Создание Румынского государства 2 страница
Выборное собрание избиралось по гораздо более демократическому избирательному закону, что давало Кузе возможность провести в собрание представителей средних и мелких помещиков, а также буржуазии, которые его, как правило, поддерживали. В отличие от Парижской конвенции 1858 г. председатель Выборного собрания, игравший значительную роль, назначался ежегодно Ку-зой из среды депутатов, что ставило его в полную зависимость от господаря. Выборное собрание обсуждало и голосовало за проекты законов, которые ему представлялись господарем. Единственное существенное право Собрания, посредством которого оно могла ограничивать власть господаря, было право принятия или изменения бюджета, представленного исполнительной властью. Кроме того, господарь из своих ставленников назначал Государственный совет, который подготавливал проекты законов по рекомендации князя, действовал и как административный трибунал. Будучи зависимым от исполнительной власти и работая под председательством господаря, Государственный совет был верным помощником Кузы в его реформаторской деятельности на пути буржуазных преобразований 109.
Таким образом, развивающий статут 1864 г. и новый избирательный закон определили основные принципы и нормы организа- ции и развития Румынского буржуазного государства, заложили основы для проведения реформ с ограниченным буржуазным характером.
Государственный переворот 2(14) мая 1864 г. и принятие великими державами Развивающего статута 1864 г. облегчили проведение буржуазных реформ в Румынии. Под напором крестьянского движения правительство М. Когэлничану, поддержанное А. Кузой, поспешило провести 14(26) августа 1864 г. аграрную реформу «сверху» для того, чтобы народные массы не провели ее «снизу». Согласно принятому закону, крестьяне освобождались от выполнения феодальных повинностей и наделялись небольшими участками земли в зависимости от количества имеющегося у них скота. Однако около 70% земель оставалось в руках помещиков и государства 110.
Аграрная реформа способствовала развитию капитализма в сельском хозяйстве Румынии, хотя и по наиболее болезненному пути — прусскому.
Правительство М. Когэлничану и А. Кузы приняло меры по усилению государственного аппарата, который служил укреплению нового, буржуазного строя. В системе карательных органов важная роль принадлежала армии, поэтому 27 ноября 1864 г. был принят закон об устройстве армии по буржуазному образцу. В армию призывались все граждане от 20 до 50 лет. Под давлением радикалов были организованы гражданская гвардия, защищавшая главным образом интересы буржуазии, милиция и вооруженное ополчение т.
Большое значение для капиталистического развития Румынии имела унификация гражданского, уголовного и торгового законодательств. Она была проведена двумя путями: довольно поспешным заимствованием из буржуазных кодексов стран Западной Европы и распространением валашского законодательства на Молдову. 9 декабря 1864 г. был принят торговый кодекс, в соответствии с которым на Молдову был распространен валашский торговый кодекс 1840 г. с изменениями, внесенными 2 ноября 1850 г. Было покончено с монополией феодальных землевладельцев в области торговли, и буржуазия заняла более прочные позиции в коммерции.
Уголовный, гражданский и уголовно-процессуальный кодексы вошли в действие в 1865 г. Они были составлены на основе французских кодексов 1806 и 1810 гг. с изменениями, заимствованными из бельгийского, австрийского и прусского кодексов. Эти кодексы имели главной целью защиту интересов господствующих классов, частной собственности112. С 1 декабря 1865 г. был введен в действие гражданский кодекс, в основу которого были положены французский гражданский кодекс 1804 г. (кодекс Наполеона I), итальянский кодекс, а также местные юридические нормы обычного права (в особенности в вопросах семейного и наследственного права). Как и уголовный кодекс, он был призван защищать буржуазную собственность ш.
4 декабря 1864 г. и 4 июля 1865 г. были приняты законы об организации буржуазной системы учреждений, устанавливающие нормы организации и. функционирования судопроизводства. Были основаны волостные суды, трибуналы в уездах, апелляционные суды, суды присяжных и по уголовным делам и Кассационный суд. Члены Кассационного суда и апелляционных судов пользовались правом неприкосновенности, остальным судьям это право могла предоставляться специальным законом.
В марте 1864 г. была проведена реформа местной администрации по образцу французского законодательства. Уезд и коммуна (община) были признаны в качестве юридических политико-территориальных единиц. Администрация уездов и общин состояла из членов уездных и общинных комитетов, избранных на основе имущественного ценза. Тем самым местной администрации предоставлялась определенная автономия. Кроме того, правительство назначало в уезды префектов, которые являлись исполнителями решений правительства и местной администрации. 25 ноября 1864 г. был принят закон об организации просвещения в Румынии. Было введено обязательное начальное образование. Помимо того, в систему органов образования входили средние и высшие учебные заведения. Это упорядочивало и улучшало систему образования. Однако закон был лишь частично выполнен. Господствующие классы не были заинтересованы в обучении народных масс. Большинство-населения оставалось неграмотным 114.
Важным орудием в руках государства являлась церковь. В результате ряда законов, принятых в 1864—1865 гг., румынская церковь становилась автокефальной. Церковные организации были представлены Генеральным синодом, который координировал с Константинопольской патриархией вопросы, касающиеся религиозных догматов. Тем самым сохранялась церковная связь с Константинопольской патриархией. Митрополиты и епархиальные епископы назначались князем на основе рекомендаций комитета министров.
Куза широко применял декреты-законы, которые, вопреки Развивающему акту к Конвенции 1858 г., далеко не всегда ратифицировал в Собраниях. Так, с 3 июля 1864 г., когда вступил в действие указанный акт, и до открытия очередной сессии парламента 5 декабря 1864 г., было принято около 40 декретов, основывались торговые палаты, сберегательные кассы и другие учреждения 115.
Таким образом, в первой половине 60-х годов были проведены наиболее значительные буржуазные реформы, завершена унификация законодательства, реорганизована на новых основах администрация страны. Все это говорило о том, что в Румынии, как отмечали современники, совершался процесс модернизации116, способствующий капиталистическому развитию страны.
§ 4. Внутриполитические процессы
во второй половине 60-х — в 70-е годы.
Путь к независимости
Пытаясь следовать примеру Наполеона III, Куза стремился а \ ходе последующего правления как бы «подняться над классами и партиями». Однако в отличие от Франции, зашедшей далеко вперед в капиталистическом развитии, имевшей два основных класса капиталистического общества — буржуазию и пролетариат, в Румынии этот последний класс лишь зарождался. Поэтому Куза пытался лавировать между консерваторами, представлявшими интересы крупных помещиков и торговой буржуазии, и либералами-радикалами, выражавшими чаяиия промышленной и мелкой буржуазии. Он пытался создать свою партию, в которую вошли бы как умеренные либералы, так и умеренные консерваторы. Куза пользовался определенным авторитетом у крестьянства, которое получило часть земли и в некоторых военных кругах. Но в отличие от Наполеона III Куза никогда не опирался на деклассированные элементы. Таким образом, если внешне правление Кузы, в особенности после 1864 г., было похоже на бонапартизм, то по сути оно существенно от него отличалось.
Между тем оппозиция правлению Кузы нарастала. Недовольство выражали представители противоположных группировок: с одной стороны, консерваторы, ожесточенные аграрной реформой, с другой — либералы и радикалы, протестовавшие против высоких налогов, нарушения гражданских свобод, склонности князя к режиму личной власти. 11 (23) февраля 1866 г. в результате заговора так называемой чудовищной коалиции Александр Куза был низвергнут, и на румынский престол после некоторых поисков был посажен представитель боковой ветви прусской династии, племянник Наполеона — Карл Гогенцоллерн.
Начался очередной этап в развитии Румынского государства, характеризуемый господством буржуазно-помещичьей коалиции, которая была органом диктатуры правящих классов. Это нашло отражение в первых же акциях, направленных на подавление сопротивления крестьян в интересах крупных землевладельцев. Уже в марте 1866 г. Выборное собрание приняло закон о сельскохозяйственных договорах, согласно, которым сельские власти могли в слу#чае невыполнения условий «договора» между помещиками и крестьянами «побуждать» последних силой при помощи примарей (старост) и сельских стражников выполнить оговоренные в этом документе работы на помещичьей земле 117. Выборное собрание •приняло и закон об образовании гражданской гвардии, которая, помимо армии, была еще одним орудием для защиты интересов правящих классов 118.
В мае 1866 г. началось вооруженное восстание граничар (крестьян, несших пограничную службу), недовольных содержанием аграрной реформы 1864 г. и в особенности тем, как она проводилась. Оки требовали справедливого урегулирования отношений ме- жду крестьянами и арендаторами поместий, выступали против пришва их в граничарские формирования во время разгара сельскохозяйственных работ, высказывали недовольство приглашением иностранного князя. Восстание охватило широкую территорию по всему Дунаю, от Калараша до Брэилы. К граничарам присоединились крестьяне близлежащих сел и рабочие городов. Это было одно из наиболее широких выступлений эксплуатируемых классов, поэтому правительство поспешило расправиться с ним, тем более, что и международная обстановка была неблагоприятной для Румынии: на ее границах концентрировались турецкие войска 119. Вскоре после этого правительство Иона Гики приняло также меры для насильственной отправки домой в села так называемых бродяг, т. е. сельскохозяйственных батраков, которые искали работу в городах 120. Все это привело к усилению стихийной борьбы крестьян и нарождавшегося пролетариата против эксплуататоров.
Таким образом, новое буржуазное государство служило прежде всего орудием организованного насилия, принуждения в отношении трудящихся. Вместе с тем оно стремилось урегулировать и отношения внутри господствующего класса. После свержения Кузы между двумя группировками заговорщиков — консерваторами и либералами — началась борьба за власть и за определение политической линии в государстве. Особенно упорная борьба велась по вопросу о направлении и темпах общественно-экономического развития Румынии. Консерваторы, отражавшие интересы помещиков и связанной с ними части крупной торговой и финансовой буржуазии, стремились задержать развитие капитализма и не допустить проведения дальнейших реформ. Либералы, представлявшие интересы промышленной и мелкой буржуазии и обуржуазившихся помещиков, в особенности их левое крыло — радикалы, наоборот, считали, что следует провести дальнейшие преобразования, усиливающие позиции буржуазии. Они добивались своей доли власти.
В этой борьбе консерваторы на первых порах оказались более организованными и заняли основные места в кабинете умеренного либерала И. Гики 121. Это было, впрочем, естественно. Силы консерваторов, в рядах которых состояли прежде всего землевладельцы, при всех проведенных буржуазных реформах оставались еще очень значительными* Несмотря на наличие нескольких группировок, они были более или менее едины.
Либералы были раздроблены на несколько фракций. В состав правящей политической группировки входили только либералы-радикалы во главе с К- А. Росетти и И. К- Братиану и малочисленная группа умеренных либералов во главе с И. Гикой-. Большая же часть либералов, сгруппировавшихся вокруг М. Когэлничану и К. А. Крецелеску, молдавская «свободная и независимая фракция» во главе с Н. Ионеску, а также такие видные деятели либералов, как В. Александри, К. Негри, Ч. Боллиак, не участвовали ни в свержении Кузы, ни в установлении нового порядка. Разъединенные с политической точки зрения, ослабленные противоречиями между различными фракциями, либералы не смогли навязать свою волю в разрешении сложных проблем, которые возникали в условиях буржуазно-помещичьего режима. Этим воспользовались консерваторы. Они не торопились выполнить договор с либералами-радикалами о роспуске Выборного собрания, которое считалось «орудием Кузы», поскольку намеревались обеспечить себе уверенное большинство в будущем Учредительном собрании. Министр внутренних дел И. Гика назначил своих сторонников на посты префектов, и лишь после того, как была подготовлена почва, консерваторы распустили 18(30) марта 1866 г. Выборное собрание и объявили выборы в Законодательное собрание. Естественно, эти выборы дали им преимущество. Воспользовавшись этим, они незаконно превратили Законодательное собрание в Учредительное и стали добиваться изменения подготовленного Государственным советом и согласованного с радикалами проекта конституции. Этому активно содействовал Карл Гогенцоллерн, заинтересованный в том, чтобы конституция была возможно более консервативной.
В новом проекте конституции, представленном консерватором Аристиде Паскалом, вместо однопалатного парламента был предложен двухпалатный, вместо отсрочивающего вето князю предоставлялось право абсолютного, а избирательный закон обеспечивал преимущество крупных землевладельцев-консерваторов в Законодательном собрании. Основные положения проекта конституции не отражали истинного соотношения сил правящих классов в стране, а соответствовали интересам тех слоев, которые преобладали в Учредительном собрании после установления господства консерваторов. Поэтому последние смогли добиться изменения первоначального проекта конституции, в котором влияние идей радикалов было очень значительным.
Новая конституция была принята Собранием 29 и утверждена Карлом 30 июля (11 августа) 1866 г.122 «Чудовищная коалиция» стремилась закрепить свое господство на более широком рынке,, включавшем всю территорию Объединенных княжеств, опасалась планов западных стран использовать румынскую территорию в качестве обменного фонда в сложной дипломатической игре 123 и понимала, сколь непрочно ее господство в Южной Бессарабии, оторванной от России после Крымской войны. Поэтому она поспешила записать в конституцию, что «Румынские Объединенные княжества являются единым и неделимым государством под названием «Румыния», что территория Румынии не может быть отчуждена, колонизована иностранным населением, а границы государства могут быть изменены, либо исправлены только «в результате принятия закона». Устанавливались также дискриминационные меры для иностранных подданных, строго ограничивалось и регламентировалось получение румынского гражданства. Как видим, это был третий конституционный акт (после статута А. Кузы и Развивающего статута 1864 г.), в котором было закреплено название «Румыния». С одной стороны, это отражало процесс формирования Румынское го национального государства после прошедших объединительных: актов и буржуазных реформ. С другой, — это свидетельствовало о росте национального самосознания румын, о процессе консолидации румынской буржуазной нации. Последнее нашло отражение и в статье конституции, отмечавшей, что «члены обоих собраний представляют не только уезд или город, в котором они избраны», но и «всю нацию». В другой статье подчеркивалось, что «вся власть в стране исходит от нации». Следует отметить, что статьи, в которой говорилось бы о румынской нации, не было ни в одном из предыдущих конституционных актов.
Многочисленные внутренние государственные акты, которые содержали самоназвание «румыны»124, также отражали дальнейший процесс формирования румынской нации. И все же к середине 60-х годов он еще не был полностью завершен. Об этом свидетельствуют многочисленные выступления в пользу самостоятельного существования Молдавского государства.
В Конституции 1866 г. нашло отражение стремление ее создателей провозгласить независимость страны. В отличие от Конвенции 1858 г., даже Статута 1864 г. и Развивающего статута к Конвенции 1858 г. в Конституции 1866 г. нигде не встречалось даже упоминания о султанском сюзеренитете либо о режиме коллективной гарантии европейских держав. Этим давалось понять, что фактически Румыния стремится стать независимым государством и считает анахронизмом международно-правовой статус, признающий ее зависимость от Османской империи. Попытка держав изменить конституцию 1866 г. впервые окончилась неудачей. В дальнейшем ссылки на конституцию были использованы при борьбе за признание другими державами самоназвания «Румыния», ее права чеканить монету, заключать конвенции с другими государствами 125.
В конституции 1866 г. отражено новое соотношение классовых сил, возросший удельный вес и значимость румынской буржуазии. В. И. Ленин подчеркивал, что в любой конституции отражена «запись итогов борьбы, получившихся после ряда тяжело доставшихся побед нового над старым и ряда поражений, нанесенных новому старым»126. В конституции 1866 г. собственность объявлялась священной и неприкосновенной. Ни один закон не мог предусмотреть конфискацию имущества. Специально оговаривалось право помещиков на компенсацию за переданные крестьянам наделы земли, согласно аграрной реформе 1864 г. Экспроприация собственности могла иметь место лишь в случае «общественной необходимости», при условии, что это оговорено в специальном законе и выплачена соответствующая компенсация. В соответствии с буржуазными принципами конституция 1866 г. провозглашала равенство всех граждан перед законом и предусматривала различные свободы граждан — личности, собраний, неприкосновенность жилища, образования ассоциаций и др. Все сословные привилегии ликвидировались. Провозглашалась отмена классовых различий, равенство всех румын перед законом и равная обязанность платить налоги и выполнять повинности. Объявлялось запрещение выдачи политических эмигрантов.
Как и в других буржуазных конституциях, эти свободы не га- \ рантировались. Они были формальными декларациями, мертвыми буквами. Существовала масса оговорок, которая сводила на нет предусмотренные в конституции «свободы». Так, провозглашалась свобода совести, но лишь в той мере, в какой она «не нанесет ущерба общественному порядку и нравственности»; право на обучение, но лишь в случае, если «это не затрагивало добрые нравы или общественный порядок»; строго регламентировалась пресса и т. д. Представители двух правящих партий открыто утверждали, что конституционные гарантии установлены только, для правящих кругов, а не для большинства народа 127. Таким образом, политический режим, господствовавший в стране, сводил на нет все провозглашенные свободы 128.
По форме правления Румыния была конституционной монархией. Как и в предыдущих основных конституционных актах, румынская конституция 1866 г. исходила из классической буржуазной теории «разделения властей». Однако в отличие от Статута 1864 г., который предоставлял законодательную инициативу лишь князю, конституция 1866 г. провозглашала, что законодательная инициатива и законодательная власть принадлежат князю, палате депутатов и Сенату, и любой закон должен был утверждаться всеми законодательными учреждениями, что уменьшало власть главы румынского государства. Законы не могли быть представлены на санкцию князю до того, как были утверждены большинством обеих палат.
В действительности князь внес на обсуждение значительно больше проектов законов, чем парламент. К тому же конституция предоставила князю право вето, так что он мог не пропускать неугодные ему законы. Парламент фактически превратился в орган бесконечных дискуссий, в машину, призванную голосовать за проекты правящих партий 129.
Карлу Гогенцоллерну при поддержке помещиков-консерваторов, несмотря на сопротивление различных группировок либералов, удалось также провести положение о двухпалатном Национальном собрании, состоящем из палаты депутатов и Сената. На этот раз Сенат, в котором большинство принадлежало крупным помещикам и буржуазии, должен был парализовать любую попытку реализации радикальных реформ130. Исполнительная власть отдавалась всецело князю и министрам. В отличие от Конвенции 1858 г. и Статута 1864 г., предусматривавших пожизненное избрание князя, конституция 1866 г. устанавливала наследственную монархию династии Гогенцоллерн-Зигмаринген в порядке первородства по мужской линии.
Князь был наделен широкими правами. Он являлся главой государства, имел право назначать и отзывать своих министров и утверждать чиновников, санкционировать и обнародовать законы, мог отказать в утверждении закона. Ему принадлежало право помилования либо сокращения срока наказания за уголовные преступления любых лид, за исключением министров. Князь являлся главнокомандующим армией, присваивал воинские звания. Он имел право награждать орденами, заключать с другими государствами необходимые торговые и судоходные конвенции, т. е. фактически имел большинство прав главы независимого государства, хотя для того, чтобы они вошли в действие, требовалось утверждение парламента. Князь созывал Собрания, а также распускал их.
По правилам парламентского режима глава государства должен был назначать министров из представителей партии, одержавшей победу на выборах. На практике князь (особенно после 1871 г.) назначал и отстранял министров по своему усмотрению. Во всяком случае в Румынии не парламент создавал правительство, а правительство — парламент 131. Таким образом, по форме правления Румыния являлась конституционно-парламентской монархией, в которой монарх обладал довольно широкими прерогативами. Министры могли участвовать в обсуждении законов в парламенте, но без права голосования. Министры были ответственны за свою деятельность. Собрание большинством в 2/з, а также князь имели право отдавать их под суд Высшего кассационного суда. Князь мог защитить министров от ответственности за нарушение законов лишь в случае, если об этом просило Собрание. Это лишало правительство и парламент стабильности и уверенности, практически отдавало всю власть в руки монарха. Поэтому Румыния на деле являлась ограниченной конституционной монархией.
Судебные функции в Румынии осуществлялись волостными судами, уездными трибуналами, апелляционными судами, палатами присяжных по уголовным делам и Высшим кассационным судом. Независимость судебной власти не соблюдалась. Положение о несменяемости судей не было записано в конституции. Более того, законодательная и исполнительная власти осуществляли контроль над судебной властью, учреждая судебные органы, определяя их полномочия и назначая судей, предоставляя амнистию, помилование или уменьшая наказания.
В литературе утверждается, что единственным источником румынской конституции 1866 г. являлась бельгийская конституция 1831 г.132 В действительности, как видно из вышеизложенного и как это убедительно доказали румынские историки и юристы И. К* Филитти и К. К. Анджелеску, в основу конституции 1866 г. был положен составленный в 1859 г. Центральной комиссией в Фокшанах проект конституции, включивший в себя положения не только бельгийской конституции 1831 г., но и французских конституций 1791 и 1852 гг. Конституция содержала также многочисленные положения местного происхождения: текст о неделимости Румынского государства, о неотторжимости его территории, запрещении колонизации иностранцами, о натурализации иностранных под-данных-христиан и т. д.
Как справедливо отмечает советский историк С. А. Мадиевский, переворот 11 февраля 1866 г. и закрепление его результатов конституцией означали несомненный сдвиг центра тяжести от короны к парламенту 133. Но при этом парламент вовсе не обладал азтоно мией и не был «высшим фактором политической власти в Румынии», как утверждали румынские буржуазные историки М. Поли-хрониаде и Ал. Телл 134.
Румынская буржуазия, особенно промышленная, была еще весьма слабой. К тому же она, по образному выражению В. Н. Виноградова, «родилась с печатью страха на лице». Размах выступлений крестьянства и. городских низов перепугал буржуазию и усилил ее тягу к союзу с полуфеодальными помещиками. Образовалась буржуазно-помещичья коалиция, правившая в стране 135. Однако между участниками коалиции существовали и глубокие противоречия. В то время как консерваторы считали, что все допустимые реформы уже проведены, либералы добивались дальнейшего развития страны по капиталистическому пути. Это привело к политической нестабильности в стране.
Конституция 1866 г. не удовлетворяла полностью ни консерваторов, ни либералов, поскольку ни одна из группировок не сумела обеспечить себе прочное и бесспорное господство в Выборном собрании 136. В целях консолидации сил консерваторы в Валахии образовали «Комитет порядка». В Молдове они объединились вокруг сына господаря М. Стурдзы — Г. М. Стурдзы. Консерваторы пытались задержать темпы капиталистического развития страны и не допустить проведения новых реформ. Во внешней политике они ориентировались на консервативные державы и добивались сохранения и расширения автономии страны дипломатическим путем 137. Во второй половине 1866 г. консерваторы стали издавать газету «Ординя» («Порядок»), в которой излагалась их программа и содержались «острые выступления против радикалов», обвинения их в «революционности», требования недопущения их к участию в управлении государством 138. Таким образом, на данном этапе группировки консерваторов были наиболее сплоченными, хотя они ^не доставляли еще единой политической партии.
Борьба осложнялась тем, что Карл Гогенцоллерн неоднократно пытался ограничить политические свободы и ввести авторитарное правление. Князь, по сообщению его секретаря Е. Пико, выражал сожаление, что присягнул конституции 1866 г., и выказывал все большую решимость укрепить свою власть, не считаясь с основным законом 139. Беспокойство Карла усилилось после ожесточенной борьбы между консерваторами и либералами на выборах осенью 1866 г., особенно в результате избрания в Выборное собрание М. Когэлничану и его соратников, считавшихся сторонниками Ку-зы. К тому же распространились слухи, что прежний господарь намерен вернуться в Румынию, а в Молдове усилились сепаратистские тенденции. По-видимому, этим объясняется тот факт, что в окружении князя в 1867 г. появился проект меморандума, предлагавшего изменить конституцию 1866 г.
В этом документе доказывалось, что существует противоречие между якобы слишком либеральной сущностью конституции 1866 г. и недостаточным социально-экономическим развитием румынского общества, а поэтому необходимо изменение конституции и введение авторитарного режима. Хотя автор документа не дал четкой и развернутой программы необходимых реформ, но из текста меморандума вытекало, что выдвигалось требование ограничения свободы слова, печати, собраний, провозглашенных конституцией. Отмечалась необходимость изменить коммунальный закон, мешающий укреплению центральной власти, ввести новое территориально-административное деление, которое сократит наполовину число префектур и гражданских трибуналов. Большое значение придавалось быстрой и выгодной распродаже государственных земель 140. Несомненно, меморандум тенденциозно изображал положение в стране. Он формулировал программу консервативных слоев и самого Карла Гогенцоллерна, стремящегося установить автократическую власть по типу династии Гогенцоллернов в Германии.
Либералы-радикалы, которые считали себя главными организаторами государственного переворота И февраля 1866 г., оказались в роли не победителей, а побежденных. Уже осенью 1866 г. их борьба с консерваторами усилилась, а в радикальной газете «Ро-мынул» началась кампания за изменение избирательного закона, что позволило бы либерализовать конституцию 14А Радикалы образовали общество «Друзей Конституции», которое поставило целью провести как можно больше своих кандидатов на выборах. В Бухаресте и Питештах, где баллотировались лидеры радикалов, имели место постоянные стычки с консерваторами. В результате выборов в октябре 1866 г. в палату депутатов было избрано 30 либералов-радикалов, 25 умеренных либералов, 20 либералов-фракциони-стов и только 40 консерваторов 142.
Таким образом, либералы усилили свои позиции. Но поскольку ни одна из группировок не получила большинства, правительство Иона Гики осталось у власти, хотя, по признанию премьера, в стране был постоянный правительственный кризис. Само собой разумеется, что ни один крестьянин и ни один рабочий не был избран в парламент. Стремясь объединить силы для борьбы с консерваторами, в начале февраля 1867 г. начались, переговоры между радикалами во главе с К. А. Росетти и И. К. Брэтиану, с одной стороны, и группировкой либералов во главе с М. Когэлничану — с другой. В конце месяца в отеле «Конкордия» на собрании, где присутствовало около 50 депутатов центра и левой группировки либералов, была утверждена их политическая программа. В ней предусматривалась дальнейшая модернизация государства; подчеркивалась необходимость добиться «защиты и развития румынской нации», уважения «прав и интересов Румынии иностранными государствами». Учитывая напряженную международную обстановку того времени, либералы выдвигали задачу ускоренного вооружения, чтобы при помощи небольших средств подготовить возможно более многочисленную и хорошо вооруженную армию. В программе предусматривалось дальнейшее развитие экономики Румынии, в особенности сельского хозяйства, ликвидация финансового кризиса, создание аграрных п торговых банков, организация судоходства по р. Пр>т, строительство дорог, что помогло бы разритию сель- ского хозяйства и промышленности. В программе указывалось на необходимость развития начального, а также среднего и высшего образования как «средства вовлечения масс в политическую жизнь».