Понимание правосубъектности в римском праве
Способность человека быть носителем определенных прав и обязанностей называется правоспособностью. Римские юристы не имели соответствующего современному понятию определения правоспособности, хотя фактически использовали само понятие.
Всякий, кто способен иметь право, быть носителем права, признавался в Риме субъектом права, т.е. лицом. Однако, в отличие от современного гражданско-правового понимания, в римском праве эта способность – не прирожденное, биологическое или иное свойство человека, а социальное положение, определяемое социально-экономическим статусом. Человек может быть наделен указанной способностью, лишен ее или ограничен в ней государством. Так, свободный человек, проданный в рабство, лишается способности быть лицом. Раб, освобожденный из рабства, приобретает способность иметь право.
Субъектами права в Риме признавались только свободные люди. Рабы суть вещи. Однако и свободные обладали здесь далеко не одинаковыми правами. Объем прав лица зависел от многих факторов.
Способность быть субъектом права, т. е. правосубъектность (caput), в рабовладельческом Риме определялась тремя состояниями (статусами):
1) свободы (status libertatis)
2) гражданства (status civitatis)
3) семейного положения (status familia).
По статусу свободы население Рима делилось на свободных и рабов.
По статусу гражданства свободные образовывали пять групп: римских граждан, латинов, перегринов, вольноотпущенников и колонов.
По семейному положению – главы семейства и остальные члены семьи.
Состояния эти могли изменяться (римский гражданин мог быть обращен в рабство или перегрин – получить статус римского гражданина и т.д.) и тогда соответственно изменялась правосубъектность. Изменение статусов получило название capitis deminutio.
Состояние свободы (status libertatis) – это главное правовое состояние: есть свобода - есть определенный минимум прав, нет свободы - нет абсолютно никаких прав. Поэтому изменения в состоянии свободы как наиболее существенные могли привести к одному из двух последствий: приобретению свободы (раб отпущен на волю); утрате свободы (свободный человек продан в рабство). Такие изменения получили название capitis deminutio maxima, т.е. наибольшие изменения, приводящие либо к приобретению статуса субъекта права (лица), либо к его полной утрате.
Состояние гражданства (status civitatis) относило свободного человека к одной из пяти вышеперечисленных групп. Изменение этого статуса приводило лишь к изменению гражданства — латины, перегрины могли стать римскими гражданами и, наоборот, римский гражданин мог стать вольноотпущенником (через рабство). Такие изменения правового состояния назывались средними (capitis deminutio media) и влияли лишь на объем прав: перегрин, став римским гражданином, приобретал больший объем прав, римский гражданин, утративший этот статус (но не свободу), в определенной мере ограничивался в правах. Однако изменения в этом статусе не приводили к полной утрате правосубъектности.
Семейное положение (status familia) делило свободное население Рима на две группы: лиц своего права (persona sui juris) - главы семейств (pater familias) и лиц чужого права (persona alieni juris). Все остальные члены семьи – это так называемые подвластные, поскольку они находились под властью главы семьи.
Правоспособность могла возникнуть только у свободнорожденных. С момента рождения ребенок становился носителем прав — мог быть собственником, субъектом других гражданских прав, например наследником, и т.д. Он мог совершать любые гражданско-правовые сделки, разумеется, не сам,— от его имени они совершались его законными представителями.
Правоспособность прекращалась смертью человека. Римское право приравнивало к смерти продажу в рабство, пленение, осуждение к тяжким видам наказания (вечная каторга). Если человек каким-либо образом получал опять свободу, его правоспособность восстанавливалась, хотя не всегда в прежнем объеме.
Правоспособность римского гражданина состояла из двух основных элементов: 1) права вступать в законный брак, при котором дети приобретают статус римского гражданина (jus conubii), и 2) права торговать, которое включало в себя право быть собственником любого имущества, совершать любые гражданско-правовые сделки (продавать, покупать, дарить, сдавать в наем, обменивать), быть наследником и наследодателем, вести гражданско-правовые споры в суде и т. д. (jus commercii) .
Полная правоспособность у свободного человека в соответствии с римским правом наступала при наличии следующих условий: свобода, римское гражданство и положение главы семьи (pater familias).
Однако наличие правоспособности – только одна сторона правосубъектности. Для того чтобы в полной мере пользоваться благами права, одной правоспособности было мало. Ведь правоспособность — только наличие прав, а воспользоваться ими самостоятельно лицо могло только при условии дееспособности, т. е. способности своими действиями приобретать права и создавать для себя обязанности, а также отвечать за совершенные правонарушения. Иными словами, дееспособность — это способность совершать юридически значимые действия и отвечать за них.
Как и в случае с правоспособностью, римское право не знало определения дееспособности, хотя широко использовало это понятие в своей практике.
По возрастному цензу дееспособность лиц делилась на три группы:
1) дети до 7 лет (infantes) были абсолютно недееспособны;
2) с 7 до 12 лет – девочки и с 7 до 14 лет – мальчики (impúberes) считались несовершеннолетними и были ограниченно дееспособны. Они могли совершать только мелкие сделки: делать мелкие покупки, принимать мелкие подарки, производить мелкие обмены вещей. Если же возникала необходимость совершать сделки, направленные на прекращение права или установление какой-либо обязанности, то требовалось разрешение опекуна, которое он давал в момент совершения сделки. Сделка, совершенная без согласия опекуна, обязывала несовершеннолетнего только в пределах обогащения, полученного по этой сделке.
3) третью возрастную группу составляли лица (с 12 лет - девочки, с 14 - мальчики и до 25 лет), которые признавались совершеннолетними и дееспособными. Они могли совершать любые гражданско-правовые сделки, но, заключив явно невыгодную сделку, могли просить претора признать ее недействительной и вернуть стороны в первоначальное положение, в котором те находились до ее заключения, т.е. применить реституцию.
По достижении 25 лет отпадали всякие ограничения дееспособности, она становилась неограниченной, если не было других ограничивающих факторов.
Слабоумные, душевнобольные во время болезни признавались абсолютно недееспособными и не могли совершать никаких сделок. Существенно ограничивались в дееспособности расточители — лица, не способные разумно распоряжаться своим имуществом, соблюдать меру. Расточителям назначался попечитель, который обязан был заботиться об их имущественном состоянии.
Весьма существенным ограничением дееспособности было по римскому праву умаление чести. Различалось несколько ее видов. Наиболее серьезный — бесчестье (infamia). К такому виду осуждения приводило совершение неблаговидных, низменных поступков (например, занятие позорными делами — сводничество, проституция, лжесвидетельство, вступление женщины в брак в течение траурного года после смерти мужа). Лица, признанные бесчестными, не могли вступать в законный римский брак, ограничивались в праве на получение наследства и т.д.
Во все времена, согласно римскому праву, женщина не могла уравняться в правовом статусе с мужчиной. В период республики она находилась под постоянной опекой мужа, отца или иных родственников, существенно ограничивалась в право- и дееспособности. В период принципата было установлено, что взрослая женщина, не находящаяся под властью отца или мужа, может принимать самостоятельные решения по поводу своего имущества. Однако и в этот период она не могла принимать на себя ответственность за чужие долги.
Опека и попечительство. В случае невозможности лица самому осуществлять свое право в силу вышеизложенных причин ему назначают опекуна или попечителя. Римляне не проводили принципиального различия между этими двумя понятиями. Как правило, опекун назначался над несовершеннолетними и женщинами, попечитель— над душевнобольными, расточителями и малолетними.
К опекунам и попечителям предъявлялись весьма строгие требования. Они должны были обладать достаточным имущественным состоянием, пользоваться уважением и признанием со стороны общества, внушать уверенность в своей честности, добропорядочности, бескорыстии и заботливости.
Главная обязанность опекунов и попечителей — забота об имущественных интересах подопечных. Они осуществляли управление имуществом подопечных в их интересах, должны были заботиться о постоянном приращении этого имущества, о его сохранности и разумном использовании. Опекуны и попечители также заботились о личности подопечного, его воспитании, здоровье, развитии и т. п., охраняли его от дурных влияний и иных нежелательных воздействий. Злоупотребление опекуна или попечителя признавалось одним из наиболее предосудительных поступков, и приводило к бесчестью.
3. Правовое положение римских граждан (Populus Romanus Quiritium)
Среди свободных наибольшей правоспособностью обладали, естественно, римские граждане. Первоначально, в период ранней республики все свободное население делилось на римских граждан и неграждан. Последние правовой охране со стороны Римского государства не подлежали. Однако с развитием гражданского оборота и других социально-экономических изменений римляне вынуждены признать определенный правовой статус за латинами и перегринами, а затем и за вольноотпущенниками. В императорский период появилась еще одна группа, получившая особый правовой статус,— колоны.
Римское гражданство возникало:
1) прежде всего с рождением ребенка в законном браке римских граждан. Рожденный в таком браке ребенок приобретал статус своего отца в момент зачатия. Ребенок, рожденный вне брака, по общему правилу, разделял статус матери. Следовательно, если матерью внебрачного ребенка была римская гражданка, то рожденный ею ребенок приобретал статус римского гражданина. Если же мать не имела статуса римской гражданки, то ребенок также этого статуса не приобретал.
2) Кроме того, римское гражданство приобреталось пожалованием этого звания чужеземцу за особые заслуги перед Римским государством,
3) освобождением римским гражданином своего раба,
4) усыновлением чужеземца.
Римское гражданство прекращалось смертью лица, утратой гражданства путем продажи в рабство, попаданием в плен, осуждением к наиболее тяжким видам уголовного наказания или изгнанию из Рима.
Римский гражданин обладал полной правоспособностью в политической, имущественной и семейной сферах. Он имел право нести службу в регулярных римских войсках, принимать участие и голосовать в народных собраниях, быть избранным на должности магистратов. Это сфера политических прав, которые не зависели от семейного положения лица.
В сфере гражданско-правовых отношений правоспособность римского гражданина складывалась из двух основных групп прав: а) вступать в законный брак и б) торговать (заключать сделки).
Содержание правоспособности римского гражданина находило отражение даже в его имени. Полное имя римского гражданина состояло из пяти частей: а) имени в собственном смысле; б) наименования семьи или рода; в) имени отца в родительном падеже; г) наименования трибы, в составе которой гражданин принимал участие в голосовании в народном собрании (принадлежность к трибе указывалась и в тот период империи, когда народные собрания уже не созывались); д) прозвища, почетного имени, присваиваемого гражданину за особые заслуги перед государством (Марк Туллий Марк Корнелий Цицерон).
4. Правовое положение латинов
Латины были представителями племен, этнически родственных римлянам, поэтому их правовой статус был вторым после статуса римского гражданина. Латинами признавались древнейшие жители Лациума и их потомство. Латинов, живущих в Лациуме, называли latini veteres (предки) или latini prisci. Единственным ограничением для таких латинов был запрет служить в римских легионах. Позднее правовой статус латина стали предоставлять некоторым италийским общинам и за пределами Лациума. После того как в I веке до н.э. римское гражданство распространилось на всю Италию, статус латина остался лишь за населением внеиталийских общин или провинций, которым он предоставлялся особыми актами Римского государства.
Таким образом, статус латина получает определенное юридическое значение и соответствующее оформление. Приобретается он в результате:
а) рождения в семье латинов, при этом действуют те же правила, что и для римских граждан: статус брачного ребенка определяется по статусу отца, внебрачного – по статусу матери;
б) присвоения статуса латина актом государственной власти;
в) добровольного перехода римского гражданина в число латинов с целью получения земельного надела;
г) освобождения из рабства господином – латином или римским гражданином, но при условии предоставления правового статуса латина.
Правовое положение латинов отличалось от римских граждан. В сфере публичного права ограничения заключались в том, что латины не могли служить в римских легионах, избираться на должности римских магистратов. Однако во время пребывания в Риме они имели право принимать участие в работе народных собраний и голосовать в них.
В гражданско-правовой сфере латины по правовому статусу приближались к римским гражданам, однако далеко не все. Основная часть латинов — жители Лациума, так же как и римские граждане, обладала правом вступать в брак и правом торговать. Остальные латины — рабы, отпущенные на волю и получившие статус латина (они назывались «латины Юниана» по названию закона, предоставившего им этот статус),— не обладали правом вступать в брак, завещать свое имущество, наследовать его по закону. После смерти такого латина его имущество переходило к господину, предоставившему ему свободу. Обязательства же умершего к господину не переходили, т.е. латины «жили как свободные, умирали как рабы».
При желании латины могли сравнительно легко приобрести римское гражданство. Оно предоставлялось в силу общих постановлений Римского государства, присваивавших его целым категориям латинов при определенных обстоятельствах. Переехав на постоянное место жительства в Рим, они также получали статус римского гражданина. Позже это привело к резкому уменьшению мужского населения в городах Лациума. Поэтому было установлено правило: переезжающий в Рим латин обязан оставить на месте прежнего жительства мужское потомство.
5. Правовое положение перегринов
Перегрины — соседние с Италией покоренные Римом народы. Они не обращались в рабство и не получали правового статуса римского гражданина. В древнейшие времена это были враги (hostes), которые сохраняли личную свободу. Однако с течением времени, с изменениями в социально-экономической жизни римского общества гостес постепенно образуют самостоятельную группу свободного населения и получают правовой статус перегринов (от лат. peregrinus – иностранец, чужеземец).
Статус перегрина приобретал также ребенок, рожденный в семье перегринов или перегринкой вне брака. За некоторые уголовные преступления римский гражданин мог быть лишен звания и выслан в места обитания перегринов, где получал их статус.
Перегрины политическими правами римских граждан не обладали, хотя были подданными Рима. В области гражданско-правовых отношений они руководствовались собственным национальным правом. Формальным основанием для этого был закон о провинции, устанавливающий для нее особый правовой режим. Таким образом, сложилась разноликая система правового регулирования имущественных отношений в различных провинциях, к тому же не было общей правовой основы для контакта с Римом в этой сфере. Указанные факторы затрудняли нормальное развитие гражданского оборота между самими перегринами, перегринами и римскими гражданами. В их устранении неоценимую роль сыграл перегринский претор. Именно он в творческом союзе с городским претором кропотливо вылавливал ценнейший опыт правовой культуры других народов, обобщал его и преломлял в практической деятельности. Это был один из богатейших источников правовой мудрости, отраженный в правотворческой деятельности преторов.
Перегринам в отдельных случаях предоставлялось римское гражданство. Так, за особые заслуги перед Римским государством отдельным перегринам или даже группам жаловался этот статус. Чаще Римское государство предоставляло его группам перегринов специальным актом государственной власти по определенным политическим, экономическим, иным соображениям, например с целью пополнения воинами римских легионов, в которых, как известно, могли нести службу только римские граждане.
В начале III в. все отличия в правовом положении различных категорий свободного населения утратили свое значение. В 212 г. н.э. император Каракалла распространил статус римского гражданина на всех подданных огромной империи, что объяснялось скорее фискальными соображениями, чем политическими.
Как бы то ни было, но все население Римской империи стало ее гражданами. Остались только некоторые ограничения. Так, прибывающие на территорию Римского государства иностранцы, не являвшиеся подданными Рима, оставались на положении перегринов (варвары, славяне, германцы и др.), как и подданные Рима, совершившие определенные преступления. Тем не менее, предоставление статуса римского гражданина всему населению Рима формально уравняло подданных.
6. Правовое положение рабов
С точки зрения права раб считался вещью и, естественно, никакими правами не обладал ни по публичному, ни по гражданскому праву. Рабы не могли служить в римских легионах, не платили повинностей, поскольку не могли быть собственниками имущества. Они вообще не могли быть носителями каких-либо прав, не могли иметь семью.
Связь раба с рабыней, как, впрочем, и с любой иной женщиной, не признавалась браком, не порождала никаких правовых последствий. Дети, рожденные рабыней, не подлежали отцовской власти. Сам раб как вещь мог стать объектом любого права (права собственности, залога, личных сервитутов и т. п.), предметом любой гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, имущественного найма), гражданского спора. Если ему причинено увечье или иной вред, иск к обидчику предъявлял не раб, а его господин, как за причинение вреда любой иной вещи. Изгнание из дома или отказ господина от раба не означал его свободы, а лишь смену хозяина, поскольку раба мог, как и всякую иную выброшенную вещь, подобрать любой другой свободный.
И все же раб был не просто вещью, а объектом, который обладал умом, подчас незаурядным, волей, сноровкой, способностью к творчеству и т.д. Использовать раба как простую физическую силу, игнорируя его интеллектуальные и иные человеческие качества, было неразумно. Поэтому рабовладельцы постепенно все чаще эксплуатируют именно эти его качества. Они предоставляют ему определенное имущество для управления, вначале простого, а затем все более сложного. Этому способствовали два обстоятельства.
С одной стороны, рабовладельцы, имея в провинциях крупные земельные наделы, имения и другие объекты частной собственности, не всегда могли и желали непосредственно заниматься хозяйственными делами. Все чаще ведение этих дел они поручают рабам.
С другой стороны, рабы в таких поручениях были весьма заинтересованы: а) это облегчало их участь; б) при усердном ведении хозяйства они могли рассчитывать на определенную благосклонность господина; в) рачительность и просто хозяйственная хватка давали возможность рабу накопить определенные средства для выкупа свободы.
Одним словом, такие формы эксплуатации рабов стали быстро распространяться. Предоставление рабу определенного имущества для управления получило название рабского пекулия (peculium servi).
Эксплуатация умственных способностей раба — более утонченная, изощренная, эффективная и доходная форма эксплуатации. Однако она породила определенные последствия. Для оперативного и более эффективного управления предоставленным рабу имуществом нужно было дать ему определенные правовые свойства. Римское право пошло на это. Раб, наделенный пекулием, получил возможность заключать гражданско-правовые сделки, по которым возникали определенные права и обязанности — нельзя же вести хозяйство, не имея возможности совершать необходимые для этого юридические действия. Например, выращенный урожай нужно своевременно и выгодно продать, затем купить для хозяйства материалы, инвентарь и т.д.
Вначале раб мог заключать лишь сделки, направленные на приобретение, которые его господина ни к чему не обязывали. Это не способствовало устойчивому развитию хозяйственного оборота. Кто мог решиться заключать с рабом договор, по которому не предусматривалась ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение? Поэтому римское право делает следующий шаг — предоставление рабу пекулия теперь означает согласие его господина принять на себя обязанности, вытекающие из договоров, заключенных рабом. Таким образом, раб, наделенный пекулием, получает возможность совершать юридические действия, обусловливаемые его содержанием, т. е. заключать любые договоры, вытекающие из необходимости рационально вести вверенное ему хозяйство со всеми вытекающими последствиями.
Юридическая деятельность раба, обусловленная пекулием, строго регламентировалась. Конечно, все приобретаемое рабом при управлении пекулием автоматически поступало в собственность его господина. Однако и обязательства, вытекающие из пекулия, также возлагались на господина. Господин нес ответственность по договорам, заключенным рабом в пределах пекулия и определяемых содержанием пекулия. Если раб заключал договор, не вытекающий из пекулия, господин по такому договору не отвечал.
Предоставление рабу в связи с пекулием возможности совершать определенные юридические действия не означало наделения его правоспособностью. Рабы не получили никакой, даже самой малой правосубъектности. Они действовали от имени и в пользу господина, не неся никакой правовой ответственности перед контрагентами по заключенным договорам, выполняя технические функции. Не признаём же мы правосубъектности за торговыми автоматами, столь распространенными в настоящее время. Вот рабы и были только техническими исполнителями.
Рабы могли получить свободу от своего господина, что обставлялось рядом ограничений. Так, 20-летний господин не мог даровать свободу рабу. Нельзя отпускать на свободу и раба моложе 30 лет или клейменного. Признавалось ничтожным освобождение во вред кредитору — когда господину угрожало взыскание на рабов, а он их отпускал на свободу. В период принципата установлены и количественные ограничения отпуска рабов на свободу: господин, имевший 3 рабов, мог отпустить только двух; имевший до 10 — не более половины; из 30 допускалось освобождение не более одной трети; из 100 — не более одной четверти, из 500 — одной пятой и вообще не более 100 рабов. При Юстиниане эти ограничения были смягчены, но уже не могли спасти рабовладельческий строй. Восстания рабов основательно расшатали казавшиеся непоколебимыми устои некогда могущественной классической рабовладельческой Римской империи. Ее конец неумолимо приближался.
7. Правовое положение вольноотпущенников (libertini)
Отпущенный на свободу раб именовался вольноотпущенником. Он приобретал правовой статус своего господина, отпустившего его на свободу. Так, раб, отпущенный на свободу римским гражданином, формально получал статус римского гражданина, который, однако, не совпадал со статусом свободнорожденного римского гражданина. Такой вольноотпущенник назывался либертином. Если же раб получал свободу из рук латина или перегрина, то его правовой статус определялся их положением.
Вольноотпущенник, получивший статус римского гражданина,— либертин — не мог вступить в брак со свободнорожденной римской гражданкой вплоть до начала принципата, а запрещение вступать в брак с лицом сенаторского звания сохранилось до Юстиниана.
Вольноотпущенник находился в существенной зависимости от своего господина – был обязан оказывать ему всяческие услуги, в случае нужды — алиментировать не только бывшего патрона, но и его детей, родителей, не имел права вызвать его в суд, а следовательно, был абсолютно лишен судебной защиты от произвола. После смерти вольноотпущенника-перегрина его имущество переходило по наследству к патрону.
В сфере публичных правоотношений вольноотпущенник ограничивался в праве служить в римских легионах, а в I в. н.э. утратил право принимать участие в работе народных собраний и голосовать.
8. Правовое положение колонов
Колонат начал зарождаться еще во времена республики, продолжал развиваться в период принципата и получил окончательное правовое закрепление в условиях абсолютной монархии.
Первоначально колоны были мелкими арендаторами земли. К тому времени завершились успешные захватнические войны, соответственно прекратился приток бесчисленных рабов. К тому же жесточайшая эксплуатация, изнурительный труд, нечеловеческие условия жизни и быта, массовые казни обусловили значительную смертность рабов и низкую их рождаемость.
Вместе с тем возрастание земельных наделов, появление новых промыслов, расширение и без того огромной территории, увеличение челяди, обслуживающей господ, требовали рабочих рук.
Землевладельцы, у которых не хватало рабов для обработки земли, начали сдавать свои наделы мелкими участками в аренду свободным людям, нуждающимся в пропитании. Эти мелкие арендаторы стали называться колонами (лат. coloni – полузависимые крестьяне).
Аренда оказалась выгодной обеим сторонам. Колоны, стремясь обеспечить семью питанием и выплатить арендную плату, хорошо обрабатывали землю, добивались получения высоких урожаев. Их труд был значительно более производительным подневольного рабского. Землевладельцы получали большие доходы от сдачи земли в аренду. Колонат быстро развивается. Арендная плата устанавливается как в денежной, так и в натуральной формах.
Колонат не является чисто римским продуктом общественного развития. В Египте и Азии подобные отношения возникли уже давно и были заимствованы Римом. Однако в Риме источником колоната был также рабский пекулий, по которому хорошо работавшие на переданной им в пекулий земле рабы получали свободу, но навечно прикреплялись к той же земле.
При таких условиях арендатор-колон юридически оставался независимым, мог в любое время расторгнуть договор и уйти в другое место. Но арендаторами, как правило, становились самые бедные слои населения, не располагавшие достаточными средствами для успешной обработки земли. Землевладельцы предоставляли им займы, но на таких условиях, чтобы колоны не смогли их погасить вовремя. Усугубляли положение частые неурожаи. Так возникали недоимки в платежах. Постепенно колоны попадают в экономическую зависимость от арендодателей.
Колон не может оставить арендуемый участок, не рассчитавшись с долгами, но рассчитаться тоже не может. Постепенно фактическая экономическая зависимость превращается в юридическую. Ее усиливает новая налоговая реформа, по условиям которой налоги на землю начисляются с учетом колонов.
Уход колона с земли уменьшает доходы землевладельца, который теперь всячески стремится закрепить колонов, даже переманивает у других. Для воспрепятствования перебегам в 322 г. был принят закон, запрещавший колону самовольно оставлять арендуемый участок. В 357 г. новый закон запретил землевладельцу отчуждать земельные наделы без приписанных к ним колонов. Так завершилось правовое оформление закрепления колонов. В результате появилась новая группа зависимых людей, не лишенных определенной правоспособности, но весьма ограниченных в ее осуществлении. Если колон самовольно оставлял землю, землевладелец посредством виндикационного иска мог истребовать его обратно, т.е. правовое положение колона мало чем отличалось от раба. Однако колоны не были рабами. Формально юридически они оставались свободными, но прикрепленными к земле. Колоны — предшественники крепостных, а колонат — зародыш феодализма.
Не только сам колон, но и его дети считались приписанными за данным участком. Колонат стал наследственным. Возрастает и личная зависимость колонов от землевладельцев, которые творили над ними суд и расправу бесконтрольно. Близилось зарождение новой экономической формации — феодализма.
9. Юридические лица
Как и во многих других случаях, римляне не разработали понятия юридического лица как особого субъекта гражданских прав. Однако еще в древнейшие времена было замечено, что в некоторых случаях носителями гражданских прав могут быть не только физические лица, но и некоторые объединения, корпорации и т.п. Так постепенно физическим лицам противопоставляются лица юридические как еще один тип субъектов прав.
Уже в Законах XII таблиц упоминались различного рода коллегии религиозного характера, профессиональные объединения ремесленников, которые могли быть собственниками определенного имущества. Количество таких корпораций росло. Однако для широкого развития этой правовой структуры в Риме еще не было надлежащих социально-экономических условий. Не было и термина «юридическое лицо», хотя само понятие применялось и использовалось в обороте довольно часто.
Заслуга римлян в создании института юридического лица бесспорна. Именно римскому праву мы обязаны тем, что правовые системы Европы унаследовали его и прочно закрепили в своем обороте, хотя в хозяйственной жизни Рима юридические лица значительной роли не играли даже в пору расцвета торговли и хозяйства.
Римские юристы обращают внимание на то, что в отдельных случаях имущество принадлежит не отдельным гражданам — физическим лицам, а объединениям.
Так, юрист Марциан писал: «Принадлежат совокупности, а не отдельным лицам, например, находящиеся в общинах театры, стадионы и т. п.» (Д.1.8.6.1). Другой юрист Альфен приводит следующее наблюдение: если в легионе с течением времени полностью обновился состав воинов, то легион все же остается тем самым. То же и корабль, на котором в результате ремонтов все части полностью заменены. Он остается все тем же.
Далее Ульпиан провозглашает: «В отношении декурионов или других совокупностей не имеет значения, все ли остаются, или остается часть, или весь состав переменился. Но если даже совокупность свелась к одному человеку, то большей частью признается, что можно предъявлять к нему требования в суде и он может предъявлять требования в суде, так как право всех сосредоточилось в одном и остается имя совокупности. Если имеется долг в пользу совокупности, то это не является долгом отдельным лицам» (Д.3.4.1—2).
Однако все эти высказывания еще не завершали оформление фигуры юридического лица, а лишь признавали за такими объединениями определенные права и обязанности. Более четким проявлением идеи юридического лица было признание за муниципиями (городскими общинами) права на самоуправление и хозяйственную самостоятельность. Это нашло правовое выражение в том, что муниципии в своих имущественных отношениях получили возможность руководствоваться нормами гражданского права. Этим они были приравнены к статусу физических лиц. Затем такая же правоспособность признается за другими частными корпорациями. И все же развитие юридических лиц сдерживалось.
Результатом длительного и довольно трудного развития идеи юридического лица стало признание классическим правом следующих признаков этого субъекта:
а) в сфере гражданско-правовых отношений корпорации приравниваются к физическим лицам. Общины рассматриваются как частные лица (Д. 50.16.16);
б) выход из состава объединения отдельных лиц ни в коей мере не влияет на его юридическое положение;
в) имущество корпорации не является ни общей собственностью всех членов корпорации, ни ее отдельных членов. Это обособленная от ее членов собственность самой корпорации как особого субъекта прав;
г) корпорация от своего собственного имени имеет право вступать в любые гражданско-правовые отношения как с физическими, так и юридическими лицами. Эти отношения осуществляются посредством физических лиц,
уполномоченных на это в установленном порядке.
На этом создание правовой фигуры юридического лица не завершилось. Оставался ряд нерешенных проблем, которые римлянам так и не удалось разрешить в силу политических и экономических причин. В эпоху императоров создание корпораций было сильно ограничено. Монархи вообще боялись демократических институтов, тем более целых объединений, деятельность которых могла таить опасность для них.
Наиболее распространенными видами юридических лиц в Риме были казна, муниципии, похоронные товарищества, различные союзы лиц одной профессии — булочников, мясников, ремесленников, гробовщиков и т.д. Признавались юридическими лицами различного рода религиозные объединения.
Прекращалось юридическое лицо с достижением цели, для которой оно было создано, а также выбытием его членов. Минимальное количество, необходимое для существования юридического лица, - 3 человека. Кроме того, юридическое лицо распускалось, если его деятельность приобретала незаконный характер.
В некоторых случаях юридические лица могли принимать на себя обязанности патроната, но, с другой стороны, в большинстве случаев они не могли быть наследниками.
Контрольные вопросы для проверки усвоения материала:
1. На какие основные группы делилось римское население?
2. Что такое субъект права? Что такое лицо? Основные признаки
субъекта права.
3. Что такое правоспособность?
4. Что такое дееспособность?
5. Каков правовой статус римского гражданина?
6. Чем отличается правовое положение латина, перегрина от правового
положения римского гражданина?
7. Что такое рабский пекулий?
8. Кто такие вольноотпущенники и каков их правовой статус?
9. Кто такие колоны и каков их правовой статус?
10. Что такое юридическое лицо (в римском и современном понимании)?