Социальные технологии различаются между собой тем, в каких сферах общественной жизни они реализуются — экономической, социальной, политической или духовной
В условиях экономической сферы усилия социальных технологий сосредоточиваются на решении социальных проблем труда, на его превращении в действенный критерий оценки деловитости и творческого потенциала каждого работника. Исходя из этого делаются попытки тех-нологизировать воздействие на условия трудовой деятельности, содержание труда и направления его интеллектуального развития. Не меньшее значение имеет решение организационных проблем по реализации прав собственности. И наконец, повышение эффективности общественного и личного труда невозможно без заинтересованного участия человека в совершенствовании производства. Вместе с тем кризис экономики в 1990-е гг. потребовал коренного обновления механизма управления, вызвал необходимость учета не столько технико-экономических, сколько социальных и даже идеологических аспектов.
При решении собственно социальных (в узком смысле слова) проблем предметом особой заботы является создание гарантий для социальной справедливости, согласование на деле меры труда и меры вознаграждения. Актуальной в этой связи является социальная роль форм собственности, методов организации труда не только в промышленности и сельском хозяйстве, но и в сфере быта, в торговом и коммунальном обслуживании. Управление социальными процессами предполагает разработку четких усилий по регулированию таких важных сторон жизни людей, как их здоровье, обеспечение отдыха, социальная защита.
Все более значимой для управления становится демографическая политика, предусматривающая регулирование соответствующего поведения населения, семейно-бытовых отношений, создание законодательно закрепленных условий для таких социальных групп, как молодежь, женщины, дети и люди преклонного возраста.
Требуется технологизация и многим политическим процессам. В настоящее время российскому обществу предлагается огромное количество новаций при решении политических проблем. Появляются и тут же исчезают бесчисленные проекты устройства государственных структур, замены их новыми образованиями, предложения о проведении экспериментов и просто проверки некоторых идей. Проблемы взвешенности политических решений, проявления политической дальновидности обострились, как никогда ранее.
Как и при управлении наукой, в политике важно видеть то, из чего складывается результат, на чем он основывается. Ведь показатели развития социально-политических процессов не всегда могут. ограничиваться количественными характеристиками, например, такими, как численность партий, процент проголосовавших, структура депутатского корпуса и т.п. От того, как участвуют люди в общественной жизни, какими правами они обладают, какое влияние оказывают и могут оказать на принятие решений, зависит нормальное функционирование многих политических структур.
Управление в сфере социально-политических отношений предполагает определенные технологические приемы и методы. Речь идет о создании механизма рационального управления развитием и функционированием власти, умело и органично сочетающей в себе централизацию с самоуправлением.
Так как политика представляет собой не только науку, но и особый вид мастерства, умения ориентироваться в конкретных общественных условиях, то для политических технологии важны интуиция, искусство политического прогноза, которые не приходят сами собой — они вырабатываются в результате длительной практики. К сожалению, ни теория, ни практика еще. не смогли дать сколько-нибудь убедительных примеров научного политического предвидения и прогнозирования. Наоборот, жизнь постоянно показывала, насколько были близоруки, недальновидны и ограничены многие попытки видеть социальные последствия политических решений: они нередко заменялись эрзацами идей, не имеющих ничего общего ни с наукой, ни с искусством. Более того, 90-е гг. XX в. породили так называемые политтехнологии, которые направлены на манипуляцию общественным сознанием, на его деформацию для достижения целей, в которых заинтересованы как властные структуры, так и многие политические партии и движения.
Возможности технологизации управления в духовной сфере в определенном смысле условны, так как они серьезно разнятся от тех приемов, которые присущи управлению в сфере экономики. Она не может обладать жесткостью, ориентированностью на количественные показатели. Это скорее глубокий анализ состояния духовности, выявление тенденций и предвидение возможных изменений в производстве и потреблении духовных ценностей.
Управление духовными процессами имеет целью создание реальных условий для рационального развития культурных запросов и склонностей каждого человека, наиболее полного и всестороннего их удовлетворения. Оно предполагает умелое и гибкое воздействие на тенденции, происходящие в сфере образования, науки, литературы и искусства. Очень трудную и сложную область представляют взаимодействие национальных культур, весь спектр проблем общественного сознания.
Преобразования духовной жизни прямо или косвенно зависят от материального фактора, от уровня общественного производства. Поэтому социальные технологии учитывают материальные возможности, наличие экономических предпосылок для решения возникающих проблем. Иначе все проекты могут вылиться в прожектерство, в культурничество, в составление планов, лишенных реальной базы. Функции социальных технологий в сфере духовной жизни очень сложны, так как каждая из них в известной мере является относительно самостоятельной. Все это в конечном счете затрудняет познание объективных закономерностей духовной жизни общества, а следовательно, и управление ею. Имеется еще одна важная особенность процессов техноло-гизации, характерная для социального управления в сфере культуры. Речь идет о том, что для организаций и учреждений, занимающихся различными аспектами духовной жизни, нужна большая самостоятельность при решении поставленных задач. Их деятельность не может регламентироваться до мелочей, ибо они имеют дело с очень своеобразными продуктами человеческого бытия: социальным настроением, самочувствием, мотивацией, общественным мнением и т.п.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦ. ТЕХНОЛОГИЙ:
1. Теоретический— связан с определением цели, объекта технологизации, one-рационализацией социального прогресса на составляющие и выявлением связей между ними.
2. Методический этап— это выбор методов, средств получения информации, ее обработки, анализа, принципов трансформации в конкретные выводы и рекомендации.
3. Процедурный этапсвязан с организацией практической деятельности по реализации требований социальных технологий.
Одна из важнейших проблем социальных технологий — умение видеть перспективу, не теряться в сиюминутных заботах, не упускать ориентиров. Это особенно важно, потому что нередко все силы уходят на то, чтобы провести одно мероприятие, затем другое, третье, и невольно исчезает из виду главное, во имя чего затрачиваются энергия, время. Работа на перспективу предполагает возможные потери в пути, но она окупается тем, что воплощается в жизнь основная, ведущая идея.
Итак, подводя итоги сущностным характеристикам социальных технологий, можно выделить основные моменты, а именно: социальная технология — это определенный способ достижения целей, состоящий из пооперационного осуществления деятельности; операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно; их разработка проводится на основе и с использованием научных знаний; учитывается специфика сферы общественной жизни, в которой осуществляется деятельность; социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
1. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие.
2. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - способ внедрения в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации теории и практики социального управления.
3. Социальный эксперимент предполагает искусственное построение социальной ситуации с целью получения нового знания, обогащающего социальную практику.
Экспериментальный метод стал использоваться в социальных науках с середины XIX в. Классическая схема социального эксперимента была предложена английским социологом Дж. С. Миллем в 1843 г. и в той или иной мере используется до настоящего времени. Основное назначение эксперимента — проверка теории, точнее гипотез, в контролируемых и управляемых условиях.Эксперимент дает не только описание состояния или изменений объекта, но и объяснение причин изменений.
Однако использование эксперимента в качестве метода социального анализа вплоть до 1920-х гг. отрицалось многими учеными (О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.), поскольку они отрицали саму возможность научного экспериментирования с людьми. Кроме того, считалось, что социальные явления слишком сложны для выявления четких причинных зависимостей.
Как способ внедрения в жизнь новых форм социальной организации, социальный эксперимент впервые упоминается в XIX в. в связи с деятельностью английского социального утописта Р. Оуэна по созданию опытных коммунистических общин на территории США и Великобритании. Суть социальных опытов Р. Оуэна и других социалистов-утопистов заключалась в построении социально справедливого общества, основанного на социалистических идеях, на отдельно взятых территориях.
Широко известны социальные эксперименты Ф. Тейлора и Г. Форда, имеющие глобальное значение для дальнейшего развития промышленного производства.
Глобальным социальным экспериментом подобного рода можно считать реализацию проекта диктатуры пролетариата и существование советского государства. Огромный интерес представляет управленческий социальный эксперимент по созданию «советского человека» в первые годы советской власти, включающий принятие срочных мер по ликвидации неграмотности, формированию рабоче-го класса, распространению профессиональных навыков среди больших групп выходцев из деревни, привитию им норм индустриальной субкультуры и т.д.
Постепенно социальный эксперимент стал рассматриваться, во-первых, в научной литературе в качестве метода определения и анализа причинно-следственных связей и измененийв исследуемых социальных явлениях, во-вторых, как одна из технологий социального управления и способ внедрения в жизнь новых форм социальной организации.
Социальный эксперимент как метод определения и анализа причинно-следственных связей и изменений в исследуемых социальных явлениях, в основном создается на принципе сравнения двух и более социальных процессов, отличающихся друг от друга наличием либо отсутствием гипотетических факторов.
Изучаемое социальное явление описывается как система переменных, среди которых выделяется независимая переменная (экспериментальный фактор), управляемая экспериментатором и выступающая в качестве гипотетической причины определенных изменений.
Метод проверки гипотез, повышающий чистоту эксперимента, предполагает работу с двумя объектами: экспериментальным и контрольным. Экспериментальной группой называется та группа, к которой применяется изучаемая независимая переменная; контрольная группа идентична экспериментальной по заданным параметрам, но остается вне экспериментального воздействия.
Гипотеза считается доказанной, если вследствие воздействия экспериментального фактора в одном из социальных явлений наблюдается изменение, которое в других явлениях отсутствует.
Начиная с 1960-х гг. проводятся многочисленные, в том числе широкомасштабные социальные эксперименты для выяснения эффективности социальной политики, последствий принятия управленческих решений. С помощью социального экспериментирования исследуются последствия введения социальных пособий, экологические проекты, предвыборные кампании, образовательные программы и т.д.
Социальный эксперимент в социологии должен осуществляться с учетом правовых и нравственных норм общества, ограничения степени риска, обеспечения строгого контроля за ходом процедур и возможности повторения эксперимента. Кроме того, требуется достичь внутренней и внешней валидности эксперимента — уверенности в том, что именно изучаемый фактор является причиной регистрируемого изменения, что выявленная зависимость является закономерной для аналогичных условий.
КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦ. ЭКСПЕРЕМЕНТА:
1) характеру экспериментальной ситуации: выделяют полевые (проводятся в реальной социальной ситуации) и лабораторные (проводятся в искусственно созданных ситуациях) эксперименты;
2) объектам и предметам исследования — эксперименты, выявляющие причинные зависимости внутри определенной сферы (производство, обслуживание, образование и т.п.); эксперименты, оделенного вида социальной деятельности(социально-психологический, правовой, социально-управленческий и т.д.);
3) специфике поставленной задачи — научные социальные эксперименты, направленные на приобретение нового знания, прикладные, имеющие целью получение практического эффекта (решения социальной проблемы, повышения эффективности и проч.).
АЛГОРИТМ СОЦ. ЭКСПЕРИМЕНТА:
1. выдвижение идей,
2. обоснование, построение гипотезы (научное предположение);
3. разработка концептуальной модели эксперимента;
4. выявление фактора, определяющего экспериментальную ситуацию (независимой переменной);
5. выявление зависимого фактора (группы следствий);
6. определение критериев оценки эксперимента (проверка гипотезы);
7. определение условий эксперимента;
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦ. ЭКСПЕРЕМЕНТА:
1. разработка программы эксперимента (цель, задачи, субъект, продолжительность, этапы, алгоритмы, результаты)
2. выбор и подготовку субъекта и объекта эксперимента;
3. разработка конкретного плана действий;
4. реализация экспериментальной программы;
5. измерение (сравнительный анализ) независимой и зависимых переменных в динамике (эмпирическая фиксация исходного и последующего состояний экспериментальных объектов);
6. контроль и корректировку эксперимента;
7. предварительная оценка итогов эксперимента;
8. вывод объекта из экспериментальной ситуации;
9. осмысление и теоретическую интерпретацию итогов эксперимента (подтверждение гипотез, прогноз, разработка теории);
10. разработка научных рекомендаций.
Особенности и ограничения (пределы) социального эксперимента включают: сложность организации социального эксперимента; социальный объект порождает дополнительные требования к эксперименту, обладает памятью; многомерность социальной детерминации, использование принципа «не навреди»; этические проблемы манипулирования людьми, обращение с ними, как с материалом — неизбежный факт исследовательской работы; качество данных, получаемых в широкомасштабных социальных экспериментах, далеко не всегда оправдывает их чрезвычайно высокую стоимость; необходимость научной и общественной экспертизы.
Современное использование социального эксперимента в социальных науках направлено на поиск эффективных техник управления, его результаты рассматриваются как важный фактор снижения риска при принятии управленческих решений.
Главный критерий социального эксперимента — реальное улучшение организации жизнедеятельности людей, управления социальными процессами.
В силу сложности, затратности, неоднозначности результатов и последствий, а также недостаточной разработанности теории и методологии социального эксперимента данная социальная технология в настоящее время не так популярна.
В настоящее время в современной науке предлагается использование виртуальной реальности, виртуальных миров как идеального места для проведения социальных экспериментов в области экономики, здравоохранения, лингвистики, социологии, психологии т.д.
СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Идея планирования по своему происхождению социалистическая. Ее в наиболее полном виде высказали представители утопического социализма — А. Сен-Симон (1760-1825), Ш. Фурье (1772-1837),
а Р. Оуэн (1771—1858)даже попытался ее реализовать в жизни. Однако уже к концу XIX в. необходимость планирования все чаще становилась достоянием практики решения экономических проблем.
Правда, плановость рассматривалась преимущественно в рамках крупных производственных образований — трестов, концернов, фирм. В трудах Ф. Тейлора, Г. Форда, Г. Эмерсона, Т. Черча и других организаторов и основоположников научного менеджмента была сформулирована логика развития производства, в котором значительное место отводилось планированию.
Теоретические и прикладные проблемы социального планирования интенсивно разрабатывались в 1920-е гг. в Советском Союзе (хотя такой термин не использовался). Они наиболее четко были выражены в программе ликвидации неграмотности, когда комплекс мероприятий позволил в короткий исторический срок мобилизовать все силы на решение этой задачи перспективного значения. Идеи социального планирования также отражены в плане ГОЭЛРО, а затем в первом пятилетнем плане, который содержал специальный раздел «Социально-экономические проблемы» и меры по их решению.
Сам термин «социальное планирование» впервые был употреблен в «Новом курсе» Ф. Рузвельта, который был выработан как путь выхода США из жесточайшего кризиса начала 30-х гг. XX в. В дальнейшем в американской социологии это понятие анализировалось в тесной связи с формами и методами осуществления социальной политики, в частности с обеспечением социальной защиты населения.
Второе дыхание идеи социального планирования приобрели в нашей стране в конце 1950-1960-х гг., когда были окончательно преодолены последствия Второй мировой войны и страна вступила на путь долговременного спокойного развития без войн и конфликтов. В этих условиях сама жизнь неумолимо требовала привести в соответствие экономические и социальные параметры развития. Характерно, что такая объективная потребность, как учет человеческого фактора, стала пробивать себе дорогу снизу, в трудовых коллективах.
Принципиально новые попытки научной разработки планов социального развития и их реализации были осуществлены в начале 1960-х гг. по инициативе ленинградских ученых и руководителей предприятий (например, объединения «Светлана»). Вслед за распространением социального планирования в промышленности и строительстве попытки составления планов социального развития были предприняты в сельском хозяйстве, где тесно переплетались территориальные и производственные интересы коллективов и живущих в этой местности людей.
Это мощное давление снизу постепенно переросло в необходимость осуществления плановости социального развития и на следующем уровне социальной организации общества — в районах и городах, а затем в областях, краях, республиках. Ради справедливости следует сказать, что планы социального развития на всех этих уровнях были скорее предметом заботы немногих руководителей, которые не по форме, а по существу занимались социальными проблемами.
ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦ. ПЛАНИРОВАНИЯ:
1. социальное планирование ориентируется на цели, которые вытекают из объективных тенденций организации жизни людей и предусматривают удовлетворение текущих и перспективных потребностей людей, их согласование между собой, а также меры по активизации созидательной деятельности как самого человека, так и социальных организаций. Один из парадоксов XX в. состоял в том, что страна, провозгласившая себя олицетворением идей социализма, сделала для человека меньше, чем страны капитализма, логика развития которых привела к необходимости воплощения социальных идей, создав предпосылки для свободы выбора и социальной зашиты.
2. решение как общих, так и локальных проблем не может происходить стихийно или хотя бы «на глазок» — в рамках социального планирования используются показатели, по которым судят об эффективности достижения поставленной цели. Такими показателями или ориентирами могут быть сроки, а также объемы, уровни, степень достижения намеченных рубежей, которые позволяют осуществить сравнение с предшествующим этапом развития или с аналогичными объектами планирования.
3. социальное планирование предусматривает разработку, а затем использование средств достижения поставленных целей— материальных, финансовых, косвенных рычагов в виде льгот или, наоборот, ограничений, и (или) создания условий, при которых наиболее рационально и оптимально развивался бы планируемый социальный процесс.
4. социальное планирование представляет собой непрерывный процесс познавательной и преобразующей деятельности, которые постоянно взаимно дополняют и обогащают друг друга, позволяя находить новые резервы, открывать новые возможности для более полной реализации сформулированной цели.
СОЦ. ПЛАНИРОВАНИЕ - научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь в интересах всего населения.
Объект социального планирования - все уровни социальной организации — от общества до конкретного производства. В рамках обществаразрабатываются перспективные планы решения значимых социальных проблем, которые определяют его жизненность и устойчивость.
УРОВНИ СОЦ. ПЛАНИРОВАНИЯ:
1. На уровне отдельных сфер общественной жизни— экономической, социальной, политической, духовной предусматривается планомерное решение таких проблем, как улучшение условий и содержания труда, профессионально-квалификационная подготовка, престижность сфер приложения труда, структура рабочего и свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в политической жизни и т.д.
2. На региональном уровнесоциальное планирование решает проблемы выравнивания уровней социального развития в территориальном разрезе и особенно регулирование миграционных потоков, рациональное использование трудовых ресурсов, развитие национальных отношений, распределение и потребление культурных ценностей. Как показал опыт, главной целевой установкой для регионального социального планирования является создание инфраструктуры для трудовой и повседневной жизни.
3. уровень производственных организацийпредполагает реализацию такой ведущей целевой установки, как побуждение человека к творческой работе, обеспечение максимума благоприятных условий для его трудовой и повседневной жизни. Принципы: 1. в какой мере работник содействует успеху организации и как он сам будет изменяться. 2. действенность планов соц. развития зависит от условий, кот. создаются для работника.
ФОРМЫ СОЦ. ПЛАНИРОВАНИЯ:
1. адресное планирование,
2. планирование при помощи косвенных (экономических и социальных) рычагов,
3. индикативное планирование.
Адресное планирование включает разработку и обоснование системы заданий, которая доводится до сведения различных государственных или общественных организаций. Устанавливаются задания по достижению определенного уровня общественного развития. Прежде всего, это касается рационального соотношения, пропорций в развитии социальных процессов. Подобные соотношения отражают реальное состояние общества, тенденции его прогресса, уровень достижений науки и техники, потребности людей. Социальное планирование связано с определением сроков, необходимых для выполнения поставленной задачи. Чем сложнее цель, тем больше требуется времени не только для всестороннего научного обоснования принимаемого решения, но и для его осуществления. Длительность планового периода не может быть задана априорно и должна строиться на основе единства качественных и количественных показателей. Однако опыт адресного планирования во многом дискредитировал себя, ибо он давал простор командным методам, игнорируя научные основы определения ориентиров социального развития.
При планировании социальных процессов с помощью косвенных рычагов подробно изучаются конкретные условия, возможности и потребности. Затем определяется, какие элементы, составные части не поддаются государственному и общественному регулированию. Тогда ставится задача их количественного и качественного изменения посредством принятия соответствующих решений в целях ослабления или нейтрализации отрицательных последствий. В процессе планирования выявляются также те переменные, на которые можно воздействовать и которые и являются объектами социального планирования и регулирования.
Индикативное планирование, по убеждению лауреата Нобелевской премии, видного представителя кейнсианства Джеймса Тобина (1918—2002), базируется на взаимно согласуемых планах, которые формируются на основе договоренности государственного (общественного) сектора и частных производителей. Эти планы затем служат в качестве поддерживающих ориентиров для участников соглашения. В этих условиях каждый сектор может развиваться, не опасаясь, что развитие окажется гипертрофированным в силу отставания других участников социально-экономического развития. Эта форма была впервые апробирована после Второй мировой войны на созданном Жаном Моннэ французско-германском Сообществе угля и стали, в рамках которого акционерные (частные) предприятия и государства сотрудничали на основе согласованных и востребованных жизнью планов. И это принесло огромный эффект, который неоднократно подтверждался в течение длительного времени и привел к всемирному признанию заслуг его разработчиков. Этот путь, по мнению Дж. Тобина, мог быть с успехом применен и в постсоветской России. Но инициаторы реформ в России предпочли иное — полностью отказаться от планирования, провозгласив лозунг «рынок отрегулирует все», что имело катастрофические последствия.
Ряд социальных процессов имеют ограниченные условия в своем развитии. Исследование этих условий необходимо для определения области свободы. Ведь социальное планирование опирается на наличие материальных, финансовых, трудовых ресурсов. Однако любой социальный процесс взаимосвязан с другими явлениями, и поэтому нельзя не учитывать, какое воздействие окажут принимаемые меры на смежные области общественного развития.
Существенный момент — учет интересов социальных групп. Если при решении экономических задач интересы в основном совпадают, то этого нельзя сказать о других сферах общественной жизни. Так, целью в сфере производства является минимум затрат при реализации поставленной задачи. Добиваться же минимизации затрат при планировании социальных процессов — значит сознательно идти на ущемление интересов некоторых социальных групп. Максимум социального результата не всегда достигается минимизацией затрат.
Необходимо отметить, что эти формы планирования в чистом виде не существуют. Однако планирование посредством косвенных рычагов и индикативное планирование получили особую актуальность в связи с осуществлением экономических реформ.
МЕТОДЫ СОЦ. ПЛАНИРОВАНИЯ:
1. Долгое время ведущим методом планирования являлся балансовый, который возник как способ обеспечения связей между потребностями общества и его возможностями при ограниченности ресурсов. В настоящее время на первый план выходят методы, связанные с существованием рыночных отношений, когда особенно важно видеть социальные последствия принимаемых решений, уметь согласовывать интересы всех участников преобразований, предоставив им благоприятные условия для проявления творческой активности.
2. Научность социального планирования во многом зависит от использования нормативного метода.Его требования служат основой для составления показателей социального развития на различных уровнях социальной организации общества. Именно нормативы позволяют осуществить расчеты и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов.
3. Аналитический методсоединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планирования социальные процессы расчленяются на составные части и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.
4. Метод вариантов, суть которого заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных задач при наличии возможно более полной и достоверной информации.
Егоразновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке первого приближения, а затем производятся последовательные уточнения. Применение этого метода связано с поиском оптимального варианта решений той или иной социальной задачи, с правильным выбором приоритетов.
5. Комплексный методпредставляет собой разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых, экономических и социальных, а также определением исполнителей и сроков. Его применение предполагает определение темпов и пропорций развития социального процесса, его статической и динамической модели и выработку основных показателей плана.
6. Индикативный метод –учет текущих и перспективных потребностей в тесной увязке с возможностями и вариантами их удовлетворения.
7. Социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных законов и особенности их проявления в условиях деятельности одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Социальное проектирование как отрасль социологической науки было обосновано в XX в., когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ. На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования, возникших и получивших распространение в XIX в., особенно в архитектуре и машиностроении. Затем оно стало использоваться при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления. Постепенно наряду с традиционными видами начали складываться новые самостоятельные направления проектирования — человеко-машинных систем, экологическое, демографическое, инженерно-психологическое и др. По своей сущности проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества.
Его исходные принципы разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фра-ем, П. Хиллош, Ф. Ханикой и другими исследователями. В отечественной социологии первые идеи о проектировании социальных систем были высказаны в работах И.И. Ляхова, В.Н. Дубровского, А.Г. Раппопорта, В.М. Разина, Б.В. Сазонова, Г.П. Щедровицкого, О.И. Гени-саретского. В аспекте социального управления эти проблемы рассматривались В.Г. Афанасьевым, И.В. Бестужевым-Ладой, П.Н. Лебедевым. Его теоретические основы были проанализированы в работах НА Аитова, ГА Антонюка, Н.И. Лапина, АИ. Пригожина, Ж.Т. Тощенко, Н.Г. Харитонова, в исследованиях Т.М. Дридзе, Ю.А. Крючкова как одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов.
Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.
Суть социального проектирования состоит в том, что человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение. Широко известно высказывание К. Маркса об отличии архитектора от пчелы, который, приступая к созиданию, подготавливает предварительно проект своего будущего детища.
ФОРМЫ СОЦ. ПРОЕКТИРОВАНИЯ:
1) при создании новых объектов, процессов, явлений, социальных сетей;
2) при внедрении принципиально новых отношений, процедур или компонентов в существующих структурах, которые нуждаются в кардинальных изменениях (частичная модернизация);
3) при реконструкции, принципиальной перестройке существующих общественных связей,когда изменяется вся схема управления, обеспечивающая достижение намеченных целей (полная модернизация).
Отмечая исключительную важность этого процесса, иногда употребляется термин «социальное конструирование» (И.И. Ляхов, 1970). Конструктивная деятельность — это поле творческого освоения социальной действительности. Она базируется на том, что наряду с наиболее вероятностной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции. Кроме того, обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, который может быть мобилизован для решения данной социальной задачи. И наконец, перспективные цели, близкие по содержанию, могут на каком-то этапе меняться своим положением или одна и та же цель обеспечивается различными средствами.
Проектировать — это значит сознательно перебирать варианты и схему будущего действия. При всем их многообразии есть ряд общих требований, необходимых для подготовки, разработки и реализации проекта. Они ориентируют на достижение конечного результата и на то, чтобы в повседневных текущих делах и оперативных планах не упускались из виду главные вопросы. В этом отношении важен принцип минимальных обязательств, который концентрирует внимание на основной цели, отвергая в известной мере все, что может замедлить или отвлечь силы от ее реализации. Организация, где решается вопрос о проектировании, обеспечивает выработку идей таким образом, чтобы к его осуществлению было привлечено как можно больше людей творческих, профессионально подготовленных.. Социальное проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента при проверке идей. В этом случае нужен тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач: то ли это обусловлено объективными обстоятельствами, то ли просчетами в ходе эксперимента.
Успеху дела мешает недоверие к оригинальным решениям, стремление быстрее реализовать проект, недостаточно эффективно организованная система поощрения инициатив. Немалый вред наносит неудовлетворенность существующим положением, использование прежних достижений. Отсюда нежелание рисковать и стремление строго придерживаться ранее выработанных канонов.
Если же рассматривать субъективные условия, то тут многое зависит от личности проектанта, от его умения грамотно и нестандартно мыслить, от его мастерства и заинтересованности в осуществлении намеченных целей. Многие негативные последствия возникают из-за отсутствия гибкости в принятии новых идей, следования привычным нормам и т.д.
СОЦ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ— это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых и модернизируемых социальных объектов, процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением их социальных характеристик.
Для методологии социального проектирования большое значение имеет правильное определение объектов,которыми обычно становятся социальные институты, социальные процессы и явления. Соответственно этому объекты проектирования могут классифицироваться по разным основаниям.
Классификация объектов социального проектирования:
В качестве одной из классификаций объектов социального проектирования выступают проекты по совершенствованию определенных функций общественного организма — в области экономики, социально-политической и духовной жизни. Социальное проектирование связано также с созданием условий для эффективной деятельности в той или иной сфере общественной жизни. Вместе с тем социальное проектирование в целом обслуживает не отдельные, а все стороны деятельности человека. Только при системном подходе возможно наиболее эффективное (или оптимальное) проектирование. Особенность социального проектирования в том и состоит, что оно направлено на решение таких проблем, которые охватывают в комплексе все социальные аспекты жизни человека и которые целесообразнее всего различать по уровням организации общественной жизни. Поэтому социальные проекты могут (и должны) разрабатываться на уровне организации, района, города, области, республики и страны в целом.
№ 11. МЕТОДЫ СОЦ. ПРОЕКТИРОВАНИЯ:
1. Матрица идей, когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты сочетания этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченности возможностей (в условиях так называемой области свободы).
2. Вживание в роль. Он помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто попытка заглянуть в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.
3. Аналогия.Всегда имеются эффективно функционирующие организации, населенные пункты, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы. Эти подходы к делу в известных пределах могут служить образцом, эталоном, даже если не все в них в должной степени проработано. Опираясь на такие достижения, беря самое лучшее и освобождаясь от неоправдавших себя идей, социальный проект, созданный по аналогии, может быть использован для конструирования социальных задач и целей.
4. При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления. В этом случае наиболее приемлема ассоциация,когда решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче прийти к цели. Своеобразный вариант ассоциации в проектировании — это приспособление,когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию.С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т.е. затрагиваются не только формы, но и существенные, содержательные элементы. Метод ассоциации связан и с устранением прежних принципов функционирования объекта и заменой их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных. Этот метод называется полной реорганизацией. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.
5. Метод мозгового штурма, когда мобилизуется весь имеющийся интеллектуальный запас: объявляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем того или иного проекта. Этот метод, обоснованный в 1939 г. Р. Осборном, связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления.
6. Метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость. Несомненно, учитывая динамизм и сложность многих социальных процессов, необходимо шире практиковать конкурс идей, стремясь при этом избежать влияния на решение славы, заслуг, званий участников конкурса.
ЭТАПЫ СОЦ. ПРОЕКТИРОВАНИЯ: