Государственная власть как особая разновидность социальной власти
Прежде чем характеризовать государственную власть, необходимо дать определение СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.
Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (роду, племени, семье, общественной организации, партии, государству, обществу и т.п.); она – важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.
Одним из необходимых условий существования человеческого общества является выработка единой воли, по крайней мере, большинства людей, действующих совместно. Ни одно общественное, а тем более правовое отношение не обходится без согласования воли их участников.
Согласование воли осуществляется различными способами. Это может быть:
- совет, рекомендация, как следует поступать в том или ином случае, чтобы достичь положительного результата (рекомендации врачей, советы родственников и знакомых, пояснения преподавателей в процессе обучения);
- предписания компетентных органов, лиц действовать определенным образом. Если совет, рекомендацию можно не исполнять, то такие предписания являются обязательными.
- приказ, команда действовать определенным образом. В этом случае происходит подчинение воли одного человека другому, один человек управляет другим, предписывает, как ему следует действовать в данной ситуации. Это управление и понимается как власть. Власть может быть безграничной, когда человек должен выполнять ее любые команды, выраженные как устно, так и письменно или с помощью жестов, а подчас и даже взгляда.
Для власти как способа управления людьми, обществом характерно не только издание приказа, но и его реальное исполнение, непременное подчинение данной команде. Без соблюдения этого условия власть перестает быть властью и превращается в пустое сотрясение воздуха пустым звуком. Подчинение приказу может быть добровольным, либо под угрозой применения принуждения, либо с применением насилия. Применение принуждения является обязательным признаком власти, отличающим его от рекомендаций и технических предписаний.
Социальная власть должна признаваться таковой в силу моральных норм, обычаев или права и направлена на достижение социально-полезного результата.
Таким образом, ВЛАСТЬ – это возможность делать свои веления общеобязательными или обязательными для определенных лиц, обеспечивается авторитетом или принуждением.
Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть».
(Г < П) Согласно одной точки зрения (,Ф.М. Бурлацкий, Н.М. Кейзеров, Л.Т. Кривушин – выступают за различие этих категорий) государственная власть – более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п.
Разграничение политической и государственной власти:
1) в отличие от политической власти, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви (законодательную, исполнительную, судебную) с соответствующими прерогативами;
2) государственная власть, будучи публичной, выступает от имени всего общества, всего народа (а не какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политической власти), имеет «публичную» материальную основу (казенное имущество, налоги и т.п.);
3) одним из субъектов политической власти выступают органы местного самоуправления, которые согласно ст. 3 и ст. 12 Конституции России, являются самостоятельными и не входят в систему органов государственной власти.
(Г = П) Согласно, другой точки зрения (Учебник ТГП под ред .Н.И. Матузова и А.В. Малько), понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Характерные черты государственной власти:
1) распространяется на все общество;
2) носит публично-политический характер;
3) опирается на государственное принуждение;
4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
5) система налогов;
6) деление населения по территориальному признаку;
7) легитимность и легальность государственной власти и т.п.
Особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь, прежде всего механизм государства.
Методы осуществления государственной власти. К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.
УБЕЖДЕНИЕ – это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций.
Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществление государственной власти закономерно возрастают.
Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения – государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным - этим государственная власть отличается от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ – это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.
Государственное принуждение – острое и жесткое средство социального воздействия; ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него не выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Государственное принуждение бывает правовым и неправовым, может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение – в государствах с антидемократическим, реакционным режимом – тираническим, деспотическим, тоталитарным.
Правовое государственное принуждение - признается вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю. Оно может быть обжаловано в независимый суд. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.
Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны: 1) меры предупредительного воздействия (проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращения или ограничения движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.);