Причины установления абсолютной монархии во Франции. Общественный и государственный строй Франции в период абсолютизма.
Общественный строй
Промышленность переживает интенсивное переоборудование на основе технологических изменений. Новые технологии требуют широкой специализации, массовых капиталовложений и сосредоточение работы разных людей под одной крышей.
Вместо прежнего ремесленника, обязанного знать всю систему производства, появляется узкоспециализированный работник, что приводит к росту производительности труда. Возникают мануфактуры двух видов – централизованная (с работой под одной крышей) и рассеянная (с работой на дому).
В результате начинают формироваться новые прослойки – буржуазия и предпролетариат.
1. Буржуазия – относились к третьему податному населению. Собственники мануфактур, купцы, часть мастеров, для нормальной деятельности буржуазии необходимо единство власти, стабильная политическая обстановка;
2. Пролетариат – цеховые подмастерья, наемные рабочие, создают союзы для улучшения своего положения, в крайнем случае прибегают к стачкам.
Определенные изменения произошли и в привилегированных слоях:
3. Придворная аристократия – самая значимая часть дворянства, родственники королей, потомки знатных родов. Данный класс получал от королевской власти различные пособия, пенсии, высшие должностные места губернаторов и т.д., потому они являлись сторонниками короля, но в то же время помнили о былой самостоятельности, а потому не желали дальнейшего усиления его власти;
4. Мелкие и средние провинциальные феодалы (дворянство шпаги) – потомственное дворянство;
5. Дворянство мантии – выходцы из третьего сословия, купившие себе должности в государственном аппарате. В конечном счете они получили все основные должности от судов до парламента. Отличие от дворян шпаг – обязаны были служить в армии.
К XVI веку домениальных земель уже практически не осталось, вся земля находилась в пользовании крестьян, которые были обязаны платить разного рода налоги. Крестьяне получили определенные права, могли судиться в народных судах. Пережитки, как например фармарьяж, продолжают существовать только в самых отсталых районах (например, в Бургундии).
Абсолютная монархия
В XV в. была установлена автономия французской церкви. Церковь получила право выбора на высшие должности, судебную власть, аннат (денежный сбор в пользу Рима с духовенства, вступающего в высшие церковные должности).
В 1516 г. между королем и Папой Римским был подписан акт – Болонский Конкордат, по которому король получил право назначать епископов с последующим утверждением Папой Римским. Назначение на высшие церковные должности превратилось в разновидность королевского пожалования, также король обладал всеми церковными бенефициями.
Французская церковь, постепенно утрачивая самоуправление, подчинялось королю. Основным положением галликанизма было то, что «Король является представителем божественной власти на земле в мирских делах, а Папа – в духовных, оба равны».
Не смотря на все успехи централизации, королевское правительство тем ни менее наталкивалось на определенное сопротивление. Решительный удар противникам короля был нанесен в первой половине XVIII в., тогда фактическим правителем Франции являлся кардинал Ришелье. С 1624 по 1642 гг. являлся первым министром короля Людовика XIII.
Реформы Ришелье:
1. Ликвидация гугенотской республики – в ходе 8 летних военных действий были ликвидированы политический сепаратизм и военно-партийная организация гугенотов, а религиозная свобода была сокращена;
2. Бесполезные для защиты государства замки были уничтожены;
3. Борьба против непокорных аристократов. Суд над политическими преступниками был поручен специальным комиссиям, были запрещены дуэли, так как воевать дворянин имеет право только за короля;
4. Проводниками королевской власти все в большей степени становятся интенданты, оттеснявшие на 2 план губернаторов. Задача интендантов – обеспечивать приток налогов из провинций;
5. Французский флот был увеличен, проводился помощь торговле и промышленности, была создана Академия, при которой выпускалась газета. При Ришелье талья увеличилась в 4 раза;
Периодом наивысшего расцвета французской монархии стало правление Людовика XIV (1661-1715 гг.):
1. В 1661 г. после смерти Кардинала Мазарина была отменена должность первого министра, «отныне я сам буду первым министром»;
2. Король переезжает в Версаль, который является дворцом и для дворца;
3. Вокруг персоны короля устанавливается строжайший, почти ритуальный этикет;
4. Армия становится королевской – она получает все от короля, т.е. жалование, продовольствие, чины. Король становится главнокомандующим, а должность коннетабля упраздняется;
5. Совет при короле становится верховным судебным (имеет право отмены решения всех других судов), законодательным (предлагал и обсуждал все законы) органом, давал предписания местным властям, устанавливал налоги. Председательствовал на заседаниях сам король, когда он считал, что дело «ясно», то выносил решение. В составе органа не было духовенства и дворянства шпаг;
6. Главная опора короля – дворянство мантии;
7. Дворяне стали военными начальниками, которые должны были поддерживать порядок и спокойствие. Срок службы составлял 3 года, хотя по желанию короля срок мог быть продлен;
8. Выборность городских должностей была отменена, также была введена их продажа;
9. В 1683 г. был отменен Нанский эдикт, разрушены протестантские храмы, иконы.
Но нация устала от абсолютизма, которое постоянно проводило непонятные для людей войны, религиозные гонения. Произвол короля и чиновничества, голод и нищета – все это привело к подрыву доверия к королевской власти.
Государственный строй
1. Полномочия короля:
а. Законодательная власть: «Один король – один закон»;
б. Право назначения на высшие государственные и судебные должности;
в. Определение экономической политики государства, в том числе установление налогов и распоряжение государственным имуществом;
г. Внешнеполитическая деятельность.
2. Советы – выполняли совещательную роль, состав:
а. Большой (государственный) совет;
б. Специальные советы:
· Совет финансов – финансовая деятельность, поиск новых источников доходов в казну;
· Совет депеш – разработка вопросов внутреннего управления;
3. Генеральный контролер финансов – фактически первый министр, ему подчинялись все 30 интендантов провинций, он контролировал промышленность, торговлю, финансы, государственные работы, пути сообщения;
4. Госсекретари:
а. По военным делам;
б. По иностранным делам;
в. По морским делам;
г. По делам двора;
5. Канцлер.
Местное самоуправление
В местном самоуправлении основную роль играли интенданты юстиции, полиции и финансов, поставленные во главе 30 провинций.
Они могли изымать из судов и принимать к своему производству любое дело, осуществляя контроль за фабриками, дорогами, судоходством. Наблюдали за нищими и бродягами, вели борьбу с ересью.