злоупотребление административным ресурсом. Конфликт интересов.
Тема 2. Исследования и диагностика коррупции (6 ауд. ч., из них: 2 ауд.ч. – лекции и 4 ауд. ч. – семинары).
Методы сбора, обработки и анализа информации при проведении исследований коррупции. Перспективные направления исследований коррупции и противодействия ей. Международные инструменты исследования коррупции. Индексы, характеризующие масштаб коррупции. Национальные инструменты исследования коррупции. Значение исследования и диагностики коррупции для разработки национальной антикоррупционной стратегии.
Тема 3. Понятие и виды антикоррупционных стратегий (8 ауд. ч., из них: 4 ауд.ч. – лекции и 4 ауд. ч. – семинары).
Подходы к определению антикоррупционной стратегии. Классификация антикоррупционных стратегий. Стратегия «войны». Стратегия сознательной пассивности. Стратегия осознания. Стратегия предупреждения. Стратегия пресечения. Стратегия системного устранения причин коррупции. Основные элементы антикоррупционной стратегии.
Тема 4. Реализация антикоррупционных стратегий на международном, национальном и локальном уровне (8 ауд. ч., из них: 4 ауд.ч. – лекции и 4 ауд. ч. – семинары).
Роль международного сообщества в противодействии коррупции. Контроль коррупции через программы развития. Поддержка реформ на международном уровне. Международное право и противодействие коррупции. Ограничение коррупции в международном бизнесе (акты экстерриториального действия). Программы национальных антикоррупционных реформ: анализ зарубежного опыта противодействия коррупции. Антикоррупционные программы в коммерческом секторе (практики комплаенс) и некоммерческом секторе (реализация антикоррупционных стратегий на локальном уровне).
Тема 5. Антикоррупционная политика Российской Федерации (10 ауд. ч., из них: 4 ауд.ч. – лекции и 6 ауд. ч. – семинары).
Антикоррупционная политика как функция государства. Соотношение демократии и коррупции. Понятие и субъекты антикоррупционной политики. Содержание и нормативно-правовое закрепление антикоррупционной политики. Общая характеристика российского законодательства в сфере противодействия коррупции. Основные направления антикоррупционной политики Российской Федерации. Понятие и виды антикоррупционных программ. Механизм контроля реализации антикоррупционной программы. Оценка социально-экономической эффективности реализации антикоррупционной программы.
Тема 6. Формы и механизмы участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции (8 ауд. ч., из них: 4 ауд.ч. – лекции и 4 ауд. ч. – семинары).
Характеристика институтов гражданского общества, участвующих в противодействии коррупции. Формы взаимодействия. Механизмы взаимодействия. Гражданское образование. Антикоррупционная пропаганда. Антикоррупционный мониторинг. Институты общественного и парламентского контроля. Участие НКО в совершенствовании антикоррупционного законодательства. Роль общественных консультативных структур и бизнес-ассоциаций в противодействии коррупции. Коллективные действия и коррупция. Понятие антикоррупционной экспертизы. Виды коррупциогенных факторов. Понятие и субъекты независимой антикоррупционной экспертизы. Порядок получения аккредитации независимыми экспертами. Методика проведения экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность.
Планы семинарских занятий
Семинар № 1 по теме «Коррупция как социальное явление» (4 ауд. ч.)
Семинар проводится в форме дискуссии на тему «Источники политической и общественной воли для противодействия коррупции».
Для подготовки к семинару студентам рекомендуется чтение следующей литературы:
1. Ограничения реализации программы // Антикоррупционная политика: Учебное пособие / Под ред. Г.А. Сатарова. – М.: РА «СПАС», 2004. – С. 236-256.
2. Brinkerhoff D.W. Assessing political will for anti-corruption efforts: an analytical framework // Public administration and development. – 2000. № 20. – P. 239-252.
3. Brinkerhoff D.W. Unpacking the concept of political will to confront corruption // http://www.u4.no/publications/unpacking-the-concept-of-political-will-to-confront-corruption (дата обращения: 19.10.2014).
4. Domestic Conditions for Reform // Rose-Ackerman S. Corruption and government: causes, consequences, and reform. – Cambridge: Cambridge University Press, 1999. – P. 198-222.
Вопросы для обсуждения:
1. Подходы к определению политической воли.
2. Индикаторы политической воли.
3. Соотношение значения политической воли и социально-политической среды для противодействия коррупции.
4. Составляющие политической воли.
5. Укрепление политической воли в противодействии коррупции: роль общества.
Семинар № 2 по теме «Исследования и диагностика коррупции» (4 ауд. ч.)
В ходе семинара студенты готовят презентации с результатами актуальных исследований коррупции по следующей примерной схеме:
- исследовательский вопрос;
- актуальность исследования;
- цель, задачи, объект и предмет исследования;
- теоретическая база исследования (на какие уже проведенные исследования, концепции опирается);
- выдвинутые гипотезы;
- методы исследования;
- структура работы;
- основные выводы.
Примерный перечень исследований:
1. Буев В. В., Луговских Н. Б., Николаев В. М., Смирнов Н. В. Комплексное исследование коррупции в Тверской области в 2007 году. - М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (в электронном виде доступно по ссылке: http://nisse.ru/work/projects/publications/publications_4.html).
2. Варфоломеев А. А. Противодействие кибертерроризму: международные стандарты и проблемы их имплементации в России (в электронном виде отчеты по двум этапам исследования доступны по ссылке: http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=explore_yung.htm).
3. Головщинский К. И., Пархоменко С. А., Римский В. Л., Сатаров Г. А. Бизнес и коррупция: проблемы противодействий (итоговый отчет). – М.: ИНДЕМ, 2004. – 113 с. (в электронном виде доступно по ссылке: http://www.anti-corr.ru/cipe/CIPEru.pdf).
4. Иванова Е. Н. Коррупция в системе органов ГИБДД МВД РФ: региональное состояние, возможности и пути противодействия и предупреждения (в электронном виде отчет доступен по ссылке: http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=explore_yung.htm).
5. Конышев В. Н., Сергунин А. А., Система индикаторов вузовской коррупции (гипотеза) // Высшее образование в России. – 2011. - № 10. – С. 152-159.
6. Крапивина О. Н. Региональные трансформации коррупции в период активизации борьбы с ней (на примере Республики Мордовия) (в электронном виде отчеты по двум этапам исследования доступны по ссылке: http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=explore_yung.htm).
7. Лазарев Е. А. Политическая коррупция в государствах постсоветской Евразии: формы и содержание // V Всероссийский конгресс политологов. «Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, акторы». II Форум. молодых политологов. Москва, 20-22 ноября 2009 г.
8. Лазарев Е. А. Коррупция и политическая стабильность: институциональная перспектива // Полития. – 2011. - №1 (60). С. 50-68.
9. Малько А. В., Лопашенко Н. А., Коновалов И. Н., Петров М. П. Значение концепции антикоррупционной политики и подходы к её формированию (с результатами можно ознакомиться по ссылке: http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=explore_other.htm).
10. Патеева Г. Х. Законодательное ограничение судейского усмотрения при назначении уголовного наказания как главный способ борьбы с коррупцией в сфере правосудия (в электронном виде отчеты по двум этапам исследования доступны по ссылке: http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=explore_yung.htm).
11. Писарева Е. В. Противодействие коррупции и организованной преступности в сфере охраны лесов от преступных посягательств в Забайкальском крае (в электронном виде отчеты по двум этапам исследования доступны по ссылке: http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=explore_yung.htm).
12. Плохов С. В. Противодействие коррупции в социальной сфере: региональная специфика (на примере Волгоградской и Саратовской областей) (в электронном виде отчеты по двум этапам исследования доступны по ссылке: http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=explore_yung.htm).
13. Полковницкий О. С. Коррупция и законодательная власть (в электронном виде отчеты по двум этапам исследования доступны по ссылке: http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=explore_yung.htm).
14. Рейдерство как социально-экономический и политический феномен современной России (материалы исследования можно скачать на сайте Саратовского центра по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=explore_other.htm).
15. Состояние бытовой коррупции в Российской Федерации (на основании результатов социологического исследования, проведенного в 2010 году). – М.: Общероссийский общественный фонд «Общественное мнение», 2011 (в электронном виде доступно по ссылке: http://www.indem.ru/russian.asp).
16. Сухаренко А. Российско-американский мониторинг коррупции и выработка универсальных критериев оценки этого явления с учетом опыта двух стран». Американский опыт борьбы с коррупцией:
состояние и перспективы развития (в электронном виде отчет доступен по ссылке http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Explore/suharenko10.htm).
17. Хутов К. М. Лоббирование, коррупция, монополизм: исследование криминогенного взаимодействия (отчеты по двум этапам исследования доступны по ссылкам: http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Explore/hutov-1.htm; http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Explore/Hutov.htm).
18. Якимов О. Ю. Коррупция в городе Тольятти и Самарской области: особенности и тенденции (электронный вариант доступен по ссылке: http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Explore/yakimov-1_2.htm).
Перечень может изменяться и дополняться в зависимости от потребностей образовательной программы (от направления обучения).
Семинар № 3 по теме «Понятие и виды антикоррупционных стратегий» (4 ауд. ч.)
Семинар проводится в форме деловой игры. Студенты разбиваются на 3 группы, каждая из которых должна разработать антикоррупционную стратегию (1 – стратегия «войны», 2 – стратегия осознания, 3 – стратегия системного устранения причин коррупции). Стратегия должна предусматривать конкретные меры, направленные на противодействие коррупции, с включением как государства, так и гражданского общества. В ходе обсуждения результатов работы в группах основной упор делается на обсуждении сильных и слабых сторон каждой стратегии.
Семинар № 4 по теме «Реализация антикоррупционных стратегий на международном, региональном и локальном уровне» (4 ауд. ч.)
Семинар проводится в форме решения кейсов. Их выбор зависит от образовательных целей конкретной образовательной программы. К примеру, для студентов юридических факультетов можно дать для разбора случаи нарушения законодательства о борьбе с незаконным обогащением, подкупом иностранных должностных лиц. Для студентов направления «Государственное и муниципальное управление» - примеры конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе, случаи нарушения требований закона о декларировании доходов и расходов. Для обучающихся по направлению «Менеджмент» - анализ антикоррупционной политики на конкретных предприятиях и т.п.
Семинары № 5 и 6 по теме «Антикоррупционная политика Российской Федерации» (6 ауд.ч.)
Семинар № 5 (2 ауд. ч.)
Семинар проводится в форме дебатов по американской системе на тему «Коррупция в ходе избирательной кампании» (вариант «Эффективность электронных площадок демократии в противодействии коррупции»)
На обсуждение выносится следующий вопрос:
1. Были ли нарушения в ходе избирательной кампании в Законодательного Собрания 5-го созыва настолько существенными, что выборы можно признать нелигитимными.
Создаются две группы с противоположными точками зрения (поддерживающие и не поддерживающие эту позицию – группа «За» и группа «Против»). В каждой группе выбираются спикеры. Один из студентов ведёт игру и выполняет роль рефери (вместе с преподавателями).
Регламент проведения дебатов
5 минут – разделение на команды (жеребьевка), выбор спикеров и рефери.
40 минут - подготовка выступлений спикеров каждой группы.
5 минут – представление позиции группы спикером группы «За»
5 минут - представление позиции группы спикером группы «Против»
3 минуты – вопросы спикеру группы «За»
2 минуты – ответы спикера группы «За»
3 минуты - вопросы спикеру группы «Против»
2 минуты – ответы спикера группы «Против»
3 минуты – подготовка заключительного выступления команд (выступает любой представитель команды, кроме спикера)
1 минута – заключительное слово представителя команды «За»
1 минута – заключительное слово представителя команды «Против»
20 минут – подведение итогов и рефлексия.
Материалы для подготовки к дебатам:
1. Видеозапись и материалы круглого стола «Неизбранные избранники: кризис легитимности законодательной власти в Петербурге. 16.01.2012. Режим доступа: www.facebook.com/268316989849609/360100330671274/, материалы доступны также на сайте пресс-клуба «Зеленая лампа»: http://www.greenlamp.spb.ru/.
2. Материалы сообщества «Держи вора»: http://www.derjivora.org/.
Семинар № 6(4 ауд.ч.)
Проводится в форме просмотра и обсуждение кинофильма антикоррупционной тематики (выбор осуществляется студентами):
Примерный список фильмов
1. Вся королевская рать (2006)
2. Город грехов (2005)
3. Крёстный отец. Часть II (1974)
4. Однажды в Америке (1984)
5. Лицо со шрамом (1983)
6. Фрост против Никсона (2008)
7. Элитный отряд (2008)
8. Отступники (2006)
9. Казино (1995)
10. Парикмахер из Кигали (2008)
11. Конфликт интересов (2010)
12. Авиатор (2004)
13.Лучшие молодые годы (2003)
14. Проблеск гениальности (2008)
15. Инсайдер (1999)
16. Деньги говорят: прибыль превыше безопасности паципентов (2006) - документальный
17. Американский урожай (2008) - документальный
18. Ничего, кроме правды (2008)
19. Вердикт за деньги (2003)
20. Фирма (1993)
21. Мистер Смит едет в Вашингтон (1939)
22. Продавец дождя (1997)
23. Тренировочный день (2001)
24. Интернэшнл (2009)
25. Трафик (2000)
26. Эрин Брокович (2000)
27. Тринадцатый день (2000)
28. Гангстеры в Нью-Йорке (2002)
29. Гражданский иск (1998)
30. Доктор Мабузе: игрок (1922)
31. Деньги на двоих (2005)
32. Разбитое стекло (2003)
33. Glengarry Glen Ross (1992)
34. Бойлерная(2000)
35. В начале(2009)
36. Миссия «Лондон» (2010)
37. Здесь курят (2005)
38. Корпорация (2003)
39. Z (1969)
40. Сильная жара (1953)
41. Изумительный (2008)
42. Уолл-стрит (1987)
43. Правосудие для Сергея (2010)
44. Стукачка (2010)
45.Самый опасный человек в Америке: Дэниэль Элсберг и документы Пентагона (2009)
Семинары № 7 и 8 по теме «Формы и механизмы участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции» (4 ауд. ч.)
Семинар № 7 (2 ауд. ч.)
Проводится в форме деловой игры (ниже перечислено несколько возможных вариантов)
1. Принятие антикоррупционной инициативы в парламенте.
2. Общественные слушания по законопроекту о взаимодействии органов власти и некоммерческих организаций в сфере противодействия коррупции.
3. Проведение общественного расследования.
Семинар № 8 (2 ауд. ч.)
Организуется в форме тренинга по проведению независимой экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность на основе разработанных методических рекомендаций. Студенты работают с текстами нормативных правовых актов в малых группах, выявляют и классифицируют коррупциогенные факторы, а также составляют черновые варианты заключений по результатам независимой экспертизы, которые потом обсуждаются всеми. Преподаватель даёт рекомендации по устранению выявленных коррупциогенных факторов.