Существующие типологические классификации деловых СМИ
Вопросы к зачету по ДП
1. Понятие деловой коммуникации.
2. Экономические и политические причины возникновения и развития деловой прессы.
3. История возникновения и развития деловых СМИ в России.
4. История возникновения и развития деловых СМИ за рубежом.
5. Аудиторный фактор в моделировании делового СМИ.
6. Функции деловой прессы.
7. Особенности авторских аналитических программ, деятельность колумнистов, главных редакторов и обозревателей.
8. Место деловой прессы в современной системе СМИ.
9. Аудитория деловой прессы.
10. Тенденции формирования деловой прессы в России 90-х годов.
11. Понятие рейтинга и критерии оценки деловых изданий.
12. Понятиеделовых Интернет-СМИ.
13. Классификации СМИ в Интернете.
14. Существующие типологические классификации деловых СМИ.
15. Виды корпоративных изданий.
16. Отличия универсальных СМИ от специализированных.
1. Деловая коммуникация– это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, сервисной и т.д.
предмет- совместная деятельность.
задачи- продуктивное сотрудничество, сближение целей и позиций, улучшение партнерских отношений.
ряд обязательных элементов: единая цель; общность мотивов; взаимосвязанность участников; наличие единого пространства и времени; разделение процесса деятельности на отдельные функции и их распределение между участниками.
Отличие от личностно-ориентированного общения - цель делового за пределами процесса общения. Дел. ком-ция подчинена решению конкретной задачи, что накладывает определенные рамки на поведение людей.
Специфика делового взаимодействия:обязательность общения, независимо от симпатий и антипатий, формальные ограничения; соблюдение правовых, социальных норм, следование регламентации; придерживаясь при этом субординации и делового этикета; мотивация – необходимое условие эффективной деловой коммуникации;
2,3,10. «деловая пресса — это тип печатных СМИ, призванный в первую очередь
обеспечивать информационные потребности предпринимательст-
ва посредством публикации тех или иных материалов (как жур-11
налистских, так и статистических, рекламно-информационных,
законодательных и пр.) с целью создания информационного поля,
способствующего развитию бизнеса».
Рост роли и значения деловых отношений в обществе со-
провождается все большим включением бизнеса в коммуникаци-
онную среду СМИ. Взаимное влияние бизнеса и прессы приводит к тому, что в России именно деловой прессой формируются новые стандарты качест-
венной журналистики, которые впоследствии могут распростра-
ниться на всю журналистику.
В России до появления специальных экономических журналов статьи экономического содержания публиковались в общественно-политических и общественно-литературных журналах. Научные издания, близкие по типу к экономическому журналу, выпускались различными научными и хозяйственными обществами (например, Министерством финансов, Государственным банком, Министерством государственных имуществ и т.д.) под названием «Труды…», «Ведомости…» и т.п.
В 40-е гг. 19 столетия в издательское дело России все больше проникают капиталистические элементы. Несколько позже газетное дело становится выгодным коммерческим предприятием». В первой половине 19 в. Происходит становление российской деловой специализированной прессы в ее основных типологических аспектах. В ряде изданий начинают проявляться характерные признаки деловой журналистики. газета «Купец» (1838 г.) и «Журнал мануфактур и торговли» (1825 г.).
Выпуск «Биржевых ведомостей» (1861-1874 гг.), посвященных акционерно-биржевым делам. Это была первая специализированная газета, проникнутая духом предпринимательства. Пресса все больше ориентируется на деловые круги.
Расцвет деловой периодики в России приходится на конец 19-начало 20 в. «Финансовое обозрение» (1874 г.), «Жизнь и хозяйство» (1876 г.), журнал «Экономист» (1885 г.) Постепенно формируется ежедневная деловая пресса. Так, «Биржевые ведомости» в 1880 г. выходили 4 раза в неделю, в 1883 г. - 5 раз, а с 1885 г. перешли на ежедневный выпуск.Появляются издания узкоспециализированной направленности, такие как «Торгово-промышленая газета»
В период с 1912 по 1914 г. в структуре деловой журналистики особый вес приобретает биржевая пресса. Возникла острая необходимость в получении достоверных сведений о каждодневном изменении котировок. «Биржа», «Деловой Петербург» и др.
Переход страны к диктатуре пролетариата после Октябрьской революции 1917 г. коренным образом изменил систему прессы России. Деятельность в сфере деловой журналистики была свернута, так как запрещалась любая коммерческая деятельность. Исчезло само понятие деловой журналистики. Социально-экономические условия развития деловой прессы в 1917-1991 гг. определили трансформацию этой прессы в экономическую, отражающую плановую систему хозяйствования. В период советской власти деловая пресса обретает черты экономической печати. «Народное хозяйство» , «Экономическая жизнь», во время ВОВ выход экономических журналов практически прекратился.
В советский период, кроме «Экономической газеты», выходили «Советская Россия», «Экономическая жизнь», «Правда», «Известия», «Социалистическая индустрия», которые рассматривали ведущие проблемы экономической жизни страны.
Процесс становления деловой прессы «новой» России в условиях развития бизнес-среды и рыночной инфраструктуры 1990-х гг. в значительной степени повторяет черты и закономерности капитализации России начала 20 столетия.
ФУНКЦИИ ДП
распространение делового опыта, расширение делового кругозора;
обеспечение аудитории оперативной коммерческой информацией (сводки, котировки, валютные курсы), а также специальной информацией, касающейся тех или иных свойств продукции, услуг, процессов их производства и использования;
формирование положительного образа предпринимательства в сознании массовой аудитории;
обеспечение аудитории нормативной информацией (законодательные акты, постановления правительства);
формирование идеологии бизнеса;
помощь в установлении деловых связей с партнерами;
влияние на органы власти и управления в целях принятия решений, способствующих развитию бизнеса;
обеспечение аудитории информацией и анализом проблем и достижений в области научной экономической мысли: экономической теории, микро- и макроэкономике и пр.
Аудиторный фактор
Весь бизнес в деловой прессе зиждется на доверии читателя. Есть доверие – есть бизнес.
Основа информационной среды деловой прессы – информация, оказывающая влияние на поведение субъектов или агентов рынка, определяющая и отражающая это поведение.
В значительной своей части это субъекты организационных отношений, организаторы производства, бизнеса, практической деятельности. Это и субъекты управления, образовательной, научной и иной деятельности. Любая информация, способная привести в движение рынки труда, капитала и товаров, становится деловой. Искусство и квалификация журналистов деловой прессы в значительной степени определяется тем, насколько точно они могут из совокупности всех фактов выбрать именно те, которые влекут за собой заметные изменения на рынках сейчас или в будущем. Деловая пресса пишет о рынках, а не о компаниях. Но в рамках любого рынка есть ряд компаний, определяющих «погоду». Информация о состоянии дел в этих компаниях -существенный фактор рынка, следовательно, она почти всегда оправданна. Во всех остальных случаях материал о компании, которая не входит в число лидеров рынка, должен содержать аргументацию, обосновывающую выбор темы или объекта интереса издания. Разработка подобных методологических правил – профессиональных стандартов – в
деловой прессе (как и вообще в качественной прессе) является важным условием поддержания репутации издания как респектабельного и независимого источника информации.
Существующие типологические классификации деловых СМИ.
Характер тематики можно рассматривать как ведущий типообразующий признак.
По этим параметрам можно выделить пять видов прессы:
универсальную, специализированную, узкоспециализированную, профессиональную и «точечную».
Универсальные - «Эксперт», «Профиль», «Компания» и даже «Итоги».
Специализированные - «Финансовой газеты» ,«Финансовой Рос-
сии», «Торговая газета», «Торгово-промышленные ведомости», «Медицинская газета».
Узкоспециализированные - ежемесячными журналами, такими, как «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Московский банковский вестник» и т.п.
Профессиональные - «Финансист», «Банкир»
Точечные» издания – те, которые нацелены на очень узкую аудиторию. Здесь пресса достигает крайней степени сегментации рынка. В западной терминологии такое издание называется «ньюслеттер». Наиболее приближенный к нему аналог в российской практике – бюллетень. В качестве примера можно назвать реферативный и аналитический ежеквартальник «Банки: мировой опыт». «Точечные» издания можно рассматривать как
подвид узкоспециализированной прессы.