Международный женский 7 страница
Четвертым этапом в развитии понятия эгалитарность должно стать признание равенства самоценности, самоощущений, самоидентификации мужчин и женщин наряду с соблюдением равенства прав мужчин и женщин. Самоценность женщин
(анормальной группы с точки зрения патриархатного общества) должна быть признана обществом. Это снимет проблему иерархии различий мужчин и женщин. Ценны и "мужские", и "женские" черты характера, сферы деятельности. Ценны все: матери, жены, отцы, мужья, работники и работницы, медсестры и доктора, и т. д. Ценность личности, принадлежащей к определенной социальной группе, должна признаваться не только в декларируемых лозунгах, но и быть оценена реальной общественной мерой - платой за тот или иной труд индивидов того или иного качества. Например, проблема профессиональной се-грегаиии по признаку пола должна решаться не путем (или не только путем) внедрения женщин в ранее "неизведанные" профессии, но и посредством адекватного, равноценного признания "женских" профессий и "женских" сфер деятельности. При таком подходе отпадает необходимость в системе льготного режима для определенных социальных групп, в заботе о равенстве возможностей.
Это сложный путь развития общества, но примитивизация общественных отношений до сей поры приносила человечеству одни разочарования. Безусловно, "законам, созданным людьми, должна ... предшествовать возможность справедливых отношений" (Монтескье). Сегодня остаются открытыми вопросы: "Каковы критерии возможности осуществления эгалитарности в смысле равенства самоценности женщин и мужчин? Какой этап развития общества соответсвует установлению тендерной самоценности - его экономическое процветание или социальная зрелость? Какой тип общественного развития - демократические или иерархические структуры? Ускорит ли этот процесс наличие критических, форс-мажорных факторов -экологические, политические, национальные кризисы, войны? Какой фактор окажет подавляющее влияние - социокультурный или национальный (историческая склонность к эгалитарности указанного рода)?"
Ясно одно: понимание эгалитарности как самоценности личности с ее "мужскими" или "женскими" чертами характера, присущими
ей сферами деятельности - шаг вперед в построении эгалитарного общества на новом витке развития.
В заключение - схема этапов в развитии понимания сути эгалитарности:
равенство > равенство прав > равенство прав и равенство возможностей > равенство прав и равенство самоценности, самоидентификации.
Sex equality(англ.)
Литература:
Калабихина И. Е. Социальный пол: экономическое
и демографическое поведение. Москва, 1981.
Стариков Е. Общество-казарма: от фараонов и до
наших дней. Новосибирск, 1996.
Gender-based analysis. Canada, 1996: <http://hrdc
drhc.gc.ca/stratpol/gap-pas/gba/gba_desc.shtml>
Tuttle L. Encyclopedia of feminism. New York,
Oxford. 1986.
© И. Е. Калабихина
РАВНОЦЕННОСТЬ ПРОЦЕССА И КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ,см. Феминистская социальная работа.
РАДИКАЛЬНЫЙ ФЕМИНИЗМ-
направление феминизма, анализирующее и разоблачающее универсализм мужской власти и первичность угнетенного положения женщин вне зависимости от расы, нации, возраста и т. д. Это наиболее яркое направление феминизма, отмежевавшееся и от левого движения, и от культурного и либерального феминизма (с которыми это направление было изначально связано). Оно не имеет единого теоретического обоснования, представляя разнообразный и противоречивый конгломерат феминистских теорий. Ключевым понятием является патриархат: с его помощью анализируются все сферы человеческой деятельности: экономическая, политическая, личная, интимная и др. Радикальные феминистки утверждают, что механизм воспроизводства тендерных различий пронизывает все сферы жизни и влияет на поведение и социальное взаимодействие, являясь первичным меха-низмом подавления. В рамках радикального
феминизма анализируются социальные институты и практики, через которые осуществляется мужской контроль и доминирование. Особое внимание в рамках данного направления уделяется социальным практикам, связанными с сексуальностью, так как указывается, что контроль над женской сексуальностью является самым важным способом контроля и механизмом манипуляции. В фокусе исследований радикальных феминисток такие социальные институты и практики как брак, материнство, аборты, контрацептивные практики, насилие в отношении женшин. гетеросексуальность как единственно возможное проявление сексуальности и т. д.
Радикальные феминистки указывают на необходимость создания организации независимых женских (исключительно) движений, указывая, что все мужчины заинтересованы в подавлении женщин и активно участвуют в воспроизводстве данного механизма подавления и контроля. В. Брайсон указывает, что "радикальный феминизм - это теория по сути женская, для женщин и разработана женщинами..., что женщины как группа имеют интересы, объединяющие их в сестринство. которое выше разделения по классу или расе..." (Брайсон, С. 9). Радикальный феминизм оказал большое влияние на развитие :овременной феминистской мысли и современные политические практики: "Его влияние на переосмысление гендерных ролей ттронуло многие сферы, от сексуальной - до толитической. Не без его влияния основное «правление в политическом истеблишменте делало шаг в строну от либерализма в смыс-ie равенства и сходства (гендерно-нейтраль-1ый подход) к равенству различий (гендерно-[увствительный подход) (Темкина. С. 688).
Radical feminism (англ.) lumepamypa:
ipaftcoH В. Политическая теория феминизма. М., 001.
емкина А. Женское движение второй волны // (ведение в тендерные исследования. Ч. I: Учебное особие / Под ред. И, А. Жеребкиной. Харьков: :ЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. артаковская И. Н. Социология семьи и пола, амара, 1997.
Kramarae Ch. & Treichler P. A. A Feminist dictionary. London, 1985.
Tuttle L. Encyclopedia of feminism. New York; Oxford, 1986.
©MB. Рабжаева
РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА ПО ПРИЗНАКУ ПОЛА(гендерное разделение труда). Понятие разделение труда относится к разграничению задач, включенных в производство товаров и услуг, и привлечению к этим задачам тех или иных индивидов. Следует различать техническое и социальное разделение труда: первое относится к специализированным задачам в производственном процессе, второе - к обществу в целом. На протяжении XX века ученые анализировали растущую специализацию и ее различные последствия, одним из которых является разделение труда по признаку пола, влекущее отношения доминирования и подчинения между мужчинами и женщинами.
Каждое общество характеризуется определенным типом разделения обязанностей между полами. Если речь идет о тех обществах, которые были основаны на превосходящей мужской силе и женских репродуктивных функциях, такая организация приводила к распределению мужских и женских ролей между охотником/воином, с одной стороны, и собирательницей/матерью, с другой. Однако такое разделение труда не абсолютно: в одних обществах женщины занимаются сельским хозяйством, носят тяжести, в других это делают мужчины; существуют примеры женщин-охотниц и воительниц и мужчин, занимающихся уходом за детьми (The Dictionary of Anthropology). Анализируя разделение труда между полами, К. Леви-Стросс приходит к выводу, что дело не в биологической специализации, а в обеспечении союза мужчин и женщин таким образом, что минимальная единица хозяйствования включала бы, по крайней мере, одного мужчину и одну женщину. Основываясь на работах Леви-Стросса и марксистском подходе к анализу воспроизводства труда, Гэйл Рубин рассматривает разделение труда между полами как табу на
одинаковость мужчин и женщин, которое приводит к созданию социальных различий между полами (т. е. тендера), а также как запрет на любую организацию отношений полов, кроме гетеросексуального брака (см. Брак). Хотя домашний труд относится к деятельности в рамках нетоварного хозяйства, он является одним из основных условий капиталистической прибыли, при этом в капитализме унаследована нерыночная традиция, согласно которой обычно именно женщины выполняют работу по дому и не имеют прав собственности (Рубин, Enloe). Эта традиция сохраняется благодаря тому, что структуры рода, ритуалы и мифы организуют и поддерживают социокультурный феномен разделения труда между мужчинами и женщинами. Функционалисты полагают разделение труда воплощением взаимодополнительности мужчин и женщин, делая вывод о том, что тендерное равенство не является необходимостью. Феминистские антропологи (см. Феминистская антропология) доказали, что во многих случаях идеи комплементарности есть не что иное, как идеологическая мистификация неравенства. Слабость как марксистских, так и функ-ционалистских истолкований разделения труда состоит в их неспособности признать связь между разделением труда, классовым превосходством и подчинением женщин. Дело в том, что большинство социальных учений концентрировались на публичной сфере и, определяя "работу" как оплачиваемую занятость, принимали как должное существование неравенства в разделении труда по признаку пола, в частности, игнорировали домашний труд и его связь с субординацией женщин в экономической и политической жизни. Неомарксистские и феминистские исследования 1960-х и 1970-х гг. обогатили понятие разделение труда. Основные выводы неомарксистов касались пола и поколений как новых аспектов разделения труда и получения прибавочной стоимости, которая производилась женщинами и молодежью, но присваивалась мужчинами и пожилыми. Некоторые феминистские исследователи усматривали
мужское доминирование как укорененное преимущественно в семейных отношениях, а другие полагали, что причиной разделения труда по полу выступают мужские практики исключения на рабочем месте. Кроме того, ученые анализировали, какую выгоду получают частный капитал, государство и мужчины вследствие того, что женщина занимается воспитанием детей и работает по дому, а также проблемы сегрегации женщин в низкооплачиваемых секторах занятости. Еще один вопрос состоял в том, до какой степени разделение труда по полу является результатом отношений классового доминирования и, тем самым, требуется ли отмена социальных классов для того, чтобы решить проблему гендерного неравенства. Современные исследования разделения труда фокусируются, скорее, на объяснении изменений, а не на описании и классификации культур и обществ. Например, исследуется современный рост нагрузки и совмещение нескольких видов работы женщинами самых бедных социальных слоев и групп городского и сельского населения, мультипликация трудовых функций женщин-фермеров Африки, анализируется международное разделение труда, например, проблемы работы в странах третьего мира: речь идет, в том числе, о промышленной работе и секс-работе (Rattansi).
Гендер оказывается центральным организующим принципом в мире занятости (Раковская); на разделении труда по признаку пола основана гендерная сегрегация рынка труда (см. Профессиональная сегрегация по признаку пола). Разделение труда по признаку пола следует рассматривать в связи с особенностями выбора профессии и образования мужчинами и женщинами. Влияние макро-социальных факторов на выбор женщин на рынке образовательных услуг и рынке труда можно проследить на примере России, где за годы реформ произошло общее снижение уровня занятости женщин в экономике. Одновременно усилилась профессиональная сегрегация женщин в сфере занятости, связанная с горизонтальной и вертикальной сегрегацией (см. Женская занятость) рынка
труда. Снижение экономической активности женщин сопровождалось их интенсивным перераспределением между отраслями и секторами экономики, при этом с ростом заработной платы в отрасли усиливается вытеснение из нее женской рабочей силы. Одновременно фиксируется исключительно низкая степень участия женщин на уровне принятия решений в государственном и негосударственном секторах занятости.
О разделении труда по признаку пола в индустриальных странах говорят, когда в той или иной отрасли один пол преобладает над другим более чем на 60%. Например, только 25 из 282 видов занятости в Швеции характеризуются разделением труда по признаку пола в интервале 40:60. Та же картина в Финляндии, где лишь 5% населения работают в отраслях с почти равным представительством мужчин и женщин. Подавляющая часть (90%) рабочей силы занято в сферах с односторонней тендерной структурой (т. е. более 60% занятых в одной отрасли представляют один пол). Данные других индустриальных стран указывают на сходные модели сегрегации (Billing, Alvesson); причем женщины сосредоточены там, где меньше возможностей продвижения по служебной лестнице к руководящим должностям среднего и высшего звена. Вместе с тем, в Скандинавии в середине 1990-х годов появились исследования, посвященные благоприятным для женщин политическим отношениям, и теории маргинапизаиии женщин были подвергнуты критике, так как представительство женщин на верхних уровнях управления неуклонно растет. Преобладание женщин в образовании, здравоохранении и социальной политике привело не к исключению их из политической сферы, а к их возросшей политической ответственности за эти области (Темкина).
Sex division of labour, gender division of abour (англ.)
lumepamypa:
'аковская О. А. Особенности становления профес-
иональной карьеры женщин // Тендерные аспек-
ы социальной трансформации. М.: ИСЭПН РАН,
996.
Рубин Г. Обмен женщинами. Заметки о политической экономии пола // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. С. 89-139.
Темкина А. Теоретические подходы к проблеме политического участия: тендерное измерение // Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. Центр независимых социальных исследований. Вып. 4. Санкт-Петербург: СФПК СПбГУ, 1996. С. 13-18. Billing Y. D., Alvesson M. Gender, Managers, and Organizations. Berlin, New York: Walter de Gruyter, 1994. P. 17-19.
Enloe С Blue Jeans and Bankers // Women, Culture and Society. A Reader. Rutgers University Women's Studies Program. Kendall/Hunt Publishing Company, 1992. P. 339-357.
Rattansi A. Division of Labor // The Blackwell Dictionary of Twentieth-Centry Social Thought. Ed. by William Outhwaite and Tom Bottomore. Oxford: Blackwell, 1994. P. 162-165. The Dictionary of Anthropology / Ed. by Thomas Barfield. Oxford, Maiden: Blackwell Publishers, 1997.
© О. В. Лаврова, Е. Р. Ярская-Смирнова
РАЗЛИЧИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛОМ,
см. Психология половых различий.
РАССТРОЙСТВО ТЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ,см. Гендерная дисфория.
РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙЖЕНЩИН {усиление влияния женщин на характер власти) - политическая стратегия продвижения интересов женщин, выдвинутая женской сетью DAWN в ходе Третьей Всемирной конферениии по положению женщин в Найроби в 1985 г. и подтвержденная на Четвертой Всемирной конферениии по положению женщин в Пекине в 1995 г. Наличие двух вариантов термина обусловлено разницей в переводах соответствующего англоязычного понятия empowerment. Термин расширение возможностей женщин отражает особенности трактовки понятия власть авторами концепции, которая в конечном итоге сводится к понятию расширение возможностей: власть трактуется как широкие
возможности социального действия - право доступа к ресурсам и контроля над ними, возможность принимать решения, обладающие трансформационным потенциалом, во всехсферах деятельности ина всех общественныхуровнях. Стратегия предполагает коллективное действие выстраивания власти "снизу" с целью изменить сам характер власти, в рамках которой можно будет обладать широкими возможностями социального действия и ответственностью. При этом ключевым механизмом генерирования власти является "расширение собственных возможностей" путем объединения в организации. Понятие расширение возможностей женщин не является феминистским изобретением, оно разрабатывается в развитие более общего понятия, обозначающего негосударственную самоорганизацию маргинальных (см. Марги-нальностъ) групп. Стратегия получила широкое распространение и развитие в Южной и Юго-Восточной Азии, в англоязычной Африке и на Ближнем Востоке. В отличие от стратегии, предполагавшей интеграцию женщин в развитие (с подключением женских проектов в другие программы), расширение возможностей женщин предполагает изменение самого вектора развития, основывается на требовании основополагающих перемен социальных и экономических отношений, а также отношений между Севером и Югом. Дискуссия относительно этой стратегии показала, что она не может быть представлена в качестве универсальной концепции, а значительно модифицируется в зависимости от регионального контекста. В политических программах ООН, в выступлениях представителей государственной администрации и общественных организаций англоязычный термин иногда используется для обозначения понятия с весьма неопределенным значением, в некоторых контекстах обозначает политическое участие женщин.
[См. также Показатель расширения возможностей женщин]
Empowerment (англ.)
Литература:
Роденберг Бирте, Вихтерих Криста. Empowerment.
Влияние женщин на характер власти: Результаты
исследования зарубежных женских проектов Фонда им. Генриха Белля / Пер. с англ. под редакцией Т. А. Клименковой. Берлин. 1999. 138 с. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин: Доклад Четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 4-15 сентября 1995 года) / ООН. 17 октября 1995 года. 202 с.
© А. А. Денисова
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ,см. Сексуальность.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НЕСЕКСИСТ-СКОМУ УПОТРЕБЛЕНИЮ ЯЗЫКА,
см. Феминистская критика языка.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЛИТИЧЕСКИ КОРРЕКТНОМУ УПОТРЕБЛЕНИЮЯЗЫКА, см. Феминистская критика языка.
РЕПРОДУКТИВНЫЕ ПОЛИТИКИ ЖЕНСКОГО ТЕЛА,см. Политики тела.