Система органов местного управления, их состав и полномочия
Исполнительный комитет в соответствии с Законом; «О местном управлении и самоуправлении в Республике: Беларусь»:
— разрабатывает и вносит для утверждения в Совет схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан;
— разрабатывает и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального развития, местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении;
— в процессе исполнения местного бюджета исполнительные комитеты вправе вносить в соответствующий Совет свои предложения об изменениях по доходам и расходам этого бюджета;
— областные и Минский городской исполнительные комитеты представляют в республиканский орган государственного управления в области финансов консолидированные бюджеты на очередной финансовый (бюджетный) год и отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий финансовый (бюджетный) год в порядке и сроки, установленные этим органом;
— обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, выполнение решений Совета и решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции;
— организует получение доходов местного бюджета и их использование по целевому назначению, принимает решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;
— распоряжается коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;
— принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности; в порядке, определенном соответствующим Советом, утверждает режим работы таких предприятий, организаций, учреждений и объединений, а также согласовывает режим работы других предприятий, организаций, учреждений и объединений независимо от форм собственности, расположенных на подведомственной ему территории, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;
— дает согласие на размещение на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы;
— заключает договоры с юридическими и физическими лицами;
— кооперирует с согласия собственников средства предприятий, организаций, учреждений и объединений, организует их долевое участие в социальном и экономическом развитии территории;
— осуществляет в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, контроль на подведомственной ему территории за использованием коммунальной собственности;
— отменяет в пределах своей компетенции решения руководителей иных органов местного управления, принятые с нарушением законодательства Республики Беларусь или противоречащие решениям Совета и исполнительного комитета;
— образует по вопросам своей деятельности комиссии, определяет их полномочия и руководит их деятельностью;
— принимает меры по обеспечению и защите интересов территории, местного хозяйства в судебном порядке, а также в вышестоящих органах государственного управления и иных государственных органах;
— решает в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросы землеустройства и землепользования;
— обеспечивает разработку градостроительных проектов на подведомственной ему территории;
— областные и Минский городской исполнительные комитеты вносят в Совет Министров Республики Беларусь предложения для представления на утверждение Президенту Республики Беларусь генеральных планов областных центров и города Минска;
— генеральные планы городов областного подчинения Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь совместно с областными исполнительными комитетами представляет на утверждение в Совет Министров Республики Беларусь;
— принимает решения, направленные на защиту прав и удовлетворение законных интересов граждан, организует прием населения руководителями исполнительного комитета и его структурных подразделений, рассматривает; обращения граждан и принимает по ним решения;
— решает в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросы охраны здоровья, образования, социального и культурного обеспечения, торгового, транспортного, коммунального, бытового и иного обслуживания граждан на соответствующей территории;
— организует разъяснение законодательства Республики Беларусь и оказание юридической помощи населению;
— обеспечивает законность и общественную безопасность на соответствующей территории;
— оказывает нижестоящим исполнительным комитетам и местным администрациям необходимую помощь;
— содействует развитию народных традиций и обычаев на подведомственной территории;
— обеспечивает исполнение законодательства Республики Беларусь по вопросам военной службы всеми должностными лицами и гражданами, а также предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями, расположенными на подведомственной территории;
— осуществляет полномочия, предусмотренные Избирательным кодексом Республики Беларусь, и иными актами законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата, а также по организации обсуждения других важнейших вопросов местного и республиканского значения;
— вносит в установленном порядке предложения о представлении к государственным наградам и поощрениям;
— может выступать учредителем местных средств массовой информации;
— осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и иным законодательством Республики Беларусь.
Исполнительный комитет также решет вопросы, отнесенные к компетенции соответствующего Совета, в пределах полномочий, предоставленных ему Советом или им делегированных.
Исполнительный комитет не вправе вмешиваться в компетенцию соответствующего Совета, а Совет — в компетенцию исполнительного комитета, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и указанным Законом.
Председатели исполнительных комитетов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими Советами. Срок полномочий председателя сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) исполнительного комитета равен сроку полномочий соответствующего Совета, т.е. четырем годам.
В своей деятельности председатель областного (Минского городского) исполнительного комитета подотчетен и подконтролен Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, председатель исполнительного комитета первичного и базового уровней – Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам, а по вопросам, отнесенным к компетенции Совета, подотчетен соответствующему Совету.
Полномочия председателя исполнительного комитета:
— возглавляет исполнительный комитет, обеспечивает взаимодействие исполнительного комитета и соответствующего Совета;
— назначает в установленном Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» порядке первого заместителя, заместителей (заместителя председателя, управляющего делами (секретаря), иных членов исполнительного комитета;
— назначает заместителя (заместителей) главы местной администрации (для городов, имеющих районное деление)
— представляет исполнительный комитет во взаимоотношениях с Советом, другими государственными органа ми, органами территориального общественного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями объединениями и гражданами;
— представляет сессии Совета по мере необходимости, но не реже одного раза в год отчеты о деятельности исполнительного комитета, информирует Совет и граждан о состоянии дел на подведомственной Совету территории;
— организует работу по подготовке заседаний исполнительного комитета, ведет заседания, обеспечивает контроль за реализацией принятых решений;
— подписывает решения и протоколы заседаний исполнительного комитета, издает в пределах своей компетенции распоряжения;
— является распорядителем кредитов по расходной части местного бюджета и внебюджетных средств;
— налагает в соответствии с законодательством Республики Беларусь дисциплинарные взыскания на председателей нижестоящих исполнительных комитетов (глав местных администраций), их заместителей;
— определяет структуру и штаты исполнительного комитета, его управлений, отделов и других подразделений, руководит ими; по согласованию с соответствующими комитетами, управлениями, отделами вышестоящих исполнительных комитетов назначает на должности и освобождает от должностей руководителей отделов, управлений и других подразделений исполнительного комитета;
— назначает на должности и освобождает от должностей иных работников аппарата исполнительного комитета; заключает от имени нанимателя трудовые договоры (контракты) с работниками исполнительного комитета, применяет к этим работникам меры поощрения, налагает на них дисциплинарные взыскания;
— осуществляет общее руководство деятельностью подведомственных исполнительному комитету предприятий, организаций, учреждений и объединений, назначает на должности и освобождает от должностей их руководителей;
— обеспечивает рассмотрение обращений граждан в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан и в пределах своей компетенции принимает меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного их рассмотрения;
— назначает по согласованию с исполнительным комитетом на должности и освобождает от должностей руководителей предприятий, организаций, учреждений и объединений, основанных на коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы;
— руководит гражданской обороной на подведомственной ему территории, в случаях стихийных бедствий, аварий, катастроф принимает меры по спасению людей и сохранению материальных ценностей, нормализации экологической обстановки, имеет право для ликвидации последствий таких чрезвычайных ситуаций привлекать население к выполнению неотложных общественно необходимых работ и использовать материально-технические ресурсы расположенных на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений независимо от форм собственности;
— осуществляет на подведомственной ему территории в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, вод, лесов, недр, растительного и животного мира;
— приостанавливает деятельность предприятий, организаций, учреждений и объединений, а также строительство объектов на подведомственной ему территории при нарушении природоохранного и иного законодательства Республики Беларусь;
— распоряжается имуществом и финансовыми ресурсами исполнительного комитета;
— осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, в том числе решениями Совета и исполнительного комитета.
В соответствии со ст.11 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе является местная администрация с правами юридического лица.
Местные администрации входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.
В состав местной администрации входят:
— глава местной администрации;
— его заместители;
— члены местной администрации.
Глава местной администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке. Заместитель (заместители) главы местной администрации назначается на должность и освобождается от должности председателем городского исполнительного комитета. Другие члены местной администрации, а также сотрудники местной администрации назначаются на должность и освобождаются от должности главой местной администрации. Заседания местной администрации проводятся ее главой по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава местной администрации.
Решения местной администрации принимаются простым большинством голосов от установленного состава местной администрации.
Структура и штатная численность местной администрации утверждаются городским исполнительным комитетом.
Полномочия местной администрации:
— обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь и выполнение решений вышестоящих исполнительных комитетов и Советов, принятых в пределах их компетенции;
— разрабатывает и вносит на рассмотрение городского исполнительного комитета схему управления территорией и ее развития, предложения о структуре и штатной численности местной администрации;
— распоряжается коммунальной собственностью города в пределах полномочий, предоставленных соответствующим городским Советом;
— организует получение бюджетных и иных доходов и осуществляет контроль за их целевым использованием;
— кооперирует с согласия собственников средства предприятий, организаций, учреждений и объединений, организует их долевое участие в социальном и экономическом развитии территории;
— вносит на рассмотрение Советов и их органов, исполнительных комитетов предложения по всем вопросам местного значения и участвует в их рассмотрении;
— организует в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, контроль за охраной атмосферного воздуха, вод, лесов, недр, растительного и животного мира, а также за использованием коммунальной собственности;
— организует работу органов территориального общественного самоуправления, созывает собрания, в том числе собрания уполномоченных представителей граждан соответствующей территории (далее – собрание уполномоченных), обеспечивает выполнение их решений;
— обеспечивает рассмотрение обращений граждан в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан и в пределах своей компетенции принимает меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного их рассмотрения;
— разрабатывает и вносит на рассмотрение городского исполнительного комитета сметы расходов местной администрации, обеспечивает их исполнение;
— решает вопросы, связанные с землепользованием, в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь;
— организует строительство и ремонт жилищного фонда, дорог, контроль за содержанием улиц, кварталов, придомовых территорий;
— содействует созданию и функционированию предприятий по обслуживанию населения соответствующей территории;
— решает вопросы, связанные с укреплением общественного порядка;
— организует контроль за обеспечением противопожарных мероприятий и безопасности на водах;
— представляет интересы соответствующего района в государственных органах, в отношениях с предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями;
— организует работу по содержанию в надлежащем состоянии памятников природы, истории и культуры, культовых сооружений;
— решает вопросы трудоустройства, образования, профессиональной подготовки, социально-культурного, медицинского, торгового, транспортного, бытового и иного, обслуживания граждан, проживающих на соответствующей территории, в пределах и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь;
— содействует развитию народных традиций и обычаев;
— может выступать учредителем местных средств массовой информации;
— осуществляет полномочия, предусмотренные Избирательным кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата;
— осуществляет иные предусмотренные законодательством Республики Беларусь полномочия, предоставленные ей соответствующим исполнительным комитетом, Советом.
Полномочия главы местной администрации:
— руководит деятельностью местной администрации;
— утверждает по согласованию с председателем городского исполнительного комитета персональный состав местной администрации, за исключением заместителей главы местной администрации;
— организует работу по подготовке заседаний местной администрации, ведет эти заседания;
— обеспечивает рассмотрение обращений граждан в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан и в пределах своей компетенции принимает меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного их рассмотрения;
— организует и контролирует выполнение решений местной администрации;
— распределяет функции между своими заместителями, другими сотрудниками местной администрации;
— подписывает договоры, финансовые и банковские документы, является распорядителем кредитов;
— применяет к сотрудникам местной администрации меры поощрения, налагает на них в соответствии с законодательством Республики Беларусь дисциплинарные взыскания;
— представляет местную администрацию в отношениях с другими государственными органами, предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями и гражданами;
— подписывает решения местной администрации и протоколы ее заседаний, издает в пределах своей компетенции распоряжения;
— осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Местная администрация подотчетна и подконтрольна городскому исполнительному комитету.
Городские Советы по предложению соответствующих исполнительных комитетов утверждают сметы расходов местных администраций, а также отчеты об их исполнении.
Местная администрация не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед городским исполнительным комитетом, а также информирует граждан о своей деятельности.