Теории происхождения государства
Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах возникновения государства. Вследствие этого различными мыслителями в разные времена и в разных странах были созданы теории, по-разному отвечающие на эти вопросы.
Рассмотрим наиболее известные из них.
Одной и/первых возникла теологическая теория.Ее основоположниками были религиозные деятели Востока и средневековой Европы VI—XIII веков. Одним из самых видных авторов этой теории был Фома Аквинский, сформулировавший основные ее положения в своем сочинении «О правлении властителей» (XIIIв.). Смысл данной теории заключается следующем: государство — это результат «божественного промысла»; оно вечно, как исам Бог; государь наделяется Церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать волю Божью за Земле; люди должны беспрекословно подчиняться воле государя.
Не менее древней была и патриархальная теория,основание которой принадлежит Аристотелю (387—322 гг. до Р. X.), написавшему работу «Политика». Окончательно ее развил Филмор в своей книге «Патриарх» (XVII в.). Согласно патриархальной теории, государство — это продукт разросшейся семьи. Являясь первоначальной формой организованного общения, семья затем делится. Но поскольку в людях заложена потребность в общении, а также под влиянием экономических условий, семьи, уверенные в своем общем происхождении, объединяются в племена, союзы племен, народности, объединенные уже общностью исторического прошлого. В этом ряду социальных превращений момент перехода к государственному образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы. Собственно, государственная власть государя, власть монарха.
Значительной теорией происхождения государства является договорная теория,получившая широкое распространение в XVII—XVIII веках. Ее основоположниками являются Г. Гроций («О праве войны и мира»), Т. Гоббс («Левиафан»), Дж. Локк («Два трактата о правлении»), Ж^Ж. Руссо («Об общественном договоре»). По мнению всех указанных мыслителей, люди вынуждены были заключить договор всех со всеми ради соблюдения права и общей пользы. Люди отказались от части своих прав во имя спокойствия и стабильности. Ограничив себя в правах, они ввели запрет делать то, что пагубно для жизни. Таким образом, был заключен договор всех со всеми, позволяющий установить мир. Отказавшись быть единственным гарантом своих естественных прав, люди передали эту обязанность, государству. Сам по себе общественный договор понимался не как исторический факт подписания людьми конкретного документа, который лег в основу появления государства, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились путем молчаливого признания необходимости учреждения некоего .единого объединяющего всех центра.
В XIX веке появилась следующая весьма значительная теория происхождения государства, которую именуют по-разному: классовая, историко-материалистическая, марксистская.Наиболее полно она изложена в книге Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Согласно марксистской концепции государство возникло, прежде всего, в силуэкономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами: Именно этими экономическими изменениями был взорван родовой строй и заменен государством.
Во второй половине XIX века появилась теория насилия.Ее авторами выступили К. Каутский («Материалистическое понимание истории»), Л. Гумплович («Расы и государство), Е. Дюринг («Ценность жизни»). Они объясняли возникновение государства факторами внешнего и внутреннего насилия. Каутский и Гумплович объясняли возникновение государства через завоевание одного племени другим. Именно для подавления порабощенного племени и создается государственный аппарат. По мнению Дюринга, собственность, классы и государство — результат насилия одной части общества над другой.
Тогда же Ж. Гобино в труде «Опыт о неравенстве человеческих рас» была создана расовая теория.Она основывалась на постулате о том, что человеческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях. Их можно разделить на высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низшими по той причине, что они выгодно отличаются от других в вышеперечисленных отношениях. Государство появляется для господства одних рас над другими. Гобино напоминал о том, что большой вклад в создание цивилизации сделали представители белой расы.
Французский этнограф и социолог XX века Леви-Стросс в работе «Структурная антропология» выдвинул (половую) теорию.Суть ее состояла в том, что особенности воспроизводства человека, а именно введение запрета инцеста, т. е. кровосмешения, явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, приведшим к возникновению государства. Поддержание запрета инцеста требовало, в свою очередь, наличия особой группы людей, которые бы занимались, во-первых, контролем за соблюдением запрета, а во-вторых, применением принуждения за его неисполнение. В дальнейшем эта группа людей, специализировавшаяся на поддержании запрета инцеста, стала одновременно выполнять и другие общественные функции. Именно таким образом постепенно и происходило образование государственной структуры.
Другой французский ученый первой половины XIX века Галлер в своем труде «Реставрация политической науки» создал патримониальную теорию.Согласно ей государство выросло из права собственника на землю (патримониум).
В первобытном обществе земля принадлежала общине, племени в целом и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей (они же становятся собственниками земли племени).
Постепенно власть вождей становится государственной. Это не что иное, как медленно, путем продолжительных и незаметных изменений, преобразованная власть собственника над живущими на его земле.
Государственная территория выходит из государевой земли. Государственное хозяйство, финансы образуются постепенно из частного хозяйства вождя. Необходимые расходы долгое время покрываются только за счет частных средств государя. Налоговое обложение рассматривается не как государственная обязанность, а как знак личной подчиненности. Органы подчиненного управления формируются из его частных слуг. Такова суть патримониальной теории.
На рубеже XIX—XX веков французским социологом Г. Тардом («Социальные законы») и русским юристом Л. Петражицким («Теория права и государства в связи с теорий нравственности») была создана психологическая теория.Ее авторы исходили из того, что появление государства и права является результатом, проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и др.
Во второй половине XX века появляется ирригационная теория, которую связывают с именем немецкого ученого К.А. Виттофогеля, написавшего работу «Восточный деспотизм». В этой книге возникновение государства связывается с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах.
Ирригационные работы, являясь довольно сложными и трудоемкими, требовали умелой организации., Ее стали осуществлять специально на то поставленные люди, способные охватить своим умом весь ход ирригационного строительства, организовать выполнение работ, устранить возможные препятствия в ходе строительства. Кроме того, необходимо было эти гигантские ирригационные сооружения всегда держать в порядке и, в частности, защищать каналы от заиливания, обеспечивать по ним судоходство. Это было под силу лишь специально поставленным людям, управленцам-чиновникам, которые в конечном итоге и поработили общество.
4.связь государства и права. Правовое государство
Самим фактом своего существования право обязано государству. Оно производно от него и без государства не существует. С другой стороны, государство также не может существовать без права. Право обеспечивает легитимность государственной власти.
Легитимность – законность установления власти, степень поддержки власти населением государства.
Правовое государство - это государство, вставшее на более высокую ступень своего развития с новыми признаками. Такими новыми признаками дополнительными к обычным признакам государства являются:
1. Народный суверенитет. В государстве только народ реально выступает источником всей власти, которую реализует государство.
2. Господство(верховенство) права. Правовым законам должно подчиняться и само государство.
3. Распределение функций между различными государственными органами с целью предотвращения злоупотребления властью, повышения профессионализма в государственном управлении, осуществления контроля за деятельностью государственных органов.
4. Реальное обеспечение неотъемлемых прав и свобод граждан.
5. Наличие гражданского общества, в котором государство подконтрольно обществу.
5. Понятие и виды Органов государственной власти.
Государственная власть реализуется государственным аппаратом.
Государственный аппарат – это система органов государственной власти (государственных органов) и государственных служащих.
Под государственным органом понимается такое политическое учреждение, которое участвует в осуществлении функций государства и наделенное для этого государственно-властными полномочиями.
По характеру выполняемых задач государственные органы подразделяются на следующие виды:
1. Законодательные органы.
2. Исполнительные органы.
3. Правоохранительные органы.
Законодательные органы избираются населением государства. Поэтому они иногда именуются представительными органами. Указанные органы участвуют в выполнении функций государства путем правотворчества, разрабатывают необходимые законы. В Российской Федерации (РФ) на федеральном уровне это Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы.
Исполнительные органы осуществляют повседневную управленческую деятельность. Действуют во исполнение установленных законов. В процессе своей работы принимают необходимые распоряжения. Поэтому их называют исполнительно-распорядительными органами. В РФ на федеральном уровне это Администрация Президента, Правительство РФ, министерства, комитеты, федеральные службы.
Правоохранительные органы это органы, которые обеспечивают защищенность граждан, организаций, государства, общества от противоправных действий. Особая роль принадлежит судебным органам. Судебные органы рассматривают споры о праве и выступают в качестве органов правосудия. На федеральном уровне имеется Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Также к правоохранительным органам относится прокуратура. На федеральном уровне имеется Прокуратура РФ.
лекция 3.Система социального регулирования. Право как нормативный регулятор