Соотношение конституционного права и субъектов, конституционных правоотношений

Одной из первостепенных функций права является регулирование поведения людей. Данная функция осуществляется посредством того, что в отношениях, регулируемых правовым путем, люди обязаны вести себя в соответствии с предписаниями правовых норм. Такие социальные отношения приобретают характер правовых отношений. Они называю правовыми, поскольку они созданы и вытекают из действия права в отличие от моральных, религиозных и др. отношений, являющиеся: результатом других социальных норм. Пока социальное отношение регламентировано правовыми нормами, оно не может быть правое отношением и не защищено принудительной силой государства.

Правовое отношениеэто общественное, идеологическое отношение, регламентированное правовой нормой, защищенное государством и характеризующееся наличием юридических прав обязанностей участников отношений.

При заключении правового отношения необходимо наличие как минимум двух сторон. Правое отношение состоит из:

субъектов правоотношения: стороны, заключающие правоотношения, имеющие права и обязанности. Субъектами правоотношений могут быть: физические лица и юридические лица (в том числе органы государственной власти);

содержания правоотношения: состоит из прав и обязанностей сторон.

предмета правоотношения: формируется из поведения сторон, их действий или бездействий во время данной правовой нормы.

Характерные черты правовых отношений.

Правовое отношение является социальным отношением. Любое правоотношение является общественным отношением, однако не всякое общественное отношение является правовым. Человек никогда не действует как изолированная система, он действует в системе отношений, в определенном социальном окружении. Правовые отношения устанавливаются всегда между людьми, либо между физическими лицами, либо между таковыми и органами государства, либо между государственными органами, предприятиями, учреждениями и т.д. Имущество не может быть субъектом правоотношений. Правовое отношение устанавливает отношения между людьми, касающиеся определенных предметов, однако их реальное содержание социальное (собственность является социальным отношением).

Правовые отношения являются отношениями супраструктуры. Вступив в состав правовой супраструктуры, правоотношения подвергаются влиянию всех социальных отношений.

Правоотношения являются волевыми отношениями. Под волевым характером правоотношений понимается их регулирование правовыми нормами, выражающими волеизъявление законодателя, которые, в условиях демократического режима, могут быть волеизъявлением народа. Волевой характер правоотношений выражается волеизъявлением сторон, участвующих в данных правовых отношениях. В таком случае, идет речь о двойном волевом характере правоотношений: выраженном в юридической норме (воли государства) и выраженном в волеизъявлении субъектов данных правовых отношений. Встреча этих двух волеизъявлений в большинстве случаев принимает вид сотрудничества. Она может быть представлена и как столкновение волеизъявления в случае, когда субъекты не подчиняют свою волю и индивидуальные действия поведению, предписываемому правовыми нормами. Во многих разделах права (в административном праве, финансовом, в уголовном праве и др.) существенным является волеизъявление государства.

Правоотношение является ценностным отношениями. Правоотношение выражает и защищает основные ценности общества. Посредством правоотношений государство поддерживает, внедряет в жизнь и защищает данные ценности.

Правоотношение это историческая категория. Возникнув на определенном этапе исторического развития, одновременно с возникновением государства и права, правоотношения несут отпечаток соответствующей исторической эпохи.

Конституционные правоотношенияпредставляют собой группу общественных отношений, установленных в процессе установления, сохранения и исполнения государственной власти. Они регулируются нормами конституционного права.

Существует мнение, согласно которому конституция, помимо конституционных правовых норм, состояла бы и из гражданско-право административно-правовых и других норм. Так, нормы конституции касающиеся собственности, являются гражданско-правовыми норм поскольку регламентированные отношения являются специфическими именно для указанного раздела права. И все-таки, большинство специалистов утверждают, что все содержащиеся в конституции нормы не являются нормами конституционного права. Конституционное право выполняет роль руководителя по отношению к остальным разделам, устанавливает общие принципы стоящие в их основе, поскольку конституция основной закон регулирует и другие отношения, являющиеся специфическими для других разделов права. Таким образом, можно прийти к выводу, что предмет конституционного права содержит две категории отношений:

Отношения с двойной правовой природой:отношения регулируемые другими отраслями права и одновременно конституционным становясь, таким образом, также и конституционными правоотношениями.

Специфические отношения конституционного права:образуют предмет регулирования только для конституционных правовых норм. Все эти отношения возникают в процессе установления, сохранения и исполнения государственной власти.

Предметом конституционного права являются социальные отношения, возникающие в процессе установления, сохранения и исполнения государственной власти, касающиеся основ власти и основ организации власти.

Основы властиэто внешние элементы государства, порождающие и определяющие государственную власть своим содержанием. Такими основами являются: экономические факторы и социальные факторы.

Основы организации властиэто также внешние элементы государства, обуславливающие организацию государственной власти. Такими основами являются территория и население. Конституционное право регулирует отношения, которые касаются:

в отношении территории: государственной структуры, административно- территориальной организации и т.п.

в отношении населения: гражданства, основных прав и обязанностей и т.п.

Правоотношения конституционного права составляют предмет конституционного права как раздела права.

Субъектами конституционных правоотношений являются люди, индивидуально либо группированные в коллективы. Одним из субъектов всегда является обладатель власти или государство, либо представительский орган, и эти субъекты действуют в обязательном порядке в правоотношении, возникшем в деятельности по установлению, сохранению и исполнению государственной власти. В специализированной литературе оспаривается идея, являются ли административно- территориальные единицы субъектами конституционных правоотношений, утверждая при этом, что в рамках цельности государства такие субъекты могут быть частями территории. Однако ни в одном правоотношении не выступает участником территория или административно-территориальная единица, а лишь руководящие органы административно- территориальных единиц. Так, административно-территориальные единицы могли бы считаться субъектами конституционных правоотношений только в случае, когда подразумеваются как группы населения, организованные в территории. Общепризнанными субъектами конституционного права являются:

Народ. Его качество субъекта конституционного права обозначено в Конституции РМ, в ч. 1 ст. 2: «Национальный суверенитет принадлежит народу Республики Молдова, осуществляющему его непосредствен) через свои представительные органы в формах определенных Конституцией». Народ концентрирует в своих руках всю власть и их право решать свою судьбу.

Государство. Выступает как непосредственный субъект представляется его органами.

Органы государства (органы общественной власти). Законодательные органы являются субъектами конституционного права при условии, что правоотношения, участниками которых они являются будут конституционными правоотношениями. Остальные органы государственной власти (исполнительные, судебные) могут (субъектами конституционных правоотношений только в случае участия в правовых отношениях, в которых другим субъектом является государство или законодательные органы, и если отношения возникают во время установления, сохранения или осуществления государственной власти. Внутренние органы Парламента (парламентские комиссии, постоянные бюро, парламентские группы), хотя и не могут издавать обязательные руководящие акты, также могут быть субъект конституционных правоотношений в случае, когда исполняют некоторые полномочия по предложению, принятию решений, контролю.

Партии, политические формирования, другие организации. Партии и политические формирования являются субъектами конституционных правоотношений как организационные формирования посредством которых граждане участвуют в управлении. Конституция в статье 41 «Свобода партий и других общественно-политических организаций» специально предусматривает возможность их участия в правовых отношениях, касающихся установления, сохранения осуществления государственной власти, посредством права выдвижения кандидатов на выборы. В то же время, для руководства выборами депутатов и сенаторов учреждаются избирательные бюро, являющиеся субъектами конституционных правоотношений.

Граждане могут выступать в качестве субъектов конституционных правоотношений в трех ипостасях:

как физические лица в случае отношений направленных на реализацию своих основных прав;

как лица, наделенные определенными должностями или функциями в каком-либо государственном органе (депутат, сенатор) в отношениях по представлению;

организованными по избирательным округам в случае выборов депутатов, сенаторов, руководителя государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства являются субъектами конституционных правоотношений в отношениях, возникающих в связи с предоставлением гражданства или политического убежища.

Наши рекомендации