Тема 3. история международного права и его науки
Международно-правовой науке известно в основном два подхода к проблеме периодизации процесса развития международного права: один из них — “хронологический” — состоит в подразделении этого процесса на отдельные этапы, образующие в своей совокупности единую цепь большей или меньшей протяженности во времени; другой выражается в попытках обосновать связанность указанного процесса с закономерностями, выводимыми из установок идеологического либо даже сугубо политического порядка и базирующимися на теологических, философских или же классовых догматах.
Долгие годы отечественная доктрина международного права придерживалась позиции, согласно которой “научная периодизация истории международного права опирается на марксистско-ленинское учение об исторических типах государства, соответствующих определенным классовым общественно-экономическим формациям” Из такой посылки делался вывод о том, что в определенные конкретные периоды развития цивилизации существовали и функционировали в качестве самостоятельных рабовладельческое, феодальное, буржуазное, а затем и социалистическое международное право Утверждалось, что каждая из этих правовых систем, якобы характеризовавшаяся принципиальными отличиями от всех других, уступала свое место на исторической сцене другой, что сопровождалось ликвидацией всего арсенала юридических норм, принципов и институтов, образовавшихся в предыдущую эпоху, и возникновением новых по своей социальной сущности международных отношений, а также “соответствующего им международного права с новыми принципами и институтами”.
Постепенное осознание международниками-теоретиками наличия органической связи между различными этапами развития человеческой истории и всеми ее компонентами, включая юридические средства регулирования международных отношений, повлекло за собой изменение изложенной выше позиции. Такое изменение выразилось в разработке концепций, базирующихся на “хронологическом” подходе к периодизации международного права с учетом современного уровня знаний относительно того, как оно возникло, обогащало свой нормативный потенциал, совершенствовало методы регулирования правоотношений различных видов, охватывая все новые и новые области межгосударственной деятельности. Представляется вполне оправданным, что концепция, принятая за основу периодизации в данном практикуме, поскольку она обобщает многие попытки подобного рода, исходит из подразделения истории международного публичного права на четыре периода: 1-й — международное, право Древнего мира, 2-й — международное право Средневековья, 3-й — международное право Нового времени или “классическое международное право”, 4-й — международное право Новейшего времени или современное международное право.
Характеризуя 1-й и 2-й периоды истории развития международного права, можно выделить, в числе прочих, такие основные черты возникавших тогда (4000 г. до н. э.— 476 г. н. э. и 476 — 1648 гг.) межгосударственных юридических норм, принципов и институтов как их “обычный” характер и регионализм, что объясняется главным образом влиянием на международные отношения факторов географического порядка, затруднявших или вовсе исключавших возможности вступления государств в регулярное и тесное общение. Несмотря на это, нельзя не обратить внимания на поразительное сходство формировавшихся в те эпохи в разных концах мира — на Дальнем Востоке, в Южной Азии, на Ближнем Востоке, в Средиземноморье (Балканский и Апеннинский полуострова) — комплексов общеобязательных правил поведения в части ведения внешних сношений (неприкосновенность послов, покровительство иностранным купцам, дипломатический этикет), заключения межгосударственных соглашений (становление порядка их выработки и единообразной структуры, установление гарантий выполнения, формирование принципа неукоснительного соблюдения их предписаний — “пакта сунт серванда”, а также порядка прекращения их действия), гуманизации средств и способов ведения военных действий, мирных средств улаживания международных споров (посредничество, арбитраж), заключения межгосударственных союзов в целях поддержания мира и безопасности (симмахии, амфиктионии, фратрии городов-полисов Древней Греции), ведения торговых сношений, порядка оформления начала и окончания войны и др.1.
В период средневековья нормативный массив международного права продолжал пополняться общеобязательными правилами для регулирования процедуры заключения международных договоров (устная и письменная форма, единый “дипломатический” — латинский — язык, многообразие объектов, подпадающих под конвенционное регулирование), мирного улаживания споров между государствами (арбитраж с участием представителей церкви или светских властей), положения послов и посольств (дипломатические почести, привилегии и преимущества, учреждение дипломатических представительств в качестве постоянных органов государства за границей), консулов и консульств (превращение этого института их факультативного, действовавшего на добровольной основе, в официальный орган аккредитующего государства); все более четко регламентируется правовой режим иностранцев, участников военных действий, мирного населения, раненых и больных, нейтральных государств; начинают формироваться отдельные институты морского права, включая принцип свободы открытого моря; постепенно складывается понятие субъекта международного права, каковой статус распространяется уже не только на монархов и государства, но также и на церковные учреждения (Святой Престол, некоторые религиозные объединения — ордена) и вольные города; развивается и наполняется правовым содержанием понятие государственного суверенитета, объем которого приравнивается к суверенитету государей (монархов).
Весьма существенное развитие международное право претерпевает в течение 3-го периода (1648 — 1917 гг.), начавшегося с заключения Вестфальского трактата, которым была подведена черта под кровопролитной и разорительной общеевропейской Тридцатилетней войной. Фактически впервые в истории с участием всех государств региона, выступавших как равноправные партнеры, в официальном документе получили закрепление принципы политического равновесия, независимости светской власти от церковного диктата, суверенного равенства государств; была сформулирована декларативная теория признания вновь возникающих государств, предусмотрено применение коллективных санкций против агрессора, зафиксировано прохождение границ между государствами Европы на момент заключения трактата (“ути поссидетис”). Сам факт созыва Вестфальского конгресса, можно сказать, инициировал последующую практику рассмотрения важнейших вопросов международных отношений на представительных форумах государств —конгрессах и конференциях.
Еше одной вехой в истории развития международного права стал Венский конгресс 1814—1815 гг., оформивший результаты антинаполеоновского сотрудничества крупнейших держав Европы, причем его решениями были подтверждены сложившиеся к моменту окончания войны государственные границы, оказано содействие установлению статуса постоянного нейтралитета отдельных государств (Швейцария), запрещена торговля неграми, положено начало установлению юридического статуса международных рек, на которые распространено действие принципа свободы торгового судоходства (Рейн, Мозель, Шельда, Маас), дан импульс становлению права международных организаций (Рейнская комиссия, Священный союз), кодифицирована практика подразделения дипломатических представителей на классы, утверждено правило очередности подписания международных договоров (альтернат), подкреплявшее сложившийся принцип суверенного равенства государств.
Давая общую оценку ходу развития международного права в Новое время, следует учитывать также вклад, внесенный в этот процесс Парижским (1856 г.) и Берлинским (1878 г.) мирными конгрессами, а также Гаагскими конференциями мира (1899 г. и 1907 г.). В этой связи должны быть освещены отмена каперства и утверждение призового права в морской войне, нейтрализация Черного моря и установление режима проливов Дарданеллы и Босфор, распространение принципа свободы торгового судоходства на реку Дунай, декларирование недопустимости дискриминации индивидов в отношении пользования гражданскими и политическими правами по признакам различия в религиозных верованиях (Сербия); особого освещения требует вклад в регулирование (ограничение) использования негуманных средств и способов ведения войны — запрет на применение вредоносных газов, разворачивающихся или сплющивающихся в человеческом теле пуль, взрывчатых веществ для бомбардировки с летательных аппаратов; важнейшее значение имело конвенционное закрепление (кодификация) правил мирного урегулирования международных споров, ограничение применения силы при взыскании по договорным долговым обязательствам, регламентирование порядка открытия военных действий, других аспектов ведения сухопутной и морской войны и др.