Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Уголовная ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта предусмотрена нормами главы 27 УК. Объединение преступлений, посягающих на нормальную деятельность транспорта в единую главу, обусловлено общностью родового объекта. Видовым объектом рассматриваемой группы преступлений является безопасность движения и эксплуатации транспорта (водного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного). Как элемент общественной безопасности в широком смысле безопасность движения и эксплуатации транспорта представляет совокупность сходным общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта. С объективной стороны преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта могут совершаться путем как действия (например, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения - ст. 267 УК), так и бездействия (например, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие — ст. 270 УК). Особенностью преступлений, посягающих на безопасность использования транспортный средств, является то, что диспозиции норм уголовного закона, определяющие их признаки, являются бланкетными. Составы большинства преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта сконструированы как материальные. Условием уголовной ответственности в этих случаях является наступление указанных в законе общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека (ст. 264, 266, 268, 269 УК), или причинения тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба. С субъективной стороны все преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта , кроме двух ст. 270 и 271 УК) , являются неосторожными, о чем свидетельствует содержащиеся в самом законе указания на неосторожное причинение причинение вредных последствий. Субъектомпреступлений является лицо, достигшее 16 лет. Субъектом отдельных преступлений может быть лицо, наделенное специальными признаками. Все преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта можно подразделить на две группы: 1) преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. (ст. 263 Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена; 263.1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах; 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; 271. Нарушение правил международных полетов; 271.1. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации). 2) преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта; 269. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов; 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие; 1) Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена ( ст. 263 УК). Объект преступления – общественные отношения по поводу обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, а также метрополитена. Объективная сторона преступления включает в себя: а) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом; б) наступление вредных последствий — причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба; в) причинная связь между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации может быть совершено путем как действия, так и бездействия. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. Субъектом преступления является лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, морского, речного или воздушного транспорта. В ч. 2 ст. 263 УК установлена ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а в ч. 3 ст. 263 УК — смерть двух или более лиц. 2) Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК).Объект преступления — общественные отношения по поводу обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта (морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного).Предметом преступления являются любые транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, другое транспортное оборудование, а также транспортные коммуникации. Объективную сторону преступления образуют; а) разрушение; б) повреждение; в) приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования; г) блокирование транспортных коммуникаций. Обязательным признаком объективной стороны преступления является наступление вредных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба. Преступление имеет материальный состав и признается оконченным в случае наступления указанных последствий. Субъективная сторона преступления предполагает неосторожную вину по отношению к вредным последствиям, хотя сами общественно опасные действия совершаются осознанно. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 14 лет.