Россия в первой половине XIX в: попытки реформ и охранительная политика
12 марта 1801г на престол вступил Александр I. С именем нового царя все связывали надежды на лучшее: «низы» — на ослабление помещичьего гнета, дворянская знать: сохранить и упрочить в России самодержавно-крепостной строй.
Причины проведения реформ:
• Рост недовольства «низов». К 1801 г. 32 из 42 губерний империи были охвачены крестьянскими волнениями.
• Давление со стороны дворянских кругов, которые пострадали от деспотизма Павла I и требовали возвратить им привилегии, дарованные Екатериной II.
• Потребности экономического развития вынуждали правительство Александра I к реформам. Господство крепостного права мешало техническому прогрессу.
Внутреннюю политику можно разделить на 2 этапа.
1 этап с 1801-1812-14- возвращение к идеям просвещенного абсолютизма.
В первом же своем манифесте от 12 марта 1801 г. новый царь обещал править «по законам и сердцу бабки нашей Екатерины Великой». Он буквально излил на дворян дождь милостивых указов. Была упразднена Тайная экспедиция. Была официально подтверждена екатерининская Жалованная грамота дворянству. Правительство заручилось их доверием и приступило к первой серии либеральных реформ.
Александр I составил в июле 1801 г. под своим председательством особый Негласный комитет для подготовки общего плана государственных реформ.
8 сентября 1802 г. вместо прежних коллегий были учреждены министерства, с целью укрепить единоначалие и вытеснить коллегиальность в управлении государственными делами. Сенат получил право контролировать министров и возражать царю против тех его указов, которые будут противоречить существующим законам. Чтобы упорядочить законодательство империи, в помощь Негласному комитету была учреждена Комиссия по составлению законов.
12 декабря 1801 г. был издан указ, дозволявший купцам, мещанам и государственным крестьянам покупать землю в собственность. 20 февраля 1803 г. последовал указ «о вольных хлебопашцах», который разрешал помещикам по их желанию освобождать крестьян с землей за выкуп. В Прибалтике крестьяне были освобождены от крепостного права.
За 1802-1804 гг. правительство Александра I перестроило всю систему учебных заведений, разделив их на четыре ступени (приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты). Университетский устав 1804 г. впервые предоставил всем российским университетам автономию. Образование формально было бессословным.
В 1804 г. был принят и новый цензурный устав — самый мягкий за всю историю России. Отменен был запрет на ввоз литературы из-за границы.
Итог: невиданный подъем в культуре.
2 период 1812-14 по 1825. реакционный курс
Почти все дела по управлению Россией Александр I отдал в руки А.А. Аракчеева. 1815-1825 годы вошли в российскую историю как время аракчеевщины.
• Появление тайной полиции, установление контроля над всеми сферами жизни общества.
• Военные поселения. Расходы на армию поглощали больше половины государственных доходов. Военные поселения были задуманы как новая форма комплектования и содержания армии, при которой она сама себя и обеспечивала бы. Государственные крестьяне целыми уездами переводились на положение "военных поселян", т. е., оставаясь крестьянами, они становились еще и солдатами и должны были сочетать армейскую службу с земледелием.
• Усиление цензурного гнета
• Лишение университетов автономии.
Проект Сперанского.
Все население страны разделялось на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, мастеровые, прислуга). Политические права должны были получить два первых сословия, а людям из «народа рабочего» предоставлялась (в перспективе) возможность перейти в «среднее состояние» и стать политически правомочными, когда они обретут недвижимость. Принципы неприкосновенности личности, собственности должны были распространиться на всех поданных.
В основу государственного устройства России Сперанский первым положил идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим органом
судебной власти должен был стать Сенат, исполнительной — министерства, законодательной — Государственная дума. Для координации деятельности всех ведомств учреждается совещательный орган Государственный совет. Для занятия главных государственных постов требовалось высшее образование.
Из проектов Сперанского осуществился только один: был учрежден в качестве высшего законосовещательного учреждения Государственный совет
Николай I (1825-1855).
Первые действия после коронации либеральные (возвращены из ссылки деятелей культуры, улучшение положения крепостных). Основная цель политики: борьба с революцией, для чего он укрепляет госаппарат, ужесточает контроль над всеми сферами жизни общества:
Создание тайной полиции - жандармерии, политические сыски, следствия, борьба со старообрядчеством и сектантством, контроль за литературой и театром, периодикой
Ужесточена цензура, невозможно было критиковать царский режим.
Реакционная политика в области просвещения: образование сословное, из программы исключались прогрессивные предметы.
Важнейшим Николай I считал вопрос о крепостном праве. В начале правления его постоянно занимала мысль об освобождении крестьян, он соглашался с тем, что крепостное право есть зло. Но затем он пришел к выводу, что отмена крепостного права сейчас будет для России злом еще большим. Крепостное право при Николае изменило свой характер — из института рабства оно превратилось в институт, который в какой-то мере защищал и права крестьян. Впервые государство стало систематически следить за тем, чтобы права крестьян не нарушались помещиками и наказывать помещиков за эти нарушения.
Николай I создал идеологическую доктрину, обосновывающую незыблемость самодержавия- теория официальной народности. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Позднее эта идеология стала коротко называться «Православие, Самодержавие, Народность». Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась, как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние.