Вопрос 54. Региональный сепаратизм

В настоящее время в мире почти не существует в полной мере этнически однородных государств. Так или иначе, людям разных национальностей приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда. Особенно велика возможность возникновения межнационального конфликта на пограничной территории.

Нации обычно возникают на почве самого многочисленного этноса, который доминирует в национальной жизни (в Хорватии - хорваты, в Голландии – голландцы и т.д.). Существуют и нации, практически совпадающие с этносами – исландская, ирландская, португальская. Зачастую под этносом понимают совокупность людей, имеющих общую культуру, обычно говорящих на одном языке и осознающих как свою общность, так и отличие от членов других подобных общностей. Этносы – это объективные, не зависящие от воли самих людей образования, ведь люди обычно осознают свою этническую принадлежность тогда, когда этнос уже существует.

Столкновение интересов этнических групп рано или поздно приводит к возникновению этнических конфликтов, которые могут проходить в форме гражданского, политического или вооруженного противоборства.

Как показывает история, этнических конфликтов в чистом виде быть не может.

Столкновения интересов представителей разных этносов зачастую лишь внешне выражены в межэтнической или религиозной борьбе. На самом деле, основной, более глубокой причиной подобных конфликтов является отстаивание социальных, экономических интересов, когда группы стремятся преодолеть неравенство в социальном статусе, престиже, экономическом вознаграждении. Агрессия между этническими группами возникает также тогда, когда между ними происходит передел собственности, ценных ресурсов. Кроме того, разжигая национальную рознь, представители правящих кругов преследуют свои честолюбивые интересы, реализуют свои притязания на власть, на расширение своего политического и экономического влияния. Так начинается борьба за большинство в представительных органах власти и, как следствие, дальнейшие обострения ситуации.

В современном мире существуют множество межэтнических конфликтов. Некоторые из них возникли относительно недавно, другие - существуют уже на протяжении многих лет. Даже благополучные Европейские государства не могли избежать этнических конфликтов. В настоящее время в Европе проходят как интеграционные, так и сепаратистские процессы. Сепаратизм – это политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса очень широкой автономии. Сепаратизм ведет к нарушению суверенитета, единства и территориальной целостности государства, принципа нерушимости границ и, также может явиться источником острейших межгосударственных и межнациональных конфликтов.

Во многих европейских государствах происходит обострение межнационально-культурного диалога [1]. Примером может служить Великобритания, где происходит процесс обособления шотландской, ольстерской и уэлльской автономий и превращение их в субнации. В Бельгии также наблюдается фактически возникновение двух субнаций на основе валлонского и фламандского этносов. Во Франции взаимоотношения между французами, с одной стороны, и корсиканцами, бретонцами, эльзасцами и басками, - с другой, сильно напряжены. В Испании ярко выраженные сепаратистские настроения можно наблюдать в стране Басков и Каталонии. Своеобразная ситуация складывается в Швейцарии, где на паритетных началах сосуществуют четыре этноса: германошвейцарцы, италошвейцарцы, франкошвейцарцы и ретороманцы, и где возможная ассимиляция последнего этноса может стать причиной для межэтнического конфликта.

Сдерживающим фактором развития сепаратистских настроений в Европе служит региональная политика Евросоюза, который разрабатывает и претворяет в жизнь стратегию развития Европейских Макро-регионов (EU Macro-regional strategies), программы трансграничной кооперации (ENPI Cross-border Cooperation Programmes) в рамках политики Европейского территориального взаимодействия (European Territoral Cooperation).

Вопрос 55.Основные институты Евросоюза

Европейский совет

Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей – министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского Совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования.

Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции – основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом Министров Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год-либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня.

Решения совета обязательны для поддержавших их государств. Европейский Совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы. Европейский совет – формально не входит в структуру институтов Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность.

Европейская комиссия

Европейская Комиссия – высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.

Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).

Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т.д.

Совет ЕС

Совет Европейского союза, или, неофициально, «Совет Министров», наделён рядом функций как исполнительной, так и законодательной власти, а потому нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского союза.

Был создан в 1952 г. и призван был уравновесить Европейскую Комиссию. Однако компетенции этих органов чётко поделены. Если Европейская Комиссия играет в большей мере административную роль, то Совет Министров ЕС осуществляет политическое лидерство. Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне.

Начиная с Парижского договора, существует тенденция селективного делегирования полномочий от национальных государств (напрямую или через Совет Министров) к Еврокомиссии. Подписание новых «пакетных» соглашений добавляли новые компетенции Евросоюзу, что влекло за собой делегирования больших исполнительских полномочий Еврокомиссии. Однако, Еврокомиссия не свободна в осуществлении политики, в определённых сферах национальные правительства имеют инструменты контроля над её деятельностью. Другая тенденция – усиление роли Европарламента. Следует заметить, что несмотря на проделанную Европарламентом эволюцию от сугубо консультативного органа до института получившего право совместного решения и даже одобрения, полномочия Европарламента по-прежнему сильно ограничены. Поэтому баланс сил в системе институтов ЕС по-прежнему в пользу Совета Министров.

Европейский парламент

Европейский Парламент является собранием из 785 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

Основная роль Европарламента – утверждение бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска (которым, впрочем, он никогда не пользовался).

Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.

Наши рекомендации