Тема 4. Административное предупреждение и административное пресечение в деятельности органов государственной охраны
Учебные вопросы темы:
1. Понятие, характерные черты и классификация мер административного предупреждения, применяемых сотрудниками органов государственной охраны
2. Понятие, характерные черты и классификация мер административного пресечения, применяемых сотрудниками органов государственной охраны
3. Дела об административных правонарушениях, подведомственные ФСО России
При изучении первого вопроса рассмотреть:
Государственная охрана осуществляется на основе принципа приоритета предупредительных мер.
Меры административного предупреждения представляют собой средства и способы административно-правового характера, используемые сотрудниками органов государственной охраны для предупреждения угроз безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов.
К отличительным чертам мер административного предупреждения, применяемых сотрудниками органов государственной охраны, относятся:
– основанием их применения является наступление установленных законодательством условий;
– характеризуются отсутствием правонарушения и вины тех, в отношении кого они применяются;
– направлены на предупреждение угроз безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов;
– по времени они всегда предшествуют совершению правонарушения;
– они представляют собой предусмотренные законодательством действия сотрудников или правоприменительные акты.
Меры административного предупреждения делятся на две группы:
1) меры, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений на охраняемых объектах и на трассах проезда объектов государственной охраны;
2) меры, осуществляемые в целях предупреждения угроз безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.
Мерами, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений, являются:
– проверка документов, удостоверяющих личность;
– проверка документов на транспортные средства и перевозимые грузы;
– проведение при выходе (выезде) с охраняемого объекта личного досмотра, досмотра находящихся при гражданах вещей, досмотра транспортных средств и перевозимых на них грузов;
– задержание и доставление в служебное помещение лиц, подозреваемых в совершении противоправных посягательств на охраняемых объектах и на трассах проезда объектов государственной охраны;
– использование в служебных целях транспортных средств, принадлежащих организациям, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения преступлений.
К мерам, осуществляемым в целях предупреждения угроз безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов, относятся:
– привлечение сил и средств обеспечения безопасности, необходимых для участия в подготовке и проведении охранных мероприятий или защите охраняемых объектов;
– проведение при проходе (проезде) на охраняемый объект личного досмотра, досмотра находящихся при гражданах вещей, досмотра транспортных средств и перевозимых на них грузов;
– осуществление проверки подготовки транспортными организациями предоставляемых объектам государственной охраны транспортных средств, в том числе соблюдения порядка и правил их эксплуатации;
– внесение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, а также в общественные объединения обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов;
– использование в служебных целях средств связи, включая и специальные, принадлежащих организациям, а неотложных случаях и гражданам;
– использование в служебных целях транспортных средств, принадлежащих организациям, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для проезда к месту происшествия с возможным отстранением водителей от управления этими транспортными средствами;
– временное ограничение или запрещение движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств и граждан на отдельные участки местности и объекты, а также по отбуксировке транспортных средств;
–обеспечение соблюдения особых условий использования территорий (акваторий) в зонах охраняемых объектов;
– приостановление производства работ, осуществления хозяйственной и иной деятельности на охраняемых объектах, в зонах охраняемых объектов, а также на трассах проезда и прилегающих к ним территориях (акваториях) до устранения причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны или охраняемых объектов;
– осуществление на охраняемых объектах и на трассах проезда объектов государственной охраны оперативно-технического, радиотехнического, химического, радиационного, экологического, противоэпидемического, санитарно-гигиенического контроля, а также контроля за обеспечением пожарной безопасности, а также контроля за обеспечением пожарной безопасности и государственного ветеринарного надзора;
– получение безвозмездно необходимой информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также от общественных объединений;
– осуществление отбора кандидатов для поступления на военную службу по контракту в органы государственной охраны;
– обмен со специальными службами и, с правоохранительными органами и организациями иностранных государств оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами, а также право договариваться об условиях и о порядке обеспечения личной безопасности объектов государственной охраны при их выезде за пределы территории РФ.
При изучении второго вопроса рассмотреть:
Под мерами административного пресечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые сотрудниками органов государственной охраны в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно опасных последствий, а также в целях создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности.
Признаки мер административного принуждения указывают на то, что эти меры:
представляют собой действия сотрудников органов государственной охраны;
имеют принудительный характер;
применяются в целях пресечения преступлений, административных правонарушений, а также объективно-противоправных деяний;
применяются в установленной законодательством последовательности.
Арсенал мер пресечения весьма разнообразен и включает:
– требование сотрудника охраны прекратить правонарушение;
– задержание и доставление в органы внутренних дел лиц, совершивших или совершающих противоправные посягательства на охраняемых объектах и на трассах проезда;
– наложение ограничения на использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств любого назначения, если они создают радиопомехи связи для нужд органов государственной власти;
– использование в служебных целях транспортных средств, принадлежащих организациям, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организации. А неотложных случаях и гражданам, для преследования и задержания лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении;
– беспрепятственное вхождение в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности при пресечении преступлений, создающих угрозу безопасности объектов государственной охраны, а также при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, если промедление может создать реальную угрозу безопасности объектов государственной охраны;
– приостановление производства работ, осуществления хозяйственной и иной деятельности на охраняемых объектах, в зонах охраняемых объектов, а также на трассах проезда объектов государственной охраны и прилегающих к ним территориях (акваториях) до устранения причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны или охраняемых объектов либо препятствующих защите охраняемых объектов или подержанию необходимых условий их функционирования;
– применение сотрудниками органов государственной охраны физической силы, специальных средств и оружия.
Меры административного пресечения могут быть классифицированы по следующим критериям:
– по методам воздействия меры административного пресечения реализуются в виде средств психического и физического воздействия;
– по форме меры административного пресечения реализуются письменно, посредством совершения действий или словесно;
– по объектам воздействия меры административного пресечения могут быть подразделены на меры административного пресечения, применяемые к физическим лицам, и меры административного пресечения имущественного характера, применяемые к физическим и юридическим лицам.
При изучении третьего вопроса рассмотреть:
Под производством по делам об административных правонарушениях, подведомственных ФСО России понимается деятельность сотрудников органов государственной охраны, сотрудников полиции и судей по всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела об административном правонарушении, разрешению его в соответствии с законом, обеспечению исполнения вынесенного постановления, а также выявлению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
8 декабря 2011 г. законодателем были внесены изменения в Федеральный закон "О государственной охране" и КоАП РФ и ряд иных федеральных законов. Ст. 15 Федерального закона "О государственной охране" была дополнена пп. 5.1, закрепляющим за органами государственной охраны право на осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных КоАП РФ к подведомственности ФСО России.
В развитие указанной правовой нормы ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, определяющая перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, была дополнена нормой, закрепленной в пп. 54.1 наделяющей должностных лиц органов государственной охраны правом составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных:
– ч. 5 ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению сотрудников органов государственной охраны);
– ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор или контроль);
– ч. 1 ст. 19.5 (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор или контроль);
– ст. 19.6 КоАП РФ (непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения);
– ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление сведений или информации);
– ст. 20.17 КоАП (нарушение пропускного режима охраняемого объекта).
Также согласно дополнению, внесенному в ст. 23.46 КоАП РФ, директор ФСО России, его заместители, руководители подразделений ФСО России и их заместители были наделены правом рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных:
– ч. 3 ст. 13.5 КоАП РФ – нарушение правил охраны линий или сооружений связи, если это нарушение вызвало повреждение линий или сооружений связи для нужд органов государственной власти либо линий или сооружений связи, предоставленных для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка;
– ч. 4 ст. 15 КоАП РФ – несоблюдение должностными лицами требований нормативных документов об обеспечении бесперебойной работы линий передач, трактов и каналов, предоставленных для нужд органов государственной власти, обороны, безопасности и охраны правопорядка.
Следовательно, с 8 декабря 2011 г. законодатель наделил отдельных должностных лиц органов государственной охраны правами в области производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на осуществление государственной охраны.
Административные правонарушения, отнесенные КоАП РФ к подведомственности ФСО России, могут быть классифицированы по различным основаниям. Наиболее важное прикладное значение имеет их классификация в зависимости:
– от объекта административного правонарушения, т. е. охраняемых законом интересов которым причиняется вред или создается непосредственная угроза причинения вреда;
– от количества стадий административного производства, реализуемых должностными лицами органов государственной охраны.
В зависимости от объекта все административные правонарушения, отнесенные КоАП РФ к подведомственности органов государственной охраны, можно разделить на две группы:
– административные правонарушения, посягающие на осуществление отдельных мер государственной охраны;
– административные правонарушения, посягающие на защиту особо охраняемых территорий и находящихся на них природных ресурсов.
К административным правонарушениям, посягающим на осуществление отдельных мер государственной охраны, относятся административные правонарушения, предусмотренные: ч. 3 ст. 13.5 КоАП РФ (нарушение правил охраны линий или сооружений связи, если это нарушение вызвало повреждение линий или сооружений связи для нужд органов государственной власти либо линий или сооружений связи, предоставленных для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка), ч. 4 ст. 15 КоАП РФ (несоблюдение должностными лицами требований нормативных документов об обеспечении бесперебойной работы линий передач, трактов и каналов, предоставленных для нужд органов государственной власти, обороны, безопасности и охраны правопорядка), ч. 5 ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению сотрудников органов государственной охраны), ч. 1 ст. 19.4 (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор или контроль), ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор или контроль), ст. 19.6 КоАП РФ (непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения), ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление сведений или информации) и ст. 20.17 КоАП РФ (нарушение пропускного режима охраняемого объекта).
Ко второй группе административных правонарушений относится административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.39 КоАП РФ (нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях).
В зависимости от того, какое количество стадий производства по делу об административном правонарушении осуществляется в органах государственной охраны, административные правонарушения могут быть разделены на две группы:
– административные правонарушения, по которым в органах государственной охраны осуществляются три стадии производства по делу об административном правонарушении;
– административные правонарушения, по которым в органах государственной охраны реализуется только стадия возбуждения дела об административном правонарушении.
К первой группе административных правонарушений относятся правонарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 13.5 и ч. 4 ст. 15 КоАП РФ. По указанным составам административных правонарушений должностные лица органов государственной охраны возбуждают дело об административном правонарушении, рассматривают возбужденное дело, а в случае поступления вышестоящему должностному лицу органов государственной охраны жалобы на вынесенное постановление по делу об административном правонарушении осуществляют стадию пересмотра постановлений.
Ко второй группе административных правонарушений относятся правонарушения, предусмотренные ч. 5 ст. 19.3, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7 и ст. 20.17 КоАП РФ. По указанным составам административных правонарушений сотрудники органов государственной охраны осуществляют только стадию возбуждения дела об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным должностными лицами органов государственной охраны с момента:
– составления протокола о доставлении при выявлении административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.3 или 20.17 КоАП;
– составления протокола об административном правонарушении.
После его составления протокол об административном правонарушении направляется судье или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении,. Административные правонарушения, предусмотренные ч. 5 ст. 19.3, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7 КоАП РФ рассматриваются судьей, а административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.17 КоАП – органами внутренних дел (полицией).