Порядок изменения, дополнения и толкования
Вопрос об изменении и дополнении К РБ рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан, обладающих изб.правом. В п. 1 ст. 97 К спец.выделено правомочие Палаты представителей рассматривать проекты законов о внесении изменений и дополнений в К, о толковании К. Согласно ст. 139 К, закон об изменении и дополнении К может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Интервал между окончанием первого и началом второго чтения проекта закона, которым вносятся изменения и дополнения в К, должен быть не менее трех месяцев. Данное правило считается соблюденным, если проект как при первом, так и при втором обсуждении будет идентичным. В противном случае будет нарушение указанного конст.требования. В целях исключения какого-либо давления на волю депутатов предусмотрена норма о недопустимости изменения и дополнения К в период чрезвычайного положения. Особые условия (военная угроза, стихийные бедствия и т. п.) не должны влиять на конст.стабильность.
К, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании К считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента. Изменения и дополнения К могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении К путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования. Разделы I, II, IV, VIII К могут быть изменены только путем народного голосования.
ОСОБЕННОСТИ К ПОСЛЕ ИЗМЕНЕНИЙ В 1996 (отличия от к 1994 г)
1.Закреплён принцип верховенства права
2.Два гос языка
3.Право каждого на достойный уровень жизни
4.Изменён круг субъектов, обладающих правом инициировать проведение республиканских референдумов
5.Изменено место и роль Президента РБ в гос механизме, расширена его компетенция
6.Образован двухпалатный Парламент( вместо однопалатного Верховного Совета)
7.Закреплён принцип косвенного избирательного права
8.Введено право отзыва депутата
9.Изменён статус Правительства, повышена его самостоятельность
10.Изменено место КС РБ в системе органов власти (ранее он входил в систему органов контроля и надзора, теперь – в систему органов судебной власти), его конституционно-правовой статус
11.Образован КГК (1996 г.) вместо Контрольной палаты РБ
12.Изменён порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию РБ
ОСОБЕННОСТИ К ПОСЛЕ ИЗМЕНЕНИЙ В 2004:
Изменения были внесены в ч.1 ст 81. К РБ на республ референдуме 17 октября 2004 года. = Была отменена норма об ограничении пребывания на президентской должности два срока.
Вопрос № 11 Дайте понятие общественного, конституционного и государственного строя, охарактеризуйте их соотношение.
Общественный строй (или устройство) – это исторически сложившаяся и развивающаяся конкретная система общественных отношений, другими словами – организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом. Структура общественного строя складывается из четырех основных подсистем, которые сами представляют собой системы общественных отношений в соотв.сферах жизни общества. Такими подсистемами являются:
· экономические отношения,
· социальные отношения (в узком смысле слова),
· духовно-культурные отношения,
· политические отношения.
Государственный строй - понятие, используемое в КП чаще всего в широком смысле: охватывает отраженные в К основы устройства общества и государства, характер полит.отношений и организацию власти в данной стране, главные черты соц.и эк.отношений (в особенности формы собственности и организации хозяйствования), статуса личности, внутреннюю структуру государства, систему органов государственной власти, а также основы местного самоуправления (если оно провозглашено в государстве).
Понятие “конституционный строй”, как новое для современной Беларуси, для науки государственного (конституционного) права, развивается из категорий общественного и государственного строя. Однако между понятиями общественного, государственного строя и конституционного строя можно выделить определенные различия. А именно:
1. Общественный строй не является государственно-правовой категорией. Общественный строй – это социально-политическое .понятие, с помощью которого охватывается вся сумма общественных отношений;
2. как общественный, так и государственный строй могут быть неконституционными, а их воздействие на общество – преимущественно неправовым. Если же государство воздействует на общество, на общественный строй посредством установления правовых норм, опираясь при этом на к, то это позволяет говорить о началах конституционного строя;
3. традиционно в отечественной науке и практике общественный строй получил ярко выраженную идеологическую форму закрепления (выделяя классовый характер общества и пр.). Одной из отличительных особенностей конституционного строя следует считать его надидеологизированную природу. Конституционный строй призван опираться на прочные экономические, социальные, политические и духовные основы, которые создают реальные условия для развития соответствующих общественных отношений и, главным образом, для привлечения народа к управлению делами государства.
До признания народа источником власти нет и не может быть и речи о конституционном строе. Конституционный строй возникает с момента признания народа в качестве источника государственной власти и, как следствие, с момента возникновения института выборов, парламента, сформированного на основе выборов, стремления к обеспечению юр.равенства граждан, юр.наделенных правом участия в формировании парламента и отправлении власти, чего нет вне конституционного строя.
Именно народовластие является сущностью конституционного строя, а само народовластие означает принадлежность всей власти народу, её свободное осуществление в полном соответствии и с его суверенной волей. Однако следует иметь в виду, что конституционный строй возникает раньше писаной конституции, которая принимается на заключительном этапе формирования конституционного строя в качестве его юридической гарантии (либо не принимается вообще, как в Великобритании). То обстоятельство, что конституционный строй может какое-то время существовать без конституции, говорит о первичности конституционного строя, т.е. в данном случае мы говорим о конституционном строе в объективном смысле (объективная категория), который нуждается в писаной К лишь в качестве доп.гарантии своей законности, легитимности, стабильности. Поэтому можно сказать, что конституционное государство – это такое государство, которое признает народ источником своей власти и действующее в соответствии с интересами народа. Вместе с тем, конституционный строй есть условие и средство юридического оформления гражданского общества и правового государства.
Сказанное позволяет дать следующее определение понятия конституционного строя как объективной категории.
Конституционный строй – это система социально-правовых отношений и институтов народовластия, которая основана на совокупности принципов, содействующих закреплению в обществе стабильных, гуманных и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством.