Компетенция Президента РФ, его взаимоотношения с другими государственными органами, акты Президента РФ. 6 страница

Не подлежит ограничению также весь блок личных прав и свобод, относящихся к сфере конституционных гарантий правосудия и уголовного судопроизводства.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие права принято называть основными?

2. Изобразите схематически классификацию прав и свобод человека.

3. Как соотносятся понятия права и свободы?

4. Охарактеризуйте три группы основных прав человека.

5. Назовите основные обязанности человека и гражданина в РФ.

6. Охарактеризуйте роль Уполномоченного по правам человека в РФ.

7. Назовите три группы основных гарантий прав и свобод человека в РФ.

8. Какие личные права в сфере правосудия закреплены Конституцией РФ?

9. Насколько абсолютна неотчуждаемость прав и свобод человека?

Библиографический список

Основной

Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. / М. В. Баглай. — 8-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2009. — 800 с. — Гл. 10–16.

Козлова, Е. И. Конституционное право России : учеб. / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2008. — Гл. 8–13.

Конституционное право России : учеб. / А. В. Безруков и др. ; отв. ред. : А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — М. : Норма, 2008. — Гл. 7–14.

Раздел 4. Федеративное устройство России и система органов власти федеративного государства

9. Конституционно-правовой статус России как федеративного государства

Учебные цели: усвоение конституционных основ федеративного устройства Российской Федерации, статуса Российской Федерации и ее субъектов.

План

9.1. Понятие и формы государственного устройства.

9.2. Статус Российской Федерации как суверенного федеративного государства.

9.1. Понятие и формы государственного устройства

Государственное устройство — это структура государства, определяющая наличие или отсутствие в его составе других государств или государственных образований, статус этих образований и государства в целом, разграничение между ними предметов ведения, основы их взаимоотношений.

Различают три основные формы государственного устройства:

— унитарное государство — это единое государство, основанное на концентрации властных полномочий в центре, на единой конституции и едином законодательстве;

— федеративное государство — это конституционный или договорный союз нескольких государств или государственных образований, имеющих определенную самостоятельность. Этот союз основан на разграничении властных полномочий, когда каждый субъект федерации имеет свою конституцию или устав и свое законодательство, признавая при этом высшую юридическую силу федеральной конституции и федеральных законов. Обычно федерации образуются путем объединения двух или нескольких государств (договорный характер) либо путем признания отдельных национально-государственных образований и административно-территориальных единиц субъектами федерации (конституционно-правовой характер);

— конфедерация — объединение нескольких суверенных государств, имеющих собственные органы государственной власти, но при этом создаются специальные общие органы для координации действий в решении некоторых общих задач — военных, экономических, внешнеполитических и т. п. Это объединение имеет, скорее, международно-правовой характер.

Субъекты федеративного государства формально являются унитарными государствами с ограниченным суверенитетом.

9.2. Статус Российской Федерации
как суверенного федеративного государства

Россия, многие столетия бывшая единым централизованным государством, после падения монархического режима и победы Великой Октябрьской социалистической революции, в январе 1918 г., на III Всероссийском съезде Советов в принятой Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа была провозглашена как Федерация советских национальных республик. После создания СССР в 1922 г. Российская республика, являясь одним из равноправных субъектов Союза, оставалась формально федеративным государственным образованием асимметричного типа. Наряду с различными автономными образованиями, являвшимися субъектами Федерации, в ней было значительное число областей и краев, не являвшихся субъектами Федерации.

Новый этап федеративного развития России формально наступил в 1990 г. после принятия Декларации о государственном суверенитете, а практически — в 1991 г. после распада СССР. Важную роль при этом сыграл Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подписанный 31 марта 1992 г.

 
Федеративный договор 1992 г. назвал субъектами Федерации наряду с национальными образованиями все области и края, а также еще два города федерального значения. Все они получили общее наименование — субъекты Российской Федерации. Окончательно вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации был решен при принятии новой Конституции Российской Федерации в 1993 г.

 
После принятия Конституции Российской Федерации Конституционный Суд неоднократно в своих постановлениях подчеркивал, что республики, несмотря на то, что они названы государствами, не обладают государственным суверенитетом, на который некоторые из них претендовали.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. на момент ее принятия в состав Российской Федерации входили 89 равноправных субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов. Конституцией предусматривается возможность принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Федерации. Выход отдельных субъектов из Федерации не предусмотрен.

С 2003 г. начался процесс создания новых субъектов Федерации путем объединения уже существующих субъектов. В результате по состоянию на 1 января 2011 г. в состав Российской Федерации входят 21 республика, девять краев, 46 областей, два города федерального значения, одна автономная область, четыре автономных округа. Всего насчитывается 83 субъекта Российской Федерации.[5]

Федеративное устройство Российской Федерации основано на принципах, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Это — государственная целостность Российской Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и Федеративным договором.

Характеристика конституционно-правового статусаРоссийской Федерации включает следующие положения:

¾ суверенность — обладание всей полнотой государственной власти на всей территории Российской Федерации;

¾ наличие Конституции и собственного законодательства;

¾ территориальная целостность;

¾ единое федеральное гражданство;

¾ общие для всей Федерации высшие органы государственной власти;

¾ единая федеральная система права;

¾ федеральная собственность;

¾ единая денежная, налоговая и таможенная система Российской Федерации;

¾ единые вооруженные силы Российской Федерации;

¾ единый государственный язык на всей территории Российской Федерации — русский язык;

¾

 
право международных и внешнеэкономических отношений с иностранными государствами (абсолютная правоспособность);

¾

 
государственные символы — государственные флаг, герб, гимн, столица, государственные награды.

Важной характеристикой статуса федеративного государства является круг предметов ведения, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации и в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В исключительном ведении Российской Федерации находятся:

А. В сфере государственного строительства: принятие и изменение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и контроль за их исполнением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; гражданство Российской Федерации, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов власти и их формирование; судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское, арбитражное законодательство; основы федеральной политики в области государственного и национального развития; государственные награды и звания; государственная служба.

Б. В экономической сфере: управление федеральной государственной собственностью, основы федеральной политики экономического, социального, культурного развития Российской Федерации; правовые основы единого рынка, финансы, денежная эмиссия, ценовая политика, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе; метеослужба, стандарты, эталоны, геодезия и картография, статистика и бухгалтерский учет.

В. В сфере международных отношений и защиты суверенитета: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения Российской Федерации; оборона и безопасность, оборонное производство, продажа и покупка оружия, ядов, наркотиков; защита государственной границы Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

А. В сфере государственного строительства: обеспечение соответствия конституций, уставов, законов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности; общие вопросы воспитания, образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты и др.; административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательство; кадры судебных и правоохранительных органов; общие принципы организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Б. В экономической сфере: разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и др.; борьба с катастрофами, стихийными бедствиями; общие принципы налогообложения.

В. В сфере международных отношений: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации; выполнение международных договоров Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им часть своих полномочий, и наоборот.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные формы государственного устройства.

2. Дайте определение федеративного государства.

3. Чем отличается договорная федерация от конституционной?

4. Какие принципы федеративного устройства заложены в Конституции РФ?

5. Какое принципиальное отличие по субъектному составу РФ появилось в 1992 г.?

6. Какие процессы привели к сокращению количества субъектов РФ после 2003 г.?

7. В чем сущность принципа совместного ведения?

8. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус Российской Федерации.

9. Сравните содержание ст. 71, 72, 73 Конституции РФ о предметах ведения.

10. Определите приоритетность законов и других нормативных актов, принимаемых по различным предметам ведения.

10. Субъекты Российской Федерации и их административно-территориальное устройство

Учебные цели: усвоение понятия административно-территориального устройства и основных административно-территориальных единиц.

План

10.1. Статус субъектов Российской Федерации

10.2. Понятие и принципы административно-территориального устройства.

10.3. Виды административно-территориальных единиц, их характеристика.

10.1. Статус субъектов Российской Федерации

В отличие от большинства федеративных государств, в состав Российской Федерации входят различные субъекты, формально равноправные, но фактически имеющие неодинаковый статус. Он определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик, уставами субъектов, Федеративным договором, а также договорами о разграничении полномочий и предметов ведения, которые заключались в 90-е годы между Российской Федерацией и отдельными субъектами Федерации (всего около 40 договоров). В настоящее время из них остался один договор с Татарстаном. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Характеристикастатуса республики в составе Российской Федерации:

1) республика является государством в составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории в рамках своих полномочий (хотя и не обладает государственным суверенитетом);

2) республика обладает:

¾ территорией, определяемой ее государственной границей. Граница может быть внутренняя и внешняя, граница между субъектами Российской Федерации может быть изменена с их взаимного согласия и согласия Совета Федерации Российской Федерации;

¾ конституционно-правовой системой;

¾ государственной собственностью;

¾ своим государственным языком (наряду с русским);

¾ международной правосубъектностью (ограниченной);

¾ государственными символами — гербом, флагом, гимном, столицей;

¾ некоторые республики (например, Дагестан) в нарушение Конституции РФ имеют свое гражданство;

3. предметами совместного ведения с Российской Федерацией и предметами исключительного ведения республики.

Статусдругих субъектов Российской Федерации имеет свои особенности:

¾ область, край, город федерального значения, автономная область и автономный округ являются государственными образованиями с административными границами, а не государствами;

¾ они имеют устав, а не конституцию;

¾ имеют административный центр, а не столицу;

¾ не имеют своего гражданства;

¾ не имеют второго государственного языка.

Вне пределов ведения Российской Федерации (исключительного и совместного) субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории.

Предметыисключительного ведения субъектов Российской Федерацииопределяются самими субъектами Российской Федерации самостоятельно при разработке своих конституций и уставов с учетом требований Конституции Российской Федерации.

Как правило, к предметам исключительного ведения относятся: принятие конституций, уставов, законов, внесение в них изменений, контроль за их исполнением; установление системы органов власти субъектов Российской Федерации и их формирование; принятие второго государственного языка (только в республиках); распоряжение государственной собственностью субъекта Российской Федерации; разработка и реализация социально-эконо­мических и иных программ; административно-террито­риальное устройство; организация и обеспечение деятельности органов местного самоуправления; международная правосубъектность (ограниченная); установление государственной символики, наград, почетных званий и др.

Характеризуя конституционно-правовой статус Российской Федерации и ее субъектов, необходимо обратить особое внимание на приоритетность законов и других нормативных актов, принимаемых по различным предметам ведения.

По предметам ведения Российской Федерацией принимаются только федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации по этим вопросам не имеют права принимать свои законы.

По предметам совместного ведения принимаются федеральные законы и в соответствии с ними не противоречащие им нормативные акты субъектов Российской Федерации.

По предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации издаются только законы субъектов, имеющие приоритет в этой сфере над федеральными законами, которые в соответствии с принципом разграничения вообще не должны приниматься по этим вопросам.

10.2. Понятие и принципы
административно-территориального
устройства

Административно-территориальное устройство — это деление территории государства на части (области, провинции, штаты и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует система органов государственной власти и местного самоуправления. Их принято называть административно-территориальными единицами.

Главная задача административно-территориального устройства — обеспечение функционирования государственного механизма, четкой работы государственного аппарата, его связи с органами местного самоуправления, с населением. Не менее важными остаются цели фискальные, т. е. организация сбора налогов с населения, и цели полицейские — обеспечение общественного правопорядка на данной территории.

В царской России была весьма высокая степень централизации страны с жестким подчинением низовых структур верхам. На ее территории (в современных границах) было 56 губерний и областей, 476 уездов и округов и 10 606 волостей. Некоторые окраинные губернии объединялись в генерал-губернаторства.

В первые годы советской власти была проведена административная реформа, основанная на новых принципах, учитывающих интересы хозяйственного и культурного развития страны в целом и отдельных ее областей и районов, обеспечивающих потребности свободного развития всех наций и народностей России.

Важнейшим принципомадминистративно-территори­ального устройства является экономический принцип. При установлении границ областей, районов учитываются естественно-исторические и экономические условия, наличие природных ресурсов, профиль и уровень хозяйственного развития, пути сообщения, количество и плотность населения, наличие центров экономического тяготения. Экономический принцип способствует развитию производительных сил страны и дает возможность местным органам самостоятельно решать хозяйственные и социально-экономические задачи.

В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, важную роль играет национальный принцип, предполагающий необходимость всестороннего учета национального состава населения, проживающего на данной территории. Успешное решение органами государственной власти и местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, возможности лучшего удовлетворения его нужд и запросов, опоры на его инициативу и самодеятельность. Поэтому необходимость максимального приближения государственного аппарата к населению также учитывается при административно-территориальном устройстве Российской Федерации. Учитывается также необходимость приближения государственного аппарата к экономически важным предприятиям (промышленным, добывающим, сельскохозяйственным), что обеспечивает возможность оперативного влияния на развитие экономики.

Ранее вопросы административно-территориального устройства внутри субъектов Российской Федерации решались в Москве Президиумом Верховного Совета, теперь это относится к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации.

10.3. Виды
административно-территориальных
единиц, их характеристика

Многие авторы считают, что административно-терри­ториальное устройство присуще только субъектам Российской Федерации, но практически деление Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2010 г.) на 83 равноправных субъекта есть первый федеральный уровень административно-территориального деления страны.

Административно-территориальное деление внутри субъектов Российской Федерации ведется на основании их законов. Например, в соответствии с законом Новосибирской области административно-территориальное устройство (деление) области — это территориальная организация области, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, в соответствии с которыми строится система органов государственной власти и местного самоуправления.

Административно-территориальная единица — это часть территории области в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, имеющая установленный законом статус, название и находящаяся в юрисдикции органов государственной власти и местного самоуправления.

В большинстве субъектов Российской Федерации по-прежнему сохраняется два уровня деления: базовый и первичный.

Базовыйуровень представляет собой деление территории субъектов Российской Федерации на сельские районы и города республиканского, краевого, областного значения.

Первичный уровень — это деление районов на города районного значения, поселки, сельсоветы (есть районы, состоящие только из сельсоветов), а городов областного (и другого) значения — на городские районы.

Существуют следующие административно-территори­альные единицы:

— Республика, край, область, автономная область — это наиболее крупные административно-территориальные единицы в составе Российской Федерации, представляющие собой сложный хозяйственный комплекс с индустриальными центрами и сельскохозяйственными районами.

¾ Города федерального значения (ГФЗ) — Москва и Санкт-Петербург. Это наиболее крупные политические и экономические, культурные и административные центры. Кроме того, Москва имеет статус столицы Российской Федерации, а Санкт-Петербург — бывшая столица России и второй по величине город в стране.

¾ Автономные округа — это форма национально-государственного устройства для малых народов Севера и Дальнего Востока. Они, как правило, входят в состав областей и краев. Чукотский автономный округ выделился из состава Магаданской области и стал самостоятельной административно-территориальной единицей.

¾ Район (муниципальный район) — основная административно-территориальная единица в сельской местности. Ведущее место здесь принадлежит сельскохозяйственному производству и переработке сельхозпродукции. Кроме того, это важнейшая база всех видов социально-культурного обслуживания всего сельского населения района.

Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. По подчиненности, численности населения, промышленному и культурному уровню города делятся на две основные группы.

¾ Города республиканского, областного и другого значения — это административные центры субъектов Российской Федерации и наиболее крупные города с населением более 50 тыс. человек, в них сосредоточен промышленный потенциал региона, это центры экономического тяготения, культурные и научные центры. В Новосибирской области к ним относятся: Новосибирск, Бердск, Куйбышев, Барабинск, Татарск, Искитим, Обь. Эти города могут иметь статус городского округа, приравненного к статусу муниципального района. ВНовосибирской области статус городского округа имеют города Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь, а также наукоград Кольцово.Особый статус наукограда получают городские поселения, являющиеся центрами науки. В городах с населением более 100 тыс. человек могут создаваться городские районы.

¾ Города районного значения — промышленные и культурные центры с числом жителей не менее 12 тыс. человек. Иногда ставится условие, чтобы рабочие, служащие и члены их семей составляли не менее 85 %.

К городским поселениям относятся также поселки городского типа, отличающиеся от городов меньшими размерами территории и меньшей численностью населения. Выделяются три типа поселков:

— рабочий поселок — населенный пункт с числом жителей не менее 3 тыс. человек, на территории которого имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, научные центры и другие экономически важные объекты;

— курортный поселок — населенный пункт в курортной зоне с населением более 2 тыс. человек, при условии, что количество ежегодно приезжающих на отдых и лечение составляет более 50 % от числа постоянного населения;

— дачный поселок — населенный пункт, обслуживающий крупные города в качестве мест летнего отдыха.

Самой многочисленной административно-территори­альной единицей в настоящее время являются сельские поселения: села, станицы, деревни, хутора, аулы и т. д. Большая часть их жителей занята сельским хозяйством и его обслуживанием. Территория сельского поселения в качестве административно-территориальной единицы называется сельским муниципальным образованием.

Особенности административного деления есть в городах федерального значения. Например, Москва делится на административные округа (базовый уровень), а они — на муниципальные районы (первичный уровень).

С учетом мнения большинства населения могут создаваться национальные районы и сельсоветы.

Кроме того, могут создаваться закрытые административно-территориальные образования, на территории которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан, их статус определяется федеральным законом.

Во всех городах существуют внеадминистративные образования, называемые микрорайонами, вних могут создаваться органы территориального общественного самоуправления.

В 2000 г. указом Президента Российской Федерации территория страны была разделена на семь федеральных округов (в 2009 г. создан восьмой федеральный округ — Северо-Кавказский). В них были назначены полномочные представители Президента Российской Федерации, которые, без сомнения, будут оказывать определенное влияние на решение задач, стоящих перед административно-терри­ториальным устройством страны.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

2. Назовите отличия статуса республик от иных субъектов РФ.

3. Дайте определение административно-территори­ального устройства государства.

4. Назовите основные принципы административно-территориального устройства.

5. Назовите три основных уровня административно-территориального устройства в РФ.

6. Какие административно-территориальные единицы входят в состав областей, краев?

7. Какие административно-территориальные единицы входят в состав районов?

8. Каково соотношение понятий город и городской округ?

9. Каково соотношение понятий сельский населенный пункт и сельское поселение?

10. Охарактеризуйте понятие закрытые административно-территориальные образования.

11. Конституционная система
органов государственной власти
Российской Федерации

Учебные цели: усвоение понятий государственные органы и системы органов государственной власти.

План

11.1. Понятие и признаки органа государства.

11.2. Система и виды органов государства.

11.1. Понятие и признаки органа государства

Одна из главных функций любой конституции является устройство государственной власти, создание определенной системы ее органов, обеспечивающих эффективную работу всего государственного механизма.

 
Государство занимает центральное место в сложной структуре политической системы общества. В то же время оно само представляет сложную организацию, состоящую из многих элементов, которые и составляют систему органов государства.

Многообразие сфер социальной жизни, требующих государственного руководства, предопределяет сложность и разветвленность этой системы. Многие из государственных органов названы в Конституции Российской Федерации, где также закреплены их статус, порядок формирования, работы и взаимодействия друг с другом. В первую очередь, это федеральные органы государственной власти: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Кроме них, в систему входят и многие другие, создание которых вытекает из функций и полномочий конституционных органов. Система власти, таким образом, состоит из разветвленных подсистем, из большого числа соподчиненных органов разного уровня.

 
Органы государственной власти являются предметом для изучения различными юридическими дисциплинами. Особенность же конституционного права заключается в том, что оно рассматривает основные стороны их организации и деятельности: общие принципы организации и деятельности государственных органов; правовой статус важнейших органов власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами Российской Федерации и ее субъектов.

Наши рекомендации