Основные стратегии аргументации и критики
Арг-ция – логико-коммуникативная процедура, служащая обоснованию точки зрения (утверждения, суждения, гипотезы, концепции и т.д.) с целью ее понимания и (или) принятия реципиентом (ч-ом, к-ому она адресована). Критика – деят-ть, противоп арг-ции; разрушение арг-ции или/и установление ложности или малой степени правдоподобия утверждения.
Док-во и опровержение, арг-ция и критика чаще всего проводятся в проц-е спора. Виды споров:
· по их цели: научная дискуссия (др. название – диалектический спор, цель - решение научной проблемы); деловая дискуссия (цель - нахождение взаимоприемлемого решения); полемика (эристический спор, спор ради победы).
· по присутствию публики: может проходить при публике, присутствие к-ой приходится учитывать участникам и проходить без публики – в этом случ. наз. кулуарным.
· по наличию арбитров: с арбитром (роль арбитра м. выполнять публика) или без.
Диспут – полемика, в к-ой участвуют 2 ч-а и к-ая происходит в присутствии публики.
Начиная научную или деловую дискуссию, противоположные стороны стремятся выработать общее поле арг-ции - договориться о том, как будут пониматься основные термины, спорные и др. утверждения, какой теории и какой логики будут придерживаться. Выработка общего поля арг-ции предполагает согласование «стилей мышления» (он состоит из мировоззрения, методологии и сист- ы ценностей) и конкретных знаний по обсуждаемой проблеме. В случае полемики, а иногда и деловых дискуссий общее поле арг- ции вырабатывается не всегда, т.к. такие споры не всегда явл. спорами ради истины. При споре ради победы (любой ценой) трудно выработать общее поле арг-ции.
Противоположные стороны при диалектическом споре (научном, ради истины) называются оппонентами. Если одна сторона выдвигает тезис, а вторая его опровергает, то первая - пропонент, вторая - оппонентом. При эристическом споре противоположные стороны называются противниками.
В завис-ти от вида спора, применяется та или иная стратегия и тактика арг-ции и критики. Стратегия - общий план построения арг-ции или критики, а тактика - план отдельного этапа арг-ции. При применении стратегий следует учитывать типы аудитории, виды их убеждений.
Стратегия, кая применяется в проц-е арг-ции, проводимой 1 ч-ом для аудитории. Это мб арг-ция-лекция или арг-ция-доклад. Стратегия заключается в выполнении действий:
1. логически безупречная формулировка тезиса (анализ спорной мысли, ясная формулировка);
2. приведение арг-тов в защиту тезиса (их обоснование, группировка); критика конкурирующих
концепций;
3. логическая оценка тезиса в свете найденных арг-тов.
Эта стратегия явл. наиболее простой, кажется очевидной, но следование ей требует опред. навыков. Бывает так, что тезис формулируется, арг-ты приводятся, а вывода о том, насколько арг-ты подтверждают тезис, не делается.
Стратегия, к-ая применяется в проц-е спора между двумя сторонами, каждая из к-ых обосновывает свой тезис. Этапы спора:
1. каждая из сторон формулирует свой тезис, происходит уточнение тезисов и выявление логического отношения между ними, вырабатывается поле арг-ции (процесс выработки поля продолжается и на послед. этапах спора);
2. каждая из сторон формулирует арг-ты;
3. проводится разбор, обоснование и оценка арг-тов сторон; устанавливается, какие арг-ты м.
использоваться при обосновании или опровержении тезисов (являются релевантными по отнош. к тезису), а какие нет; последние отбрасываются;
4. одна из сторон, а затем другая оценивает свой тезис в свете приведенных арг-тов;
5. одна сторона, а затем др. проводит критику противоположного тезиса и ее арг-ции;
6. одна сторона, а затем др. отвечает на возражения противоположной стороны;
7. критика тезисов присутствующими;
8. всесторонняя оценка собственного и противоположного тезисов сторонами;
9. подведение итогов лицами, руководящими дискуссией.
Спор этого вида тоже можно упорядочить. Напр., тезис одной из сторон выдвигает один человек, а второй, третий и т.д. уточняют. Затем это же делает вторая сторона. Руководитель (или ведущий) создает равные условия для сторон. Напр., на том или ином этапе дается возм-сть выступать одинаковому числу участников сторон.
Для обсуждения научных и нек-ых др. проблем проводятся «круглый стол». Целесообразно проводить, когда сформулирована и требует обсуждения т.н. «неразвитая проблема». Для ведения назначается руководитель или ведущий и ч-к, к-ый формулирует проблему, если не всем она известна. Затем предлагаются пути решения, предпочтительность к-ых обосновываются как тезисы арг- ции.
Вид спора - деловое совещание. Оно мб спором типа круглый стол, если до совещания не выработано решение проблемы, мб спором 2 или более сторон, если есть вар-ты решения, арг-цией руководителя или его представителя, если обсуждается уже выработанное решение с целью совершенствования или убеждения присутствующих в его правильности.
При проведении дел. совещаний важно соблюдение регламента и ведение протокола, а также привлечение в кач-ве участников только лиц, обладающих соответствующими знаниями (компетентных), заранее ознакомленных с постановкой проблемы и уполномоченных принимать соответствующие решения.
Мозговая атака. Это м-д обсуждения и возможного решения проблемы за счет концентрации умственных способностей коллектива. Для такой концентрации следует создать доброжелательную атмосферу, поощрять любые предложения, не критиковать даже явно ложные и нелепые предложения.
Изложенные общие стратегии споров м. выступать в кач-ве основы для стратегий, к-ые следует разрабатывать применительно к тем или иным типам обсуждаемых проблем и типам аудиторий.