Законодательные основы – система НПА, содержащих правовые нормы, устанавливающиеадминистративную ответственность
Законодательство – совместное субъектов и РФ.
Принцип: законы и иные НПА субъектов принимаются в соответствии с ФЗ и не могут им противоречить.
Форма законодательства:
а) федеральное – закон;
б) субъектов – закон, иные НПА (форма может быть конкретизирована законом).
*законы субъектов должны соответствовать КоАП, в случае противоречия используется КоАП.
Состав законодательства об административных правонарушениях:
а. КоАП (дополнительные законы на федеральном уровне должны вносить изменения в кодекс – самостоятельно не действуют);
б. принимаемые законы субъектов, соответствующие КоАП.
Закон, регулирующий административную ответственность – КоАП (5 разделов).
Ведение РФ (по КоАП) – установление:
1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
2) перечня видов административных наказаний и правил применения;
3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение (при нарушении ФЗ);
4) порядка производства по делам;
5) порядка исполнения постановлений о наложении взысканий.
КоАП определяет:
1. в соответствии с законодательством о судебной системе – подсудность дел;
2. в соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних – подведомственность дел комиссиям по делам несовершеннолетних;
3. в соответствии с установленной структурой ФОИВ – подведомственность ФОИВ.
Обратная сила:
а) присутствует – закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность, иным образом улучшающий положение лица;
б) отсутствует – закон устанавливает или отягчает ответственность, иным образом ухудшает положение лица.
*производство по делу – на основании закона, действующего во время производства по делу.
100.Основы административно-правового статуса гражданских служащих.
Структура правового положения:
1. общегражданские права и обязанности;
2. права и обязанности только гражданских служащих;
3. ограничения из-за гражданской службы;
4. запреты в связи с гражданской службой;
5. требования к поведению гражданских служащих.
Права и обязанности, связанные с должностью:
а. общие для всех;
б. специальные для должности.
Общие:
а) относящиеся к содержанию профессиональной служебной деятельности;
б) сопутствующие статусу гражданских служащих.
Ограничения:
1) признание недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждение к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы по приговору суда, наличие не снятой или не погашенной судимости;
3) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
5) близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью;
6) выход из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства;
7) наличие гражданства другого государства (других государств);
8) представление подложных документов или заведомо ложных сведений;
9) несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей.
Запреты в отношении гражданского служащего:
1. участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией
2. замещать должность гражданской службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность
б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза;
3. осуществлять предпринимательскую деятельность;
4. приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
5. быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность;
6. получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц;
7. выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц;
8. использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
9. разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, конфиденциального характера, или служебную информацию;
10. допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей;
11. использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
12. прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
Требования к служебному поведению:
1. исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2. исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
3. осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа;
4. не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
5. не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6. соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
7. соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
8. не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
9. проявлять корректность в обращении с гражданами.
Поступление на гражданскую службу – вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим ФЗ.
Конкурс – оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Требуется для:
а. поступления гражданина на гражданскую службу;
б. замещения должности гражданской службы;
в. замещения гражданским служащим другой должности гражданской службы.
Не проводится:
1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";
2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом или Правительством;
3) при заключении срочного служебного контракта;
4) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
Конкурс может не проводиться:
1) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа;
2) по решению представителя нанимателя при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.
Отказ в допуске к участию в конкурсе в связи:
1. с несоответствием квалификационным требованиям;
2. с ограничениями.
Для проведения конкурса образуется конкурсная комиссия.
Состав:
а. представитель нанимателя;
б. уполномоченные им гражданские служащие;
в. представитель соответствующего органа по управлению государственной службой;
г. представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов (число независимых экспертов должно составлять не менее 1/4 от общего числа членов конкурсной комиссии).
Состав формируется – исключение возможности возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.
Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы.
Устанавливает права и обязанности сторон.
Представитель нанимателя обязуется:
1. предоставить возможность прохождения гражданской службы;
2. предоставить возможность замещения определенной должности гражданской службы;
3. обеспечить им прохождение гражданской службы, замещение должности гражданской службы;
4. своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.
Гражданин, поступающий на гражданскую службу обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.