В) географическая структура внешней торговли

Вопрос 1. ГАТТ/ВТО: сущность, функции, принципы, роль в регулировании современной международной торговли.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле /ГАТТ/ - это международная организация, сформированная на основе многостороннего соглашения, и регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли. Соглашение было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г. для 23 подписавших его стран. Функционирующая на основе этого соглашения организация ГАТТ дополняла в таможенно-тарифной сфере работу другой организации в области валютно-финансового обеспечения внешней торговли – Международного валютного фонда /МВФ/.

Необходимость в такой организации назрела давно: 1) отсутствовали международные институты, регулирующие «правила игры» в международной торговле; 2)высокие таможенные пошлины, как в довоенные, так и в послевоенные годы значительно тормозили развитие мировой торговли. США сразу после Второй мировой войны выступили за создание стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность поступательного развития мирового товарооборота. Важная особенность, заложенная в «конструкцию» ГАТТ - это возможность его совершенствования, развития правовых норм соглашения и его организационных форм в соответствии с изменяющимися условиями внешнеэкономических связей.

В качестве основной идеи была предложена идея либеральной торговли, конкретизированная в нескольких принципах.

Принципы функционирования ГАТТ:

ü –недискриминация, режим наибольшего благоприятствования. Это означает, что страны-участницы этого соглашения обязаны устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые установлены к любой третьей стране. Равный подход обеспечивается и в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих торговлю;

ü ГАТТ признает пошлины в качестве единственного приемлемого средства регулирования внешнеторговых отношений стран-участниц. . Применение всех остальных форм и методов должно носить временный характер. ГАТТ не рекомендует странам-участницам использовать квоты, а также экспортные и импортные лицензии. Основная задача ГАТТ – сокращение таможенных пошли;

ü сокращение ставок таможенного тарифа в результате многосторонних переговоров и исключения возможности их несогласованного с партнерами повышения в дальнейшем;

ü развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции;

ü предоставление льготного режима для развивающихся стран;

ü взаимность торговых уступок, практикуемая между странами-участницами, связана с расширением доступа товаров и услуг на рынок стран – участниц. Этот принцип претворяется в жизнь со значительн6ыми ограничениями. Так, разрешается продолжать использование преференций, существовавших на момент образования ГАТТ. Из сферы действия уступок исключаются привилегии, предоставленные при образовании интеграционного объединения или в рамках соглашений о приграничной торговле Развивающиеся страны получают особые уступки в области внешней торговли в рамках общей системы невзаимных преференций: особое место занимают таможенно-тарифные уступки наименее развитым странам. ПРС в одностороннем порядке вводили определенные ограничения в сферу действия режима наибольшего благоприятствования. Особенно отличалось США. «Развязывающая» оговорка / escape clause/ давала американскому президенту право на отмену льгот в тех случаях, когда возникли значительные сложности для национальной промышленности. Если удавалось привязать увеличивающуюся долю в импорте иностранного товара к росту убытков национальной промышленности, правительство получало новое право на повышение пошлин и изъятие товаров из режима наибольшего благоприятствования. В период «холодной войны» США не предоставляли торговых льгот социалистическим странам / см: В.Б. Буглай, Н.Н. Ливенцев Международные экономические отношения М., 2004 с.101./

ü отказ от односторонних действий в пользу переговоров и консультаций.. Страны-участницы берут на себя обязательство не осуществлять односторонние действия, связанные с ограничением свободы торговли. Все решения принимаются только в рамках взаимных торговых переговоров с использованием специально созданного в ГАТТ механизма.

Основная деятельность ГАТТ заключалась в проведении многосторонних встреч- раундов, во время которых обсуждались внесенные повестку дня вопросы, связанные с регулированием внешней торговли стран – участниц. Всего с момента создания и до трансформирования ГАТТ в ВТО в рамках ГАТТ было проведено восемь таких раундов. (1947 г., 1949г., 1950 г., 1956, 1960-1961 гг., 1964-1967, 1973-1979, 1986-1994). Основные вопросы в переговорах были связаны со снижением таможенных пошлин, которые уменьшились с 40-60% в 1945 – 1947 гг. до 3-5% в начале 90х годов. Механизм снижения заключался в том, что основные страны производители – потребители товаров договаривались о величине снижения. После этого сокращения автоматически распространялись на все страны – участницы соглашения.

Два последних раунда переговоров (Токийский и Уругвайский), начавшиеся с середины 70х годов, приобрели особое значение, прежде всего в связи со значительным расширением круга обсуждаемых вопросов. К традиционным вопросам уровня таможенного налогообложения были добавлены вопросы установления принципов налогообложения и правомочности применения отдельных видов пошлин / установление налогооблагаемой базы и применения компенсационных и антидемпинговых пошлин/ проблемы регулирования внешне торговли отдельных отраслей (тропические товары, авиатехника), а также меры государственного протекционизма (лицензирование, государственные заказы).

По таможенным пошлинам результатом переговоров стало уменьшение средней величины таможенного налогообложения до 4,7% для развитых и 7,1% для развивающихся стран. Общий объем торговли, охваченный представленными в ходе « раунда Токио» (1973-1979) уступками, составил 155 млрд. долл.

Для развивающихся стран наиболее значительными оказались уступки по сельскохозяйственным товарам тропического земледелия.

Принят «Кодекс по таможенной оценке товара». В нем устанавливается, что при начислении пошлин в качестве налогооблагаемой базы берется реальная, т.е. фактически определенная в договоре цена продажи данного товара. Дополнительные расходы (стоимость лицензионного вознаграждения, упаковки, фрахта и т.д.) включаются только при усмотрении стран, участвующих в соглашении. Дано также определение демпинга как продажи товаров по цене ниже «нормальной», т.е. такой, по которой товар продается внутри страны. Установлено, что карательные пошлины не должны превышать демпинговую разницу, т.е. разницу между «нормальной» ценой той, по которой товар поступил в импортирующую его страну. Также широкая группа принятых решений касалась так называемых мер нетарифного протекционизма: лицензий, государственных заказов, субсидий.

Был оговорен порядок лицензирования, введена процедура автоматического лицензирования, а также выдачи индивидуальных лицензий.

В кодексе о стандартах установлено, что стандарты, требования к упаковке, маркировке не могут быть использованы в качестве препятствия к развитию торговли.

Развивающиеся страны получили право осуществлять субсидирование, но лишь в качестве временной меры, которая должна быть отменена по мере их экономического прогресса. (см: Международные экономические отношения/Под ред. Рыбалкина В.Е. М. 2005с.183-184)

Фактически были запрещены все субсидии за исключением торговли продуктами лесного, сельского хозяйства и рыболовства. Это было уступкой странам ЕС.

Всемирная торговая организация (ВТО) сложилась как результат последовательного расширения деятельности Генерального соглашения по тарифам и торговле /ГАТТ/ и распространения полномочий последнего на новые сферы международных экономических отношений. ( услуги, интеллектуальная деятельность, инвестиционная деятельность). ВТО является преемницей ГАТТ. Она основана 1 января 1995 г. по результатам переговоров Уругвайского раунда / 1986 - 1994 гг./ Местопребывание ВТО - Женева (Швейцария).

Продолжая деятельность ГАТТ, ВТО в то же время имеет и особенности:

ü ГАТТ – 1947 предоставляло всем государствам право использовать положения ГАТТ в форме, максимально совместимой с национальным законодательством (но не противоречащей ему). ВТО требует привести национальное законодательство в полное соответствие с требованиями этой организации.

ü Не менее важным является требование полного выполнения всех положений ВТО странами, вступившими в эту международную организацию. Ранее выполнение отдельных договоренностей осуществлялось лишь теми государствами, которые подписывали эти соглашения.

Структура новой организации включает Конференцию на уровне министров, собирающихся два раза в год. Она является высшим органом этой международной организации. В перерыве между конференциями ее функции выполняет Генеральный совет, решающий спорные вопросы и готовящий обзоры торговой политики, он собирается не менее 8-10 раз в год.

В состав ВТО входят также совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Образованы также Комитеты по бюджетным, финансовым и административным вопросам. Практически каждое соглашение, подписанное в рамках ВТО, имеет свой орган в форме комитета, следующего за его выполнением.

/В.Б. Булгай, Н.Н. Ливенцев Международные экономические отношения М., 2004. С. 106-107./

Пакет документов ВТО включает 56 правовых документов, составляющих нескольких блоков. Прежде всего, это регулирующие деятельность правила ГАТТ (50 соглашений в новой реакции 1994 г.), а также определяющие задачи и функции структур, созданных в свое время под эгидой ГАТТ(6 соглашений) и вошедших в ВТО: Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС, соглашение по торговым аспектам прав Интеллектуальной собственности - ТРИПС, соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер - ТРИМС.

Во второй блок входят 12 многосторонних торговых соглашений (МТС), в том числе: по сельскому хозяйству, по применению санитарных и фитосанитарных мер; по текстильным изделиям и одежде; по техническим барьерам и торговле; по инвестиционным мерам, связанным с торговлей; по применению Статьи У1 ГАТТ – 94 (антидемпинговая и компенсационная пошлины) по применению статьи У11 ГАТТ -94 (Оценка товара для таможенных целей), по субсидиям и компенсационным мерам и др.

Далее – договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров. Они предусматривают создание системы, в рамках которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе консультаций. Если это не удается, они могут следовать четко отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность решения вопросов группой экспертов и позволяет давать апелляцию на данные решения.

Существуют также договоренности о механизме обзора торговой политики. Этот механизм заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран – членов ВТО подвергается регулярному «рассмотрению»: в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО.

В пакет правовых документов входят также соглашения с ограниченным участием, т.е. необязательные для всех участников ВТО. Например, по торговле гражданской авиа техникой и правительственным закупкам.

Наконец, так называемые секторальные тарифные инициативы, в которых на добровольной основе может участвовать часть стран – членов ВТО.

К настоящему времени ВТО насчитывает 145 стран – участниц. Объем мировой торговли этих стран после приема Китая составляет почти 97%. Дальнейшая либерализация мировой торговли в рамках ВТО осуществляется в настоящее время через тарифные рычаги (снижение ставок ввозных таможенных тарифов, импортных пошлин) Такая политика, в конечном счете, выгодна всем странам.

За период деятельности ГАТТ/ВТО, т.е. с 1948г, средний уровень таможенных тарифов снижен почти на порядок: с 43-48% до 4-6%.

ВТО выведена из сферы деятельности ООН, имеет независимый статус, как и МВФ и Международный банк реконструкции и развития. ВТО получила возможность проводить собственную независимую политику. ВТО осуществляет собственный независимый контроль над политикой стран-участниц по соблюдению принятых соглашений. Министерская конференция, проводимая не реже одного раза в год, и Генеральный совет осуществляют контроль над деятельностью организации в целом. В рамках Генерального совета действуют три специализированных субсовета по указанным направлениям. Вследствие принятых мер усиливается многосторонняя система контроля над национальными нормами регулирования внешней торговли.

Направления и содержание работы ВТО во многом определяется постоянными представителями при ВТО стран-членов.

Наши рекомендации