Край в годы первой мировой войны
Кафедра истории России
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой истории России
профессор ________________Я.Г. Солодкин
"_____"__________________2011 г.
Технологическая карта дисциплины и график текущей аттестации
по дисциплине "История Сибири"для студентов ОДО, обучающихся по специальности 050400.62 – «Социально-экономическое образование, профиль – История»
Учебный год.
Нижневартовск
Технология и организация выполнения работ:
Индивидуальные задания.
1. 30 января – 4 февраля №1
Тема: 1. Предмет и задачи изучения истории Сибири.
Раздел I: Историко-географические аспекты изучения курса. Периодизация сибирской истории.
Раздел II: Основные группы источников по истории Сибири.
Раздел III: Исторические исследования на территории Сибири. Историография.
Раздел IV: Гипотезы о происхождении термина «Сибирь».
Задания для студентов:
1.Подготовить небольшое сообщение на тему: «Как менялись географические представления о границах Сибири».
2.Пользуясь учебным пособием «История Сибири: сборник карт и методических материалов к ним:Учебное пособие/Сост.: О.П.Цысь, В.Н.Зубов. Нижневартовск: НГГУ, 2009» выполнить задание к карте № 1.
3.Составить таблицу: Виды источников по курсу «История Сибири». Дать характеристику информационным возможностям разных групп источников. Определить, в исследовании каких проблем эти источники могут быть применены.
4.Прочитать одну монографию по выбору и составить ее конспект:
Источники по истории освоения Сибири в период капитализма. Новосибирск, 1989.
Источниковедение и историография городов Сибири конца XVI – первой половины XIX в. Новосибирск, 1987.
Горюшкин Л.М., Миненко Н.А. Историография Сибири дооктябрьского периода (конец XVI – начало XX в.). – Новосибирск: Наука, 1984.
Историография и источники изучения исторического опыта освоения Сибири. Новосибирск, 1988.
Источниковедческие и историографические аспекты сибирской истории: Коллективная монография. Ч.1. Нижневартовск, 2006.
5. Составить список монографической и учебной литературы по теме (автор, название, издание, год) не менее 15 работ.
2. 6 февраля – 18 февраля
Тема: 2. Сибирь в древности и средние века. № 2, 3, 4 ?
Раздел I: Западно-Сибирская равнина в эпоху камня
Раздел II: Бронзовый век на территории Сибири
Раздел III: Ранний железный век.
Раздел IV: Древнетюркская эпоха.
Задания для студентов:
1.Составить подробный план – конспект по одной прочитанной монографии или двум статьям. Список рекомендуемых исследований:
1. Зыков А.П., Кокшаров С.Ф. Древний Эмдер. Екатеринбург, 2001.
2.Кокшаров С. Северо-Запад Сибири в энеолите и бронзовом веке.// Югра, 1993. № 3. С. 20-32; .№ 4 С. 28-31; Чемякин Ю. Сокровища Барсовой Горы.// Югра, 1995.№ 10. С. 5- 6; Осипова Е. Археологическая Мекка Барсова Гора.// Югра, 2002, № 7. С. 72-77.
3. Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? - М., 1994.
4.Матющенко В.И. Западная Сибирь в Саяно-Алтайском нагорье в эпоху неолита ибронзы // Эпоха камня и палеометалла в азиатской части СССР. - Новосибирск: Наука, 1988.
5. Очерки истории Коды. Екатеринбург. 1995.
2. Пользуясь учебным пособием История Сибири: сборник карт и методических материалов к ним:Учебное пособие/Сост.: О.П.Цысь, В.Н.Зубов. Нижневартовск: НГГУ, 2009. выполнить задание к карте № 2-5.
3. Составить словарь основных понятий и терминов по теме: «Археологические исследования на территории Западно-Сибирской равнины». (Не менее 10 терминов).
4. Подготовить доклад по выбранной теме:
«Кулайский феномен: дискуссии о возникновении культуры, миграциях и быте её носителей»; «Этапы тюркизации западносибирского региона».
3. 20 февраля – 3 марта № 4, 5,6
Тема: 3. Проникновение русских в Сибирь в ХI – ХVI вв.
Раздел I: Первые сведения о Сибири и ее населении в древнерусских летописях, походы «за Югру и Самоедь», новгородская «Югорская волость».
Раздел II: Московские походы за Урал в ХV – первой половине ХVI вв. Русско-сибирские отношения в первой половине ХVI в.
Раздел III: Сибирь и Россия в середине ХVI в. Борьба за власть между Едигером и Кучумом. Посольство Едигера в Москву в 1555 г.
Раздел IV:Русско-сибирские отношения в кон. 60-х - начале 70-х гг. XVI в. Поход Ермака в Сибирь и его значение.
Задания для студентов:
1. Письменно ответить на вопросы:
Какие причины побуждали новгородцев продвигаться в Поморье и Югру?
Опишите пути проникновения русских в Сибирь в 11-15 вв. Уметь показывать на карте «черезкаменный», «зырянский» и морской пути к устью Оби.
Кто был главным соперником Великого Новгорода в борьбе за владение северными территориями?
После, какого события в титуле правителя России появляются слова: «Князь Обдорский и Кондинский».
Каков был уровень знаний в России о Сибири в нач. 16 в.?
2. Составление библиографического списка научных трудов по теме: «Спорные проблемы истории «ермакова взятия», «Тюменские и сибирские ханы в борьбе за власть».
3. Сибирские летописи о походе Ермака
ответьте на вопросы
Как оценивали московские летописцы начала XVII в. казачий поход в Сибирь под руководством Ермака?
________________
Когда начиналось сибирское летописание?___________________________________________________________________
Составьте краткие характеристики и оцените роль людей, которые стояли у истоков сибирского летописания:
архиепископ Киприан.
ветераны похода Ермака
Савва Есипов
Сравните версии летописных рассказов о походе Ермака, перечитав материал об этом в источниках. Результаты работы оформите в таблице:
Организация похода Ермака, представленная разными летописями
«Румянцевский летописец» | Строгановская летопись | Кунгурская летопись | |
Кто являлся инициатором похода? | |||
Какова численность отряда Ермака? | |||
Что в летописи говорится о помощи Строгановых? |
См. Бахрушин С.В. Очерки по истории колонизации Сибири в XVI – XVII вв. (Сибирское летописание) // История Сибири в XVI – XVII веках. Екатеринбург, 2007. С. 1-34.
4. 5 марта – 10 марта № 7, 8
Тема: 4. Вхождение Сибири в состав Российского государства
(кон. ХVI - ХVII вв.)
Раздел I: Основание городов и острогов в Сибири.
Раздел II: Политика Московского правительства в освоении новых земель.
Раздел III:Административно-территориальное деление и управление Сибирью. Система управления коренными народами.
Раздел IV: Методы заселения восточных окраин.
Раздел VI: Антирусские выступления ясачных людей в ХVII в.
Задания для студентов:
1. Написать эссе по теме: «Проблемы колонизации Сибири на рубеже XVI – XVII вв.», опираясь на труды С. В. Бахрушина, В. И. Сергеева, Д. Я. Резуна, А. Т. Шашкова, Е. В. Вершинина.
2. На основе знакомства с источниками, ответьте на вопросы:
1. Согласны ли вы с утверждением, что Сибирь была завоевана? Каковы были отрицательные последствия нерегулируемого сбора ясака? Чем этот край привлекал промышленных людей. Назовите источники поступления соболиной
пушнины в казну.
Источники:
«Сказка» казака Нехорошего Колобова о походе отряда Ивана Московитина к Охотскому морю. // Встречь солнцу / Сост., предисл., комент. В.С.Шульгина. М., 1987. С.420-422.
«Сказка» Василия Пояркова о походе на Амур и Охотское море. // Встречь солнцу / Сост., предисл., комент. В.С.Шульгина. М., 1987. С.429-436.
«Отписка» якутских воевод о походе Ерофея Хабарова на реку Амур. // Встречь солнцу / Сост., предисл., комент. В.С.Шульгина. М., 1987. С.437-441.
Из «Жития протопопа Аввакума». // Встречь солнцу / Сост., предисл., комент. В.С.Шульгина. М., 1987. С.470-480.
Отписки и сказки землепроходцев (П.Бекетова, Е.Хабарова, С.Дежнева, А.Булыгина, В. Атласова) //Записки русских путешественников XVI – XVII вв. М. 1988. С.496-509.
Северный морской путь: история освоения // http://www.ikz.ru/siberianway/sevmorput.html
3. Определить ведущих исследователей темы «Вхождение Сибири в состав Российского государства» и назвать их основные труды:
А) Дореволюционный этап; б) советский; в) современный
4. Административные центры каких областей, краев и автономных округов Сибири
ведут свою историю от основания первых острогов XVII в. и сохранили названия этих острогов?
Перечислите такие центры:
в Западной Сибири | в Восточной Сибири |
5. 12 марта – 17 марта № 9-11
Тема: 5. Социально-политическое развитие Сибири в XVIII в.
Раздел I: Административно-территориальное деление края.
Раздел II: Организация системы местного управления.
Раздел III:Политические предпосылки для расширения и усиления колонизационных процессов на юге Западной Сибири.
Раздел IV: РПЦ и церковное управление в Сибири.
Раздел V: Социально-демографический состав населения Сибири.
Раздел VI: Сибирь как место политической ссылки.
Задания для студентов:
1. Составить список сайтов по проблемам темы с указанием автора (авторов), рассматриваемых вопросов (не менее одного по разделу).
2. Отчет о прочтении монографии или научных статей по темам раздела.
3. Подготовить сообщение по одной из выбранных тем:
- Возникновение Сибирской губерни.
- Органы управления сибирским уездом в XVIII в.
- Тобольское наместничество.
- Сибирская и Тобольская епархия.
4. Контрольные вопросы.
Проанализируйте материалы, собранные в этнографических экспедициях, характеризующие внешний вид русских поселенцев Сибири, жилище старожилов, их одежду и пищу.
Можно ли утверждать, что с XVIII в. резко возрастает роль личностного фактора в развитии культуры Западной Сибири? Свидетельствуют ли об этом судьбы и дела Ф. Лещинского, С.У.Ремезова, Панкратия Сумарокова, В.Д.Корнильева? Используйте при ответах дополнительную информацию.
5.Контрольные вопросы.
Выделите этапы в изменении облика сибирских городов и домов горожан в XVIII в.
Выявить факторы, влиявшие на возникновение и эволюцию городов; рассмотреть сословную и классовую структуру населения крупных, средних и мелких городских центров; проанализировать состав и деятельность органов городского управления.
6. 19 марта – 24 марта № 12, 13
Тема: 6. Экономическое развитие Сибири в XVIII вв.
Раздел I: Комплекс государственных повинностей крестьян. Пашенные и оброчные крестьяне.
Раздел II:Горная и металлургическая промышленность кабинетного хозяйства. Мануфактурный характер производства в ХVIII – ХIХ вв.
Раздел III:Сибирская обрабатывающая промышленность.Мелкотоварные промыслы.
Раздел IV: Развитие русско-китайской торговли. Складывание общесибирского рынка. Укрепление экономических связей с европейской частью страны.
Раздел VI: Традиционное хозяйство коренных народов Западной Сибири
Задания
1. Ответить письменно на вопросы.
- К какому типу (натуральное, рыночное, смешанное) можно отнести крестьянское хозяйство Тобольской губернии? Почему?
- Какие виды кустарных промыслов были распространены в Тобольской и Томской губерниях?
- Когда началось строительство русских крепостей по верхнему Иртышу, созданы были условия для освоения южной части Западной Сибири?
- Почему правительство Елизаветы Петровны конфисковало заводы А.Демидова на Урале?
- Источники формирования рабочей силы в горнорудной промышленности кабинетного хозяйства.
- Какое значение имела сибирская добыча серебра и золота для российской экономики?
2. Проследите по картам, помещенным в учебным пособии «История Сибири: сборник карт и методических материалов к ним», местоположение путей сообщения: торгового пути по рекам, Московского сухопутного тракта. Что значил в жизни Сибири каждый из них? Чем привлекала сибирская торговля российское купечество? В чем своеобразие и значение торговли с Китаем, Средней Азией, Казахстаном?
3. Прочитать одну монографию по выбору и составить конспект:
Громыко М.М. Западная Сибирь в XVIII в. – Новосибирск: Наука, 1965.
Жеравина А.Н. Кабинетское хозяйство в Сибири (1747-1861 гг.). Томск, 2005.
Соболева Т.Н., Разгон В.Н. Очерки истории кабинетского хозяйства на Алтае (вторая половина XVII – первая половина XIXв.). Управление и обслуживание. Барнаул, 1997.
Ламин В.А. Золотой след Сибири. Новосибирск, 2002.
Резун Д.Я., Беседина О.Н. Городские ярмарки Сибири XVIII – первой половины XIX в.: Ярмарки Западной Сибири. Новосибирск, 1992.
4. Контрольные вопросы.
Проанализируйте описание хозяйственных занятий каждой этнической группы, проживающей на территории Западной Сибири в XVIII - XIX вв. на основе научной литературы и источников. Составьте сравнительную таблицу «Традиционная культура народов Севера Сибири».
Выписать в тетрадь северные и южные черты в материальной культуре ханты. Составить описание годового хозяйственного цикла ваховских ханты используя работы В. Ф. Зуева, Г.Ф. Миллера, М.Б.Шатилова, А.А.Дунина – Горкавича и др.
7. 26 марта– 21 апреля №14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Тема: 7. Сибирь в ХIХ - нач. ХХ вв.
Раздел I: Население Сибири в ХIХ - нач. ХХ вв.
Раздел I: Административно- территориальное деление и управление Сибирью в ХIХ-нач. ХХ вв.
Раздел III:Экономическое развитие края в ХIХ- начале ХХ века. Развитие транспорта.
Раздел IV: Сибирский город в ХIХ – нач. ХХ вв. Социальный состав городского населения.
Раздел V:Переселение в Сибирь в нач. 20 в. Особенности, основные этапы, результаты.
Раздел VI:Культура, наука, образование и просвещение в Сибири в Х1Х – нач. ХХ вв.
Раздел VII: Общественная мысль, политические течения в Сибири в Х1Х - нач. ХХ вв. Сибирское областничество.
Край в годы первой мировой войны.
1. Ответить письменно на вопросы.
А)В чём заключалась экономическая специфика Сибири как региона в начале XX в. Дайте характеристику.
Б)Торговля Сибири в начале XX века. Экспорт и импорт товаров. Торговля с соседними государствами. Дайте характеристику.
В)Что представляла собой Сибирь по административно-территориальному делению к 1917 году. Дайте краткую экономико-географическую характеристику губерний Сибирского края.
Г)В чём заключались особенности переселенческого процесса в Сибирь в начале XX века.
Д)Укажите причины, сроки, участки и результаты строительства Транссиба в начале XX века.
Е)В чем выразились кризисные явления в экономике края в годы 1-й мировой войны?
2. Подготовить доклад, презентацию по выбранной теме и выступить на семинаре:
- Западная Сибирь и строительство Транссибирской магистрали.
- Проблема введения земских учреждений в Сибири.
- Губернский город Тобольск в кон. Х1Х – нач. ХХ вв.
- Сибирское линейное казачество Х1Х – нач. ХХ вв.
- Развитие почтовой и телеграфной связи в Сибири.
- Маслодельные артели Тобольской губернии.
- Традиционные промыслы населения Севера Западной Сибири в Х1Х – нач. ХХ вв.
- История высшего образования в Сибири в Х1Х – нач. ХХ вв.
- Научные экспедиции в Сибири в Х1Х – нач. ХХ в.
3. Тестирование.
8. 23 апреля – 19 мая № 21, 22, 23, 24, 25
Тема 8: Сибирь в период социалистической модернизации (1917- 1991 гг.)
Раздел I. Сибирь в годы революции и гражданской войны (1917-1922 гг.)
Раздел II. Сибирь в период нэпа 1922-1929 гг.
Раздел III. Сибирь в годы первых довоенных пятилеток.
Раздел IV: Сибирь в период Великой отечественной войны и первые послевоенные годы.
Раздел VI: Особенности и противоречия индустриального развития Сибири. Формирование Западно-Сибирского нефтегазового комплекса в 1960-1980-х гг.
Раздел VII: Изменения в экономической, общественно-политической и культурной жизни Сибири в период «перестройки» (1985-1991 гг.).
Задания
1) Выписать в тетрадь и объяснить следующие термины: Комитеты общественной безопасности, диктатура, продналог, советы, национализация, чехословацкий корпус, «военный коммунизм», ревком.
2) Составьте хронологическую таблицу «Гражданская война на Обь-Иртышском Севере в 1918- 1921 гг.», используя материалы документов.
3) Подготовьте сообщения на темы: «Установление советской власти на Севере Западной Сибири в 1918 г.»; «Военная и государственная деятельность А.В.Колчака» на основе источников и монографической литературы.
4). Ответить письменно на вопросы.
Какова расстановка политических сил к осени 1917 г. в Сибири?
Почему семью Романовых отправили в Тобольскую ссылку?
Какие политические партии одержали победу на выборах в городские думы, в Учредительное собрание в Сибири?
Почему Ленин считал Сибирь небольшевистским районом?
Какая часть населения Сибири поддержала большевиков?
Каким образом власть в Тобольской губернии перешла к большевистским советам?
В чем причина поражения диктатуры А.В.Колчака?
Что послужило причиной антибольшевистского восстания в Западной Сибири зимой-летом 1921 года? Какие слои населения явились движущей силой этого восстания?
5) Написать эссе по теме: 1.Колчак «кровавый диктатор» или не удавшийся спаситель России? 2.Кулацкая ссылка 1930-х гг.: трагедия или способ хозяйственно освоения севера Западной Сибири? 3.Влияние нефтегазового освоения на коренные народы севера Западной Сибири – ускорение социокультурного и хозяйственного развития или гибель цивилизации?
6) Темы докладов, рефератов, сообщений
1. Хлебозаготовительный кризис 1927/28 гг.: причины, последствия.
2. Комитет содействия народностям северных окраин.
3. Туземные, родовые Советы на Обском Севере.
4. Спецпереселенцы Обь-Иртышского севера в 1930-1940-х гг.
5. История коллективизации на территории Нижневартовского района.
6. Миграции населения в годы Великой Отечественной войны и его размещение на территории Сибири.
7.Военно-промышленный комплекс Сибири в 50 - 60 -е гг. ХХ века.
8. Процесс эвакуации промышленных предприятий в Сибирь в годы Великой Отечественной войны.
9. Культурная жизнь сибирского региона в годы Великой Отечественной войны.
10. Процесс урбанизации сибирского региона во второй половине ХХ века.
11. История создания нефтегазового комплекса на территории Нижневартовского района.
7). Ответить письменно на вопросы.
Почему большевистское правительство вынуждено было отказаться от проведения продразверстки в Сибири?
Какие органы национального управления были созданы на Обском Севере в 1920- е годы? Определите их функции и полномочия.
В чем причины ликвидации системы национального самоуправления в 1930-е годы?
В чем выражалась политика индустриализации на Обь-Иртышском Севере?
Почему именно во время поездки по Сибири Сталин сформулировал свой план подавления крестьянства?
Основываясь на тексте воспоминаний проследить, как происходило раскулачивание, какого было положение спецпереселенцев.
Чем отличалось положение спецпереселенцев от положения остального населения?
8) Раскройте содержание понятий и терминов: «эпоха большой нефти», промышленная нефть ТПК, НТР, эксплуатация природных ресурсов, авиасейсмозондирование, экстенсивный путь развития, промысловые скважины.
9) Составьте таблицу: « Динамика изменения численности населения Тюменской области и Ханты-Мансийского округа (1950-1990-е годы).
Период | Численность | Факторы, влиявшие на изменение численности населения |
9. 21 мая – 30 мая
Тема 9. Сибирь в 1990-е - 2000-е гг.: проблемы социально-экономического развития
Раздел I . Сибирь в постсоветский период. Распад единого народнохозяйственного комплекса страны, его влияние на Сибирь.
Раздел II. Процесс приватизации нефтегазовых компаний Тюменского Севера. Разделение бывшей общегосударственной собственности на федеральную и муниципальную. Привлечение иностранного капитала в нефтегазовую отрасль.
Раздел III. Проблемы социального и демографического развития региона.
Раздел IV. Культура, образование и здравоохранение в Сибири. Сооружение объектов социальной сферы на Тюменском севере.
Раздел V Проблемы и тенденции развития культурной жизни современной Сибири. Проблемы и перспективы развития Сибири в третьем тысячелетии.
Задания
1. Ответить письменно на вопросы
Выборы в Государственную думу РФ на территории Нижневартовского района.
Местные отделения политические партий на территории Нижневартовского района в 1990-е-2000-е гг.
Органы местного самоуправления на территории Нижневартовского района в 1990-е-2000-е гг.
Музеи Нижневартовского района в 1990-е-2000-е гг.
Дома культуры и самодеятельные коллективы Нижневартовского района в 1990-е-2000-е гг.
Национально-культурные объединения Нижневартовского района в 1990-е-2000-е гг.
История библиотечной сети Нижневартовского района в 1990-е-2000-е гг.
Облик национального поселка Нижневартовского района в 1990-е-2000-е гг. (на примере одного из них)
Здравоохранение на территории Нижневартовского района в 1990-е-2000-е гг.
2. Изучение учебной, научной литературы, Интернет-ресурсов для подготовки к практическим занятиям, выполнению заданий преподавателя:
- написание
- выписать
- составление
- написание реферата, посвященного одной из тем:
1. Общественно-политические процессы в Сибири в конце ХХ в.
Информация о сроках контрольных мероприятий
Задания
1. Посещение лекций.
2. Участие в работе семинарского занятия.
3. Выступление с докладом на семинаре.
4. Тестирование.
5. Отчет о прочитанной монографии.
6. Контрольные вопросы, эссе.
Критерии оценивания эссе :
1. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
2. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
3. Четкость и доказательность основных положений работы.
4. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.
7. Выполнение задания по картам; составление словаря терминов, списка научных трудов; заполнение (составление) таблиц.
8. Итоговое испытание.
Система оценивания
Задание 1. 0-10 баллов.
Требования: Присутствие на лекциях. Соблюдение дисциплины. Конспектирование.
Задание 2 0-11 баллов.
Участие в работе семинара – 1 балл за каждое.
Задание 3. 0-15 баллов.
Подготовка текста доклада и развернутого выступления по одному из вопросов темы семинара – 1- 3 баллов.
Задание 4. 0-10 баллов.
Более 40% правильных ответов – 1
Более 55% правильных ответов - 2
Более 65% правильных ответов - 3
Более 75% правильных ответов – 4
Более 85% правильных ответов – 5
Задание 5. 0-8 баллов.
Составление подробного конспекта прочитанной работы – 0-2 баллов.
Рассказ студента о прочитанном – 0-3 баллов.
Ответы на вопросы преподавателя по содержанию прочитанного – 0-2 баллов.
Задание 6. 0-9 баллов
1. 1-3 ответа на вопросы - 2 балла.
2. 3-6 верных – 3 балла
Написание творческой работы по одной из дискуссионных проблем истории Сибири.
Задание 7. 0-7 баллов
Задание 8. 0-30 баллов.
Максимальное количество баллов – 100