Типология политических режимов. Недемократические режимы
Политический режим - сложная, многоплановая категория, и именно данным обстоятельством и объясняется возможность классификации политических режимов по самым различным критериям. Так, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе - военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу - «западный» и «восточный»; по характеру взаимоотношений государства и церкви - теократический (клерикальный) и светский режимы.
Общепринятой является типология политических режимов с учетом особенностей взаимодействия государства и гражданского общества, степени проникновения государственной власти в другие сферы социальной действительности и частную жизнь граждан. Спектр политических режимов современного мира раскрывается в таких понятиях, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм (последние два относятся к недемократическим). Характервзаимоотношений определяется силой либо слабостью гражданского общества.
В условиях демократии общество обладает рычагами влияния на власть, вплоть до замены её на очередных выборах. При недемократических режимах государство контролирует и регламентирует гражданское общество полностью (тоталитаризм) или частично (авторитаризм). Большинство политологов трактуют тоталитаризм как слияние государства с гражданским обществом, что практически ставит под сомнение саму возможность существования последнего.
Недемократические режимы представлены разными формами тоталитаризма и авторитаризма.
В переводе с позднелатинского «тоталитарный» означает «относящийся к целому». Смысл тоталитаризма обосновал идеолог итальянского фашизма Дж. Джентиле, который призывал к тотальному подчинению человека государству и растворению индивида в политической истории, поскольку все человеческое и духовное утрачивает ценность вне государства.
В политический лексикон этот термин вошел после речи Б. Муссолини в 1925 г., в которой он использовал само понятие «тоталитарное государство». В дальнейшем оппоненты фашизма употребляют этот термин в негативном смысле - как противоположность демократии. Первоначально под тоталитаризмом понимали фашистский режим в Италии и национал-социалистическое движение в Германии, позднее этот термин стали применять относительно политического режима в СССР.
В начале '50-х гг. XX века появляются научные работы, посвященные политологическому и социологическому анализу тоталитарных режимов: это исследование X. Арендт «Происхождение тоталитаризма», совместная монография К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия». Концептуальная модель тоталитаризма, предложенная К. Фридрихом и 3. Бжезинским, наиболее популярна в политологии. Ниже приводятся шесть основополагающих характеристик тоталитаризма:
• официальная идеология, претендующая на охват всех аспектов человеческого существования и ориентирующаяся на достижение извечных целей, например - на создание «совершенного общества»;
• массовая партия, сливающаяся с государственной бюрократической организацией;
• монополия партии над эффективными средствами
коммуникации;
• концентрация в руках партии и государства всех
средств вооруженного насилия;
• централизованный контроль и руководство экономикой;
• система террористической полицейской власти.
Вышеупомянутая модель тоталитаризма требует дополнительного комментария. Установление диктатуры одной партии приводит к слиянию партийных структур с государственными и к формированию своеобразного феномена «государство-партия». Сама партия монополизирует право выступать от имени всего общества. Одновременно происходит «растворение» гражданского общества в государстве, все разрешенные общественные организации (профсоюзы, молодежные, женские) обязаны выступать своеобразными «приводными ремнями» в механизме власти партии, проводить ее генеральную линию в жизнь. Вершина пирамиды тоталитарной власти представлена харизматической фигурой вождя (фюрера, дуче, лидера партии). Действия вождя и партийные догмы не подлежат критике.
Тоталитарная власть распространяет свой контроль на все стороны жизни человека, включая семейные отношения и сферу досуга. Как заметила X. Арендт, при тоталитаризме был реализован принцип: «Частным лицом остается только спящий». Таким образом, для тоталитаризма характерна всеобщая этатизация: государство-партия осуществляет тотальный контроль над всеми сферами жизнедеятельности общества в целом и отдельного индивида в том числе. Поэтому среди политологов утвердилось и более краткое определение тоталитаризма: это закрытая система, в которой всё - от воспитания детей до выпуска продукции, контролируется из единого центра.
Тоталитарные режимы традиционно разделяют на «левые» и «правые». Правый, или праворадикальный режим, получил развитие в Италии с 1922 г. и в Германии с 1933 г. после прихода к власти А. Гитлера. Леворадикальный (коммунистический) тоталитаризм утвердился в СССР (классическая модель - период сталинизма с середины '20-х до середины '50-х гг.), в странах Восточной Европы и Азии, на Кубе. Наиболее яркий пример тоталитаризма в Азии - Китай периода политики «большого скачка» и «культурной революции» ('50-е - середина '70-х гг.), когда во главе страны стоял Мао Цзэдун.
Две формы тоталитаризма различаются характером идеологий (фашизм, национал-социализм, коммунизм), в том числе целями, которые ставят перед массами партии-гегемоны: достижение «народного капитализма» и завоевание мирового господства либо построение коммунистического общества и мировая революция.
Есть и другое отличие: левый тоталитаризм был более «достроен»: партия обладала монополией не только на политическую, но и на экономическую власть, что проявилось в полной или частичной ликвидации частной собственности, сосредоточении в руках государства основных средств производства, ликвидации рынка. В праворадикальных режимах сохранялась свобода предпринимательства, однако это не исключало прямого государственного вмешательства в экономическую сферу, подчинения ее задачам военного производства, централизованного распределения рабочей силы.
Авторитаризм (от лат. autor - зачинатель, основатель, творец и autoritas - мнение, решение, право) понимается как режим, смысл правления при котором заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Тоталитаризм иногда рассматривается как крайняя форма авторитарного режима. Однако наличие ряда общих черт (произвол лидеров, значительный репрессивный аппарат, ограничение прав человека, использование силы при разрешении конфликтных ситуаций, отсутствие реального разделения властей, формально свободный характер выборов в законодательные органы, отсутствие альтернативности выбора) не дает ещё оснований для их отождествления. Остановимся на отличиях этих двух режимов.
1. При тоталитаризме партия-гегемон запрещает все элементы общественно-политического плюрализма, оппозиционные партии и движения. При авторитаризме имеет место ограниченный плюрализм. Правящая власть в определенных пределах допускает инакомыслие и подконтрольную оппозицию.
2. При тоталитаризме ядром политической системы выступает партия-гегемон, монополизирующая государственную власть, при авторитаризме - само государство (в некоторых случаях правящая элита создает угодную ей «партию власти»).
3. Тоталитаризм выполняет две важные функции: легитимизацию режима и мобилизацию масс на выполнение поставленных партией задач. Что касается авторитаризма, то здесь может отсутствовать какая-либо детально разработанная идеологическая доктрина. Инструментом консолидации общества выступают религия, национализм, традиции.
4. Тоталитарная власть опирается на широкую поддержку народа. Для такого режима характерен культ вождя партии, который в глазах народа обладает харизмой, ему приписываются непогрешимость, мудрость. Авторитаризм может оставаться безразличным к проблеме легитимизации власти, не прибегает, как правило, к интенсивной мобилизации народа в поддержку власти. Авторитарная власть находит опору в бюрократии, армии, церкви, крупных предпринимательских слоях, пытается использовать исторические традиции или националистические лозунги.
5. Авторитарный режим не стремится к тотальному контролю всех сфер жизни, сохраняет автономность личности и общества в неполитических сферах. Допуская, как правило, свободные рыночные отношения в экономике, поощряя частное предпринимательство, некоторые современные авторитарные режимы демонстрируют высокие темпы экономического роста (современный Китай, Сингапур, Южная Корея, Чили).
Авторитаризм может существовать в самых разнообразных формах. В историческом прошлом он выступал в форме древних тираний, деспотий, абсолютных монархий и различных аристократических режимов. В зависимости от того, на какие социальные группы и институты опирается власть, можно выделить следующие современные формы авторитарного режима.
• Военные диктатуры, предполагающие опору на армию. В условиях неразвитого гражданского общества и слабых демократических традиций военные выступают наиболее организованной силой, обладающей ресурсами для захвата власти (обычно путем государственного переворота). Подобные режимы - довольно частое явление в Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке.
• Теократический - с опорой на духовенство и религию. В качестве примера можно привести современныйИран, где с середины 90-х гг. наметилась тенденция либерализации режима.
• Олигархический - власть принадлежит определенным корпоративным кланам.
• Вождистский (режим личной власти), опирающийся на авторитет сильного лидера. Сам режим может иметь поддержку народа. Почвой для возникновения подобных режимов может стать ощущение внешней угрозы для страны.
• Смешанные формы, сочетающие в себе элементы разных режимов. Так, режим, С. Хуссейна в Ираке характеризовался свойствами военного, одновременно вождистского и частично теократического.
Формы современного авторитаризма являют собой пеструю картину. Наряду с вышеуказанными, выделяют однопартийные и многопартийные, президентские и парламентские, традиционные и мобилизационные формы авторитаризма. Наконец, авторитарный режим может выступать в форме реакционной диктатуры или быть более либеральным.