Политические партии и общественные движения как объект социологии политики. Организационное устройство политических партий
В научном анализе используются различные определения понятия «партия». Каждое из них акцентирует внимание на тех или иных существенных признаках этого политического института: на типе социально-политической ориентации партий, на принципах объединения членов партии, на внутренней структуре и отношениях внутрипартийной иерархии, на взаимоотношениях партии с господствующим в стране политическим режимом и т.д. Приведём одно из них.
Политическая партия – союз единомышленников, который создаётся для освещения и представления интересов определённой части общества с позиции чётких программных положений, ставящий своей задачей завоевание политической власти. В рамках социологии политики мы рассматриваем различные этапы и механизмы власти и влияния, поэтому политическая партия как посредник между гражданским обществом и политическими институтами, осуществляющими власть, не может не являться одним из наиболее существенных объектов социологии политики.
Появление партий связывают с концом XVII – началом XVIII в. Этот процесс отражал раннюю стадию борьбы между сторонниками различных направлений формирующейся новой государственности: аристократами и буржуа, якобинцами и жирондистами, католиками и протестантами. Партии – результат ограничения абсолютной монархии, включения в полит. жизнь «третьего сословия», всеобщего избирательного права (XIX в.), послуживших значительному развитию представительной системы.
Одну из попыток исторической периодизации форм партийной организации дал М. Вебер, который выделил три этапа: 1) период аристократических группировок; 2) эпоха политических клубов и 3) современный этап массовых партий 19 века.
Функции партий:
-агрегирование и артикуляция интересов
- реализация идеи представительства
- формирование альтернативной концепции политики
- интегративная функция
- политическая социализация
- рекрутирование.
Партии обеспечивают: 1) механизм распределения (перераспределения) в обществе властных статусов. механизм агрегирования интересов граждан, который дает возможность избежать общественных потрясений при изменении баланса полит. сил. 2) связь населения с государственными структурами, институциаонализацию полит. участия граждан, 3) отбор и рекрутирование политических лидеров и элит для всех уровней ПС, 4) углубление связей и отношений между различными ветвями власти, местными и центральными органами ГУ, 5) политическую социализацию граждан, формирование у них свойств и навыков участия в отношениях власти. Ведя борьбу за избирателя, преодолевая дефицит информированности населения, партии обращают внимание людей на важнейшие конфликты и пути их преодоления, делают ситуацию, сложившуюся в обществе, понятной для рядовых граждан.
Признаки партии:
1. Наличие той или иной идеологии, определенной политической ориентации, программы или политической платформы.
2. Поддержка народа или его части. Речь идет о наличии у партии социальной базы, т.е. людей, которые поддерживают её своими голосами, деньгами и т.д.
3. Наличие организационной структуры. Это означает, что политические партии имеет свой аппарат, четкое внутреннее деление, которое существует более или менее продолжительное время.
4. Наличие такой цели, как борьба за власть. Она и отличает партии от каких-либо группировок, организаций, движений, существующих в политической жизни общества. Партия всегда стремится овладеть властью, в то время как они пытается влиять на неё, оставаясь за её пределами.
Классификация М. Дюверже, выделявшего в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства различные партии, выглядит следующим образом.Кадровые–формируются, как правило, изнутри устойчивой структуры – парламента, вокруг группы политических деятелей, основа – политический комитет (лидеров, активистов); структура партии горизонтальная. Сориентированы прежде всего на участие профессиональных политиков и элитарных кругов, что предопределяет свободное членство и аморфность партийной организации. Активизируют свою деятельность только во время выборов, когда необходимо организовать поддержку электората. Массовые партии представляют собой централизованные образования, хорошо организованные и дисциплинированные, с уставным членством. Формируются извне в XIX – XX в. на основе организаций. Первичная организация – секция, работающая на постоянной основе. Финансируется за счет членских взносов. Структура вертикальная. Для строго централизованных партий характерно превращение идеологического компонента в основополагающее, связующее эти организации начало. Для таких партий – а Дюверже относил к ним коммунистические и фашистские – характерны наличие множества иерархических звеньев, строгая, почти военная дисциплина, высокая организованность действий, уважение и почитание политических вождей, жесткое членство, авторитарный лидер.
По идеологическому принципу различают следующие виды партий: 1) либеральные 2) консервативные 3) социалистические – коммунистические и национал-социалистические.
Наряду с государством и политическими партиями, важное место в функционировании политической системы общества занимают общественные организации и движения граждан. Общественные движения политического характера пытаются изменить существующие условия, закрепить их путем влияния на правительство.
Организационное устройство политических партий. В разных странах существуют разные подходы к организации работы политических партий. В России и многих других странах существует фиксированное членство, в то же время в США фиксированного членства в партиях нет. В России структура партии строится по примерно одинаковой системе на трех уровнях: партия – региональные отделения – местные отделения. На уровне самой партии высшим органом является съезд, который формирует постоянно руководящие органы, на уровне региона – собрание (конференция) и руководящие органы регионального отделения. В структуру политической партии входят:
- политические лидеры
- идеологизаторы
- функционирующие (членство партии)
- симпатизирующие – тот, кто признаёт, что он поддерживает политическую партию
- голосующие и электорат