Завет утверждается жертвенной кровью

Народ не мог до конца вынести особого присутствия Божия и просил Моисея быть посредником между ними и Богом. Моисей распустил все собрание по шатрам, а сам еще раз поднялся на вершину святой горы, где Господь помимо десяти заповедей дал ему еще заповеди, касающиеся как гражданской, так и религиозной жизни. Сойдя с горы, Моисей ночью записал все заповеди в Книгу Завета. Утром, по повелению Божию, он у горы Синай построил жертвенник из двенадцати камней и созвал весь народ для жертвоприношения. Во время жертвоприношения Моисей прочитал перед народом Книгу Завета. Весь народ в один голос обещал ревностно исполнять волю Божию. Тогда Моисей налил в чашу жертвенной крови и окропил ею жертвенник, Книгу Завета и всех людей. Таким образом, договор или завет между Богом и народом израильским был скреплен жертвенной кровью. Этот Ветхозаветный Союз – Завет стал прообразом Новозаветного Союза – Завета между Богом и всем человечеством, который скрепил Своей Пречистой Кровью Сам Господь Иисус Христос.

НАРУШЕНИЕ ЗАВЕТА

Хотя израильский народ и дал клятвенное обещание, скрепленное жертвенной кровью, строго соблюдать все заповеди, данные ему Богом на Синае, но вскоре евреи нарушили свои обеты и вновь обратились к идолопоклонству. Это произошло следующим образом. После жертвоприношения, поручив Аарону управление народом, Моисей с Иисусом Навиным, по повелению Божию, поднялся на Святую гору, где пробыл сорок дней и ночей. В течение этого времени Господь являлся Моисею и дал ему подробный план построения походного храма – «Скинии Свидения» [51]. На сорокой день Господь вручил Моисею две каменные скрижали (доски), на которых Божественным перстом были написаны десять заповедей завета.

Между тем в лагере началось волнение. Видя, что их вождь долго не сходит с горы, израильтяне подумали, что Моисей погиб, и начали беспокоиться о том, кто же теперь их поведет через пустыню в обетованную землю. Перед шатром Аарона собралась большая толпа. Встревоженные тем, что Моисей покинул их, люди громко требовали: «Встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами: ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось». За время долгого пребывания израильского народа в языческой стране в их сердцах глубоко укоренилось идолопоклонство. И вот теперь, у горы Синай, оно проявило себя во всей силе. В народе еще жила потребность изображать божество в виде какого-нибудь идола, и люди стали требовать, чтобы Аарон «сделал для них Бога» наподобие тех, какие им известны были в Египте. (Возможно, народ не имел в виду идолопоклонства в собственном смысле слова и хотел покланяться Иегове, но только под какой-нибудь более доступной народному сознанию и знакомой ему формой. Если бы Аарон обладал такой же силой воли, как его младший брат, то, конечно, он легко мог бы убедить народ не делать этого преступного шага). Но Аарон проявил малодушие и подчинился воле идолопоклонников. Он потребовал, чтобы израильтяне принесли все свои золотые серьги. По его призыву женщины самоотверженно отдавали свои украшения и собрали так много золота, что из него можно было отлить фигуру золотого тельца. Аарон вылил из этих драгоценностей статую тельца, напоминающую евреям египетского бога Аписа, и сказал: «Завтра праздник Господу». На следующий день статую поставили посредине стана, и люди, обрадованные возвращением божества, которому они поклонялись в Египте, восклицали: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» Затем началось жертвоприношение в честь идола, после чего все сели за праздничный пир. Весь день раздавались звуки труб и бубнов; мужчины, женщины и дети исступленно пели и плясали вокруг тельца. Только левиты держались в стороне и с ужасом взирали на людей, которые так легкомысленно отреклась от Иеговы и вернулись к идолопоклонству.

А в это время на вершине Синая Господь, вручая Моисею скрижали завета, сказал ему: «Поспеши сойти (отсюда) ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской». Далее Господь сообщил Моисею, что Он унич­тожит этот жестоковыйный народ и от Моисея произойдет новый народ. Но Моисей умолил Господа помиловать евреев, и взяв скрижали с Иисусом Навином поспешили в лагерь. Спускаясь с вершины Синайской горы, Моисей еще издали услышал адский шум. Когда же Моисей приблизился к стану и увидел отвратительное зрелище, он «воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою. Золотого тельца он стер в прах и рассыпал по воде, а воду приказал пить израильтянам. Строго осудив смущенного Аарона, Моисей призвал к себе левитов и дал им приказ: «Так говорит Господь, Бог Израилев: возложи каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего». Левиты исполнили повеление Моисея и в тот день было убито около трех тысяч человек. Так были наказаны евреи за грех идолопоклонства.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗАВЕТА

Когда порядок в стане был восстановлен, Моисей призвав народ к покаянию, вновь поднялся на вершину Синая, чтобы вознести горячую молитву к Господу о помиловании еврейского народа. Господь милостиво принял молитву праведни­ка, повелел ему приготовить две каменные скрижали, подобные тем, которые он разбил, и опять взойти на гору. Приготовив две каменные плиты, Моисей поднялся на святую гору и пробыл там сорок дней и ночей в посте и молитве. В этот раз Господь осо­бым образом показал Моисею Свою Божественную славу и написал на скрижалях десять заповедей. Это было свидетельством того, что Господь вновь восстанавливает союз с еврейским народом и дает обещание вести его в обетованную землю. Моисей с радостью вернулся к народу, но люди не могли смотреть на его лицо, так как от него исходили лучи яркого неземного света. Поэтому, когда Моисей говорил с народом, он закрывал свое лицо покры­валом.

ПОСТРОЕНИЕ ПОХОДНОГО ХРАМА И ЕГО УСТРОЙСТВО

Когда восстановлен был завет с Богом, Моисей объявил из­раильскому народу повеление Божие о построении скинии (палатки), или походного храма, и призвал верующих помочь ему в сборе не­обходимого материала для строительства. Сбор ценностей (золо­та, серебра, меди и др.) прошел весьма успешно, и Моисей сразу же приступил к построению скинии, доверив все связанные с ней работы двум прославленным мастерам – Веселиилу и Аголиаву. Вскоре строительство скинии было закончено. Она состояла из трех частей: Святая Святых, Святилища и двора. Сама скиния, или священ­ный шатер, стояла посреди четырехугольного двора, окруженного бронзовыми колоннами, которые соединялись перекладинами. С по­перечных брусьев свисали льняные покрывала, так что площадка со всех сторон была закрыта высокой ширмой. Стены скинии были построены из шестов и брусьев дерева ситтим (акация), а крыша ее была покрыта сначала двумя шерстяными покрывалами с изображением херувимов, а затем двумя покрывалами из бараньих кож. Священный храм-шатер делился на две половины: Святая Святых и Святилище, отделявшиеся друг от друга расшитой золотом шерстяной завесой. Святая Святых являлась самой главной частью храма. В ней находили Ковчег Завета, ко­торый представлял собой пустой ящик из дерева ситтим, об­ложенный внутри и с наружи кованными золотыми листками. Крышка ковчега, называвшаяся очистилищем, сделана была из чистого золота. На обоих ее концах были два изображе­ния херувимов. Ковчег считался самой большой святыней храма. Моисей, по повелению Божию, положил в ковчег скри­жали, а перед ковчегом поставил сосуд с манной. В Святилище находились три священных предмета. В центре Святилища, напротив ковчега, стоял кадильный жерт­венник, сделанный из драгоценного дерева и обложенный зо­лотом. На нем священники приносили в жертву ладан, или фи­миам. Справа от кадильного жертвенника стоял деревянный, обложенный золотом стол с двенадцатью хлебами предложе­ния, которые менялись каждую субботу. Налево стоял золотой светильник, на подобие дерева, с семью лампадами, в которых горел елей. На дворе, перед входом в скинию, стоял жертвенник всесожжения, окованный медью, и большая мед­ная умывальница для омовения рук и ног священников пе­ред богослужением. Вход в скинию был с восточной стороны, так что Святая Святых в противовес языческим алтарям обращена была к западу. Скиния без двора была небольших размеров. В длину она составляла 30 локтей (священный локоть равнялся 52 см.), в ширину и высоту – 10 локтей. Когда скиния была закон­чена, Моисей ее освятил, помазав все ее священные предметы еле­ем.

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СКИНИИ

Ветхозаветная скиния прообразовала Церковь Христову. Вход в скинию был с востока – это означало, что ветхозаветная Церковь еще ожидала явления солнца правды – Христа. Ее двор, открытый для всего народа, означал призвание в Церковь Христову всех лю­дей. При входе в скинию стоял жертвенник и умывальница. Жерт­венник прообразовал крест, на котором Иисус Христос принес Се­бя в жертву Богу за весь человеческий род и этим самым открыл людям вход в Царство Божие. Умывальница прообразовала купель крещения, посредством которого человек может вступить в Церковь Христову. Святилище, в которое позволялось входить только одним священникам, прообразовало истинно верующих. Светильник, трапеза с хлебами и кадильный жертвенник прообразовали Иисуса Христа, Который просвещает и питает верующих и возносит их молитвы к Богу Отцу. Святая Святых, в которое входил только первосвящен­ник с кровью, означало духовное небо, куда Иисус Христос во­шел со Своей Кровью за весь человеческий род. Ковчег Завета был образом престола Божия, окруженного херувимами.

ВЕТХОЗАВЕТНОЕ СВЯЩЕНСТВО

Для совершения богослужений при скинии необходимо было из­брать особый класс глубоко верующих людей, которые не только совершали богослужения и были бы достойными посредниками меж­ду людьми и Богом, но и стояли бы на страже интересов истинной религии. Из всех израильских колен на такое ответствен­ное и святое служение Богом было избрано колено Левино, так как оно не нарушило Завет, данный Богом, и ревностно защищало истинную религию. Ветхозаветное священство было разделено на три чина – первосвященнический, священ­нический и левитский. По повелению Божию, в первосвященнический чин Моисей возвел своего брата Аарона, а его сыновей поставил священниками. С этого времени первосвя­щенники и священники должны были избираться из племени Аарона. Третий чин имели все представители колена Левина, которых называли левитами. Возведение в тот или другой чин сопровождалось особыми обрядами и жертвоприношениями, которые свидетельствовали о важности и ответственности данного священнического чина. С этой же целью священнослужителям даны были священные одежды, в которые они долж­ны были облачаться во время совершения богослужения.

Первосвященник был ходатаем перед Богом за народ, и поэтому он во время богослужения носил на груди наперсник (четыреугольник из материи с двенадцатью разноцвет­ными камнями, по числу колен Израилевых, на каждом из которых было вырезано по одному имени). Только первосвя­щенник, и то однажды в год, имел право входить во Святое Святых для окропления жертвенной кровью крышки ковчега. В этот день первосвященник приносил жертву за грехи все­го Израиля. Первосвященник был главным хранителем за­кона и наблюдал за его исполнением. Священники обязаны были поддерживать неугасимый огонь в Скинии, приносить жертвы, возжигать курения, возносить к Богу молитвы на­рода и наставлять народ в законе Божием. Они имели право ежедневно входить в Святилище, где зажигали лампады, воскуряли фимиам и переменяли хлебы предложения. Все остальные левиты помогали священникам при богослужении, устанавливали Скинию, несли ее во время переходов.

Наши рекомендации