Противоречия социально-экономического развития советского общества 70х - 80х
Во всемирной истории 60-е - первая половина 80-х гг. была временем осуществления научно-технической революции и формирования постиндустриального общества в развитых странах. В отечественной истории 60-е - середина 80-х гг. были временем сложного и противоречивого развития. Это был период, когда во главе государства находился Л.И. Брежнев. В течение двух десятилетий СССР прошел сложный исторический путь: от свертывания либеральных начинаний периода "оттепели" и стабилизации до неуклонного скатывания в состояние экономической стагнации, массовой коррупции управленческих кадров, все большего отрыва официальных идеологических установок от общественной практики. Реформа 1965 г. в конечном счете обернулась укреплением планово-приказных рычагов центрального управления, позиций ведомственной бюрократии.
Более успешно осуществлялась международная деятельность. У брежневского руководства было два больших достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика "разрядки" начала 70-х гг. Однако и внешняя политика СССР носила противоречивый характер: шаги по укреплению мира перечеркивались авантюрами, подрывавшими международный авторитет СССР (чехословацкие события 1968 г., вторжение СССР в Афганистан в 1979 г.)
Таким образом, двойственность внутренней и внешней политики СССР выразилась в борьбе двух противоположных тенденций - консервативной и прогрессивной, что в конечном счете привело к неизбежности кризиса административно-командной системы, оказавшейся неспособной обеспечить эффективное решение новых задач, вставших перед страной в эпоху ускорения научно-технической революции.
ЗАСТОЙ
Брежневское руководство страны, пришедшее к власти в октябре 1964 года, стало на путь свертывания критики культа личности Сталина и его последствий.
Решительных мер по выходу страны из кризиса потребовало банкротство сельскохозяйственной политики Хрущева. Колхозам устанавливались твердые планы заготовок на 5 лет, повышались государственные закупочные цены, за сверхплановую продукцию выплачивалась надбавка в размере 50 %. Вместо оплаты по трудодням вводилась ежемесячная зарплата, были сняты ограничения на содержание скота в личных хозяйствах. Колхозники получили право на пенсию и гражданский паспорт. Эти меры были дополнены крупными капиталовложениями и укреплением материально-технической базы колхозов.
Но колхозы оставались по-прежнему бесправными в экономическом отношении: когда начинать пахать, что сеять, как оплачивать труд колхозников - решали районные комитеты коммунистической партии. Положение в сельском хозяйстве усугубляли огромные потери сельхозпродукции при хранении, транспортировке и переработке. В сентябре 1965 года Пленум ЦК принял решение о реформе промышленности.
Реформа в промышленности, проведенная в 1966-1970 годах, по росту национального дохода, производительности труда и реального дохода на душу населения - по своим результатам была лучшей за последние 30 лет. Однако уже в 70-х годах промышленность стала терять темпы роста, множились нерешенные проблемы, не выполнялись планы, прирост национального дохода упал до 3%.
В этих условиях хрущевская "оттепель" не получила своего дальнейшего развития. В стране ужесточились акции против сторонников политической свободы и защитников прав человека. В 1966 году прошли массовые митинги и демонстрации крымских татар в городах средней Азии, требовавших возвращения в Крым, а также митинги турок-месхетинцев, требовавших возвращения из Узбекистана в Грузию.
Из газет и журналов началось вытеснение прогрессивно мыслящих редакторов и журналистов. Ужесточилась цензура. При Брежневе появилась новая форма репрессий - внесудебное помещение в психбольницы. Сотни деятелей науки, культуры и искусства были арестованы, высланы из страны и помещены в психбольницы.
В первые годы после прихода к власти Брежнев был вынужден считаться со своими соратниками по смещению Хрущева. Но с конца 60-х годов многие из них были заменены родственниками Брежнева или его знакомыми по работе в Днепропетровске. Двадцатилетие от середины 60-х годов до середины 80-х годов, когда политическое руководство страны возглавлял в основном Брежнев, называют временем застоя (временем упущенных возможностей).
В 70-80-х годах в СССР стала особенно ощущаться потребность в ускорении темпов научно-технического прогресса. На партийных съездах принимались решения о необходимости перенесения центра тяжести с количественных показателей на качественные, выведения всех отраслей народного хозяйства на передовые рубежи науки и техники, значительного увеличения производительности труда. Но решения съездов (XXIV, XXV и XXVI) по существу оставались лишь директивами. Экономика продолжала по инерции развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентируясь на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Темпы внедрения средств механизации и автоматизации не отвечали требованиям времени. Ручным трудом в целом были заняты более половины промышленных рабочих.
Острота надвигавшегося кризиса в 70-е годы была сглажена потоками нефтедолларов, полученных от продажи нефти за рубежом. Однако низкая эффективность экономической деятельности не позволяла разумно распорядиться возникшими возможностями. Неэффективная экономика оказалась неспособной решить проблемы повышения уровня жизни трудящихся.
Отличительной особенностью развития структуры исполнительной власти в 1965-1985 годах стало интенсивное разбухание административно-бюрократического аппарата: каждый год возникали всё новые центральные министерства и ведомства.
Протекционизм и коррупция при Брежневе приняли невиданные масштабы. Партийные, советские, хозяйственные руководители, пользуясь доверием Брежнева и практически отсутствием контроля, чувствовали себя полновластными хозяевами своих регионов. На Кубани таким всесильным партийным боссом был первый секретарь Краснодарского крайкома КПСС Медунов, при котором пышно расцвели коррупция и взяточничество среди краевого руководящего аппарата.
В некоторых регионах (особенно в Средней Азии, на Кавказе и в Москве) происходило прямое сращивание целых звеньев партийного и государственного аппарата с "теневой" экономикой и уголовными элементами. На Кубани это имело место в Краснодаре, Сочи, Геленджике, Новороссийске. Партийные и государственные органы исполнительной власти фактически командовали и советами депутатов, и судьями. Членство в коммунистической партии превратилось для граждан в необходимое условие продвижения но службе. Интриги, чинопочитание, угодничество, готовность к безоговорочному выполнению распоряжений вышестоящего начальства формировали особый тип беспринципного партийного функционера периода застоя.
Социальная сфера - область труда, жизни и быта людей формировалась по остаточному принципу, и хотя положение основной части населения в 60-70-х годах улучшалось, но в значительной степени социальные проблемы решались за счет экспорта сырья (нефти и газа). Это позволяло закупать за границей продовольствие и предметы ширпотреба. Кроме того, рост городского населения опережал строительство жилья, появились многолетние очереди.
В 1977 году была принята так называемая "брежневская" Конституция СССР. 6-я статья Конституции узаконила монопольное положение КПСС в качестве стержня советской государственности. В ней указывалось, что КПСС является "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы". В Конституции была изложена «Концепция развитого социализма». Построение общества «развития того социализма» провозглашалась совершившимся фактом. Во вступительной части новой Конституции объявлялось о том, что национальный вопрос в СССР решен окончательно, и создана новая историческая общественность – советский народ.