Общее понятие о теории литературы

Слово «литература» происходит от латинского слова litera, которое означает буква, письмо, надписание.

Из этого следует, что литературой можно назвать все, что написано или напечатано, следовательно,

в широком смысле, понятие «литература» охватывает все опубликованное, то есть «доведенное до публики»:

от театральных афиш до научных трудов. В этом смысле существуют такие понятия, как

медицинская литература, религиозная литература и др.

В узком смысле слова под литературой подразумевается один из видов искусства, отличительной чертой которого является то, что в виде изобразительного средства в нем используется слово.

Вид искусства Изобразительные средства
Литература слово
Скульптура глина
Живопись краски
Музыка звуки

По способу изложения литература делится на прозу и поэзию.

Литературный род – группа жанров, обладающих сходными структурными признаками. Все разнообразные литературные произведения можно поделить на три рода – эпос, лирику и драму. Это разделение восходит ещё к временам Древней Греции и впервые было намечено философом Аристотелем в его трактате «Об искусстве поэзии» (IV в. до н.э.).

Некоторое представление о трёх главных видах литературы есть у каждого, но те, кто никогда не задумывался о смысле этого разделения, часто имеют о нём упрощённое, не совсем правильное понятие. Многим кажется, что лирика — это обязательно стихи, с ритмом и рифмой, драма — то, что играют на сцене, а эпос — это любой художественный прозаический текст. Однако чуть более искушённый читатель знает, что и драмы бывают в стихах, а древние поэмы — например, «Илиаду» и «Одиссею», называют «эпическими». Зато и в прозе бывают иногда небольшие рассказы, в которых почти нет событий, а главную роль играет настроение. Цикл своих рассказов, написанных в таком роде, русский писатель И.С. Тургенев назвал «Стихотворения в прозе».

Параметр сравнения Род литературы
Эпос Лирика Драма
Происхож-дение термина По-гречески epos означает повествование, рассказ По-греческиlyra - лира – музыкальный инструмент, под музыку которого исполняются стихи и песни. Этот струнный музыкальный инструмент, , как считали древние греки, когда-то изобрёл бог Гермес и передал Аполлону — покровителю искусств. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/LIRA.html По-гречески dramе - действие.
Определе-ние Повествовательное произведение, в котором описывается окружающий мир, какие-либо события и люди, участвующие в этих событиях. Эпос — это соразмышлениеповествователя и его слушателей (а позже — читателей) о смысле происшедших событий. Размышление требует спокойного, трезвого взгляда на вещи. Часто говорят: «Рассказано с эпическим спокойствием». В самом деле, Гомер, к примеру, с одинаковой обстоятельностью, «не опуская глаз», рассказывает и о том, как циклоп доит своё стадо, и о том, как он убивает и ест спутников Одиссея. Вернее, рассказывает об этом в поэме сам Одиссей, но и он не привносит в рассказ своих чувств: страха, жалости, отчаянья. Его отделяет от этих событий пройденный путь и прожитые годы — эпическая дистанция, которая придаёт взгляду отстранение. Зато при таком беспристрастном, объективном рассказе становится понятнее связь причин и следствий, из которых состоят события человеческой жизни. За хаосом повседневных случайностей открываются законы, которым подчинено движение жизни.   Под лирикой подразумевается художественное произведение, в котором автор изображает мысли, чувства и переживания своего героя. (Лирического героя – героя стихотворения – важно не путать с автором.) Даже если лирическое произведение описывает какие-то предметы и события, описание всегда окрашено личным, субъективным отношением. Это отношение и есть главный предмет изображения. Когда мы читаем в стихах Пушкина: Вся комната янтарным блеском Озарена. Весёлым треском Трещит затопленная печь, — нас интересует не столько описание комнаты и печки (которого, вообще-то говоря, здесь и нет), сколько впечатление уюта, радости, тепла и света, которое встаёт из этих строк. Лирика — это сопереживание читателя автору стихотворения. Лирика требует не отстранения, а наоборот, погружения читателя (слушателя) в чувства и настроения — и авторские, и в свои собственные. Лирика требует от читателя умения входить в эмоциональный мир другого человека. Оказывается, гораздо легче это сделать, если лирический текст соединён с музыкой. Само название лирики показывает, что она глубинной своей сутью родственна музыке — искусству, которое умеет выражать человеческие чувства, не называя их. Это родство объясняет нам, почему лирике свойственны ритм и мера.Ритм, напевность, музыкальность помогают лирическим произведениям выразить то, что не всегда вмещают слова. Или можно сказать по-другому: музыка стиха заставляет слова выражать больше, чем они могут выразить в обычной речи. Ритм стиха сам вводит нас в нужное настроение. Сравните, например, два описания лунной зимней ночи в пушкинских стихах: Сквозь волнистые туманы Пробирается луна... («Зимняя дорога») — спокойное, светлое, печальное; Мчатся тучи, вьются тучи, Невидимкою луна Освещает снег летучий... («Бесы») — напряжённое, тревожное, как сильные удары сердца.     Художественное произведение, написанное в виде разговоров действующих лиц без вмешательства авторской речи.   Драматические произведения называются пьесами и предназначены для постановки на сцене. Также к драматическим произведениям можно отнести сценарии фильмов и телевизионных сериалов.   Если эпос — это соразмышление, а лирика — сопереживание, то драма делает зрителя буквально “соучастником” событий.   Долгое время драма не мыслилась и не существовала вне театра, и этим объясняются многие её особенности. Действие в драме ограничено строгими рамками. Оно должно иметь логическое начало (завязку), развитие действия и конец (развязку). Ожидание развязки держит зрителя в напряжении, которое в какие-то моменты действия нарастает, становится захватывающе острым. Такие моменты называются кульминациями — точками наивысшего напряжения действия.   Интерес зрителя к действию совсем не обязательно держится на желании узнать, “чем дело кончилось”. Более того, в Древней Греции,гдеродилась европейская драма, в основу драматических сюжетов обычно клались мифы, которые всем были хорошо известны. Напряжённое внимание держалось на другом. В основе драматического действия лежит конфликт— столкновение жизненных позиций героев.   Драма — это всегда диалог, спор двух сторон, двух “правд”, и зрители ждут решения (или, вернее, выносят решение): что же в самом деле в той или иной ситуации является “правдой”, кто прав, кто победит в споре. Древние сюжеты осмыслялись заново, в них высвечивались острые конфликты, так или иначе задевающие каждого зрителя, и главное было — найти правильное решение, а не узнать конец какой-то давней истории.
Жанры В зависимости от протяженности изображаемого времени, охвата событий, в которых раскрываются человеческие характеры, различают крупные, средние и малые жанры эпоса: Крупные жанры: Эпопея, роман Средние жанры: повесть Малые жанры: новелла, рассказ, очерк, литературная сказка, притча. Ода Гимн Элегия Сонет Послание Мадригал Романс Рондо Эпиграмма... Песня По тематике лирика может быть политической, любовной, пейзажной, философской. Комедия изображает жизненные полоэения и характеры, которые вызывают смех. («Горе от ума» - высокая комедия: положение Чацкого драматично) Трагедия - изображает исключительно непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические жизненные последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя. («Гамлет»У.Шекспира) Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, и так или иначе разрешим («Гроза» Островского )
Существует несколько жанров поэзии, находящихся на границе между лирикой и эпосом. К лироэпическим произведениям относятся драматическая поэма (например, «Медный всадник» Пушкина), баллада, которая отличается от поэмы своим размером (например, «Светлана»В.А.Жуковского). В лироэпическом произведении жизнь отражена в стихотворном повествовании о поступках и – особенно – переживаниях героя или героев, и в то же время отчетливо выражены переживания поэта-повествователя. Например, «Евгений Онегин», в котором, наряду с широкими картинами жизни, глубоко раскрыт внутренний мир героев произведения и духовный мир автора – также большое лироэпическое произведение, роман в стихах.
Примеры произведе-ний, относя-щихся к этому литератур-ному роду Л.Н.Толтой «Война и мир», М.А.Шолохов «Тихий Дон», И.С.Тургенев «Отцы и дети» «Бородино», «Белеет парус одинокий» М.Ю. Лермонтова. «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина. «Анна Снегина» С.А.Есенина. У.Шекспир «Ромео и Джульета», Д.И.Фонвизин «Недоросль», А.П.Чехов «Вишневый сад».

Наши рекомендации