Особенности работы с молодыми специалистами

Вопрос совершенствования работы с молодыми специалистами дипломатической службы имеет особую актуальность и практичес­кую значимость. Особенно если смотреть на этот вопрос с пози­ций формирования дипломатов, способных а) достойно представ­лять Россию и эффективно защищать ее национально-государст­венные интересы; б) анализировать, обобщать, делать грамотные выводы, использовать современные информационные технологии; в) использовать лучшие традиции российской дипломатической школы, представляющей собой «сложный сплав дипломатического наследия советского периода, возрождаемых традиций русской до­революционной дипломатии и принципиально новых подходов, обусловленных кардинальными изменениями в стране и на между­народной арене»[108].

Само по себе это не дается и приходит только с опытом. Сейчас в российскую дипломатию вливается молодое поколе­ние, которое полностью сформировалось в условиях новой Рос­сии. Каждому молодому специалисту создаются условия и предо­ставляется реальная возможность, опираясь на имеющиеся про­фессиональное образование и жизненный опыт, постоянно и це­ленаправленно обновлять свои профессиональные знания, удер­живаться на уровне последних достижений теории и практики дипломатии и внешней политики.

Формирование профессионального дипломатического работни­ка в современной системе МИД России имеет свою логику и осу­ществляется в соответствии с федеральными законами «Об образо­вании», «О высшем и послевузовском образовании», «Об основах государственной службы Российской Федерации», указами Прези­дента Российской Федерации «О повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих» от 23 ав­густа 1994 г. № 1722 и «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» от 3 сентября 1997 г. № 983, Поста­новлением Правительства Российской Федерации «Об организа­ции переподготовки и повышения квалификации служащих феде­ральных органов исполнительной власти» от 13 сентября 1994 г. № 1047 и др. нормативными актами. Основным ее элементом яв­ляется первоначальная профессиональная подготовка (первое образование) с последующими переподготовкой (второе высшее об­разование), профессиональной переподготовкой и повышением квалификации по специальностям «международные отношения», «международное право», «международные экономические отноше­ния». Учитываются потребности в специалистах других специаль­ностей. Немаловажное значение имеет и послевузовское образова­ние через аспирантуру, докторантуру, институт соискательства. Все работники дипломатической службы должны с периодичностью один раз в 3—5 лет проходить профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Факт профпереподготовки и по­вышения квалификации учитывается при продвижении по службе и присвоении очередного дипломатического ранга или квалифика­ционного разряда.

Главный смысл базового высшего образования — обеспечить надлежащую фундаментальную профессиональную подготовку специалиста, его всестороннее гуманитарное и морально-этичес­кое воспитание, причем такого уровня, который позволит молодо­му специалисту с самого начала его работы в системе МИД ус­пешно справляться с должностными обязанностями.

Эту задачу наши специализированные вузы и факультеты вы­полняют неплохо. 60% ученых-экспертов качество подготовки спе­циалистов в МГИМО(У) и Дипакадемии оценивают «высоко» и «хорошо». Причем ими оценивается не престижность вузов, а сте­пень профессиональной и морально-этической готовности их вы­пускников к выполнению дипломатических функций как за грани­цей, так и в центральном аппарате министерства.

Непосредственно в Министерстве иностранных дел по системе внутриаппаратной учебы и стажировок стараются восполнить про­белы высшего образования, обеспечить реальную возможность бы­строго «доведения» молодого специалиста до уровня эффективно работающего служащего. Сложились и соответствующие формы обучения: проблемные «круглые столы», школы практического опыта, семинары молодых дипломатов. На занятиях занимаются редактированием подготовленных молодыми сотрудниками проек­тов документов, анализом состоявшихся дипломатических меро­приятий, оценкой качества выполненных поручений. Немалый интерес вызывают занятия по делопроизводству, этике, диплома­тическому этикету, развитию навыков подготовки записей бесед, аналитических и обзорных материалов.

Основным содержанием семинаров должна быть не чистая тео­рия международных отношений, а разбор конкретных случаев и ситуаций, встречающихся в дипломатической практике. Без такой учебы молодым специалистам нелегко, а нередко и практически невозможно подтвердить факт своего профессионального соответ­ствия занимаемой должности.

Планомерная работа с молодыми специалистами позволяет придать кадровой работе продуманный системный характер, вы­вести на многие ответственные участки дипломатической службы наиболее достойных, талантливых и перспективных специалистов.

Ниже приводятся квалификационные требования к первому дипломатическому рангу:

а) требования к уровню политолого-правовой подготовки: за время работы молодой сотрудник должен продемонстрировать зна­ние Конституции Российской Федерации, федерального законода­тельства и действующей нормативной базы, касающихся сферы его профессиональной деятельности, умение давать грамотную, с позиций интересов своего государства и международной безопас­ности оценку того или иного события международной жизни, а также в жизни нашей страны. Он должен продемонстрировать способность свободно, достойно и на равных вести дискуссию по политическим и международно-правовым вопросам;

б) требования к уровню информациоонно-аналитической подго­товки: дипломатический работник должен владеть персональным компьютером, знать и грамотно использовать соответствующие информационные и технологические программы, следить за совре­менными информационными потоками, работать в системе «Ин­тернет». На их основе должен уметь делать обзоры прессы, радио и телевидения, проводить контент-анализ документов и других ис­точников информации;

в) требования к уровню языковой подготовки: за время работы молодой сотрудник должен достичь оперативного уровня знания иностранных языков. А это означает — уметь быстро и точно переводить с листа газетные и журнальные статьи иностранных из­даний, обладать хорошими разговорными навыками, уметь вести беседу по служебной тематике, излагать на русском и иностранном языке содержание профессионально ориентированного текста, осуществлять письменный и устный перевод бесед;

г) требования к документоведческой подготовке: к моменту ат­тестации молодой сотрудник должен знать систему делопроизвод­ства в органах государственной власти, уметь грамотно оформить запись беседы с иностранным представителем, предложить квали­фицированный вариант проекта личной и вербальной ноты, напи­сать информацию о конкретном событии (например, о реакции на внешнеполитические шаги того или иного государства, об итогах визита иностранной делегации в данную страну).

д) требования к нравственным качествам: молодой сотрудник Должен проявить себя как самостоятельная личность, способная поддерживать ровные, доброжелательные и уважительные отноше­ния с другими членами коллектива, отличаться скромностью, тру­долюбием, дисциплинированностью, умением работать и жить в сложных условиях «замкнутых пространств» за границей.

Накопленный опыт показывает, что хорошо организованная служба в первые годы дипломатической практики является дейст­венным средством становления молодого дипломатического работ­ника как человека и профессионала. Умело организованная воспи­тательная работа, особенно в период стажировки, позволяет «вести» молодого специалиста, облегчить его профессиональную социализацию, а аттестационной комиссии предметно изучить профессиональные, деловые и морально-этические качества чело­века. А затем на этой основе сформулировать объективные реко­мендации по его дальнейшему использованию на дипломатичес­кой службе.

К сожалению, в организации работы с молодыми специалиста­ми пока имеются слабые места.

Первое — «дефицит доверия» к возможностям и способностям молодых сотрудников. Многие руководители осторожны в части ответственных заданий и поручений молодым специалистам, не всегда уверены в том, что поручение будет выполнено качественно и в срок. Нередко просматривается нежелание «повозиться» с на­чинающим и, естественно, малоопытным в профессиональных и чисто житейских проблемах человеком.

Второе — отсутствие достаточной требовательности, снисходи­тельность к молодым сотрудникам со стороны руководителей и опытных дипломатов. В конечном итоге снисходительность и ли­берализм снижают взаимную ответственность, приучают работать без надлежащего прилежания, воспитывают безразличие к испол­нению должностных обязанностей.

Третье — отсутствие систематического и непрерывного (мони­торингового) анализа качества и количества труда молодых сотруд­ников. Фактам некачественного исполнения поручений, неакку­ратности, недисциплинированности не всегда дается своевремен­ная и принципиальная оценка. Это является одной из причин того, что рядом с добросовестно относящимися к своим обязан­ностям сотрудниками соседствуют такие, которые не проявляют должной инициативы и добросовестности. Система же сложив­шихся кадровых отношений «терпит их», не всегда способна отка­заться от услуг такого рода специалистов.

Четвертое — отсутствие нормативно утвержденной системы ка­рьерного продвижения кадров. Это порождает кадровый застой на одних участках и быстрые кадровые перемены — на других, не по­зволяет своевременно выявить сильные профессиональные сторо­ны и личные склонности работника, его природную предрасполо­женность к тому или иному виду деятельности.

Качество исполнения служебных обязанностей не всегда ока­зывает решающее влияние на служебное продвижение сотрудника. На отсутствие прямой связи между качеством профессиональной деятельности и служебной карьерой указывает каждый второй (46,8 %) опрошенный эксперт. Более важными для успешной ка­рьеры, по их мнению, сегодня являются не «трудолюбие», «про­фессионализм», «организованность» и «исполнительская культу­ра», а «прагматизм» и «умение расположить к себе руководителя». Лишь отдельные эксперты (10—12 %) на первое место в перечне непременных качеств современного дипломатического работника поставили «независимость», «честность», «принципиальность». Не­редко доминирующее влияние на решение вопроса о назначении оказывает наличие вакантной должности.

Естественно, такое положение порождает неудовлетворен­ность человека результатами своего труда. Если он не убежден, что от результатов его усилий зависит успех дальнейшего слу­жебного продвижения, то трудно рассчитывать, что относиться к работе он будет ответственно и творчески. Вероятнее всего будет настроен на уход в другое ведомство или другую государст­венную структуру.

Но такой вариант мало приемлем для МИДа: Концепция внешнеполитической деятельности Российской Федерации одно­значно предполагает, что ее реализацией будут заниматься высококвалифицированные, современно мыслящие, способные твор­чески подходить к решению глобальных проблем международной жизни дипломатические работники. Без таких специалистов труд­но говорить и о формировании «культуры дипломатии глобального охвата»[109].

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «государственный служащий дипло­матической службы».

2. Какими профессиональными и духовно-нравственными качест­вами должен обладать современный дипломатический работник?

3. Перечислите квалификационные требования, предъявляемые к специалисту для получения первого дипломатического ранга.

4. Каковы основные права государственного служащего диплома­тической службы?

5. Какие ограничения по дипломатической службе существуют в современном российском законодательстве?

6. Каковы основные обязанности государственного служащего дипломатической службы?

7. Что такое «дипломатический ранг» и каков порядок его при­своения?

8. Каковы особенности работы с молодыми кадрами в системе дипломатической службы?

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 1999.

2. Об основах государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ с изменениями, внесенными федеральными законами от 18 февраля 1999 г. № 35-ФЗ и от 7 ноября 2000 г. № 135-ФЗ.

3. О квалификационных требованиях по государственным долж­ностям федеральной государственной службы. Указ Президента Рос­сийской Федерации от 30 января 1996 г. № 123.

4. О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг. Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1371.

5. Положением о порядке присвоения и сохранения дипломати­ческих рангов дипломатическим работникам Министерства иностран­ных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на террито­рии Российской Федерации». Введено Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1371.

6. Об утверждении общих принципов служебного поведения госу­дарственных служащих. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885.

7. Порядок сдачи квалификационных экзаменов по иностранному языку на ВКИЯ МИД России. Утвержден Приказом по МИД России от 28 июня 1994 г. № 3337.

8. Атаманчук С.Г., Матирко В.И. Государственная служба: Кадро­вый потенциал. М., 2001.

9. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / Под. ред. С.В.Пирогова. М., 1996.

10. Граждан В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. Воронеж, 1997.

11. Иванов И.С. Выступление в МГИМО(У) 1 сентября 2000 г. // Дипломатический вестник. 2000. № 10.

12. Иванов И. С. Выступление на встрече с молодыми специалиста­ми. //Дипломатический вестник. 2001. № 10.

13. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы. Контекст истории и со­временность. Ростов-на-Дону, 2000.

14. Книга работника кадровой службы. Учебно-справочное посо­бие / Под ред. Е.В.Охотского и В.МАнисимова М., 1998.

15. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. Учебник. М., 1999.

16. Попов В.И. Современная дипломатия. Теория и практика. Курс лекций. Часть 1: Дипломатия — наука и искусство. М., 2000.

17. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: Про­блемы теории и практики. М., 1998.

18. Фельдхем Р.Дж. Настольная книга дипломата. Пер в англ. В.Е.Улаховича. Минск, 2000.

Глава 3.2.

Наши рекомендации