Розыск обвиняемого

В случаях, когда обвиняемый или подозреваемый скрылся либо когда неизвестно его местопребывание, орган расследования обязан принимать все необходимые меры к его розыску и после приостановления расследования (п. 2 ч. 2 ст. 209 УПК). При этом следователь, в производстве которого находится дело, вправе давать поручения о производстве розыска органам дознания (ч. 1 ст. 210 УПК). Такое поручение излагается в постановлении о приостановлении предварительного следствия (когда розыск объявляется одновременно с приостановлением расследования) либо в особом постановлении об объявлении розыска, когда последнее выносится до приостановления по делу.

В постановлении об объявлении розыска излагаются обстоятельства расследуемого преступления, основания объявления розыска. В нем также указывается, кому он поручается (см. приложение 93 к ст. 476 УПК). Когда розыск объявляется одновременно с вынесением постановления о приостановлении производства, то все эти данные приводятся в указанном постановлении.

Успешность розыска обвиняемого во многом зависит от того, в какой мере следователю удастся организовать эффективное взаимодействие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. С этой целью следователь направляет соответствующее постановление обычно в органы внутренних дел. К нему прилагается справка о личности разыскиваемого с подробным указанием в ней всех необходимых данных о нем (его приметах, связях, местах возможного пребывания и т.п. - словом, о всем том, что может способствовать его розыску и задержанию). К справке прилагается фотокарточка, а при ее отсутствии - фоторобот и описание внешности разыскиваемого.

Одновременно с постановлением о розыске должно быть направлено также постановление о привлечении разыскиваемого лица в качестве обвиняемого с поручением объявить его последнему (если его удастся разыскать) и допросить по поводу предъявленного обвинения (бланк поручения см. в приложениях 45 и 46 к ст. 476 УПК).

В соответствии с ч. 4 ст. 210 УПК при наличии законных оснований в отношении разыскиваемого может быть принято решение избрать меру пресечения, в том числе - заключение под стражу*(252).

В целях согласования с органами дознания и органами оперативно-розыскной деятельности совместных усилий в деле успешного решения задач, связанных с розыском обвиняемого, следователи обычно практикуют организацию взаимодействия с названными органами посредством постоянного взаимного обмена информацией, совместного планирования проводимых мероприятий по розыску и т.п. При этом следователи и органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, руководствуются ведомственными нормативными актами.

Наши рекомендации