Теории происхождения права
Вопросы для зачета
По дисциплине «Правоведение»
для студентов 2 курса, дневного отделения, специальности «Финансы и кредит»
1.Понятие, признаки и сущность права.
Под государством понимается основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики.
Современное государство выполняет целый ряд разнообразных функций:
• защиты существующего государственного строя;
• поддержания в обществе стабильности и порядка;
• предотвращения и устранения социально-опасных конфликтов;
• регулирования экономики;
• проведения внутренней политики во всех ее аспектах — социальной, культурной, научной, образовательной, национальной, экологической и т. д.
• защиты интересов государства на международной арене;
• обороны страны и др.
Закон нужен прежде всего слабому против сильного, мирному против вооружённого, желающему зарабатывать честно против вора, преступника и обманщика. Твёрдые законы - это возможность для людей и организаций планировать завтрашний день, быть уверенным в будущем, предвидеть ход событий. Закон вводит жизнь в управляемое русло.
2. Норма права: понятие, структура, классификация.
Норма права - правило должного, т.е. образец (модель) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Определяет внутреннюю (способность воли субъекта сознательно избирать тот или иной вариант поведения) и внешнюю меру (возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире) свободы в конкретных взаимоотношениях.
Структура правовой нормы:
• Гипотеза - элемент нормы, устанавливающий условия применения нормы, тоесть условия применения правила изложенного в норме.
• Диспозиция - элемент нормы, содержащий собственно само правило поведения, при условии наступления событий, изложенных в гипотезе.
• Санкция - элемент нормы, устанавливающий ответственность или меры государственного принуждения, применяемые к нарушителю правила, предусмотренного в диспозиции.
Виды норм права:
1. По отраслям: нормы государственного, административного, трудового, уголовного, гражданского и т.д. по отраслям.
2. По функциям, которые выполняют: регулятивные, охранительные согласно соответствующих отраслей.
3. По характеру содержащихся норм поведения:
• Обязывающие - устанавливают обязанности совершения определенные положительные действия.
• Запрещающие - запрещают совершать определенные действия.
• Управомачивающие - предоставляют участникам отношений право совершать положительные действия для удовлетворения своих интересов.
4. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов:
• Абсолютно определенные - нормы, с абсолютной точностью устанавливающие условия применения, права и обязанности участников отношений и меры юридической ответственности за нарушение.
• Относительно определенные - не содержат достаточно полных сведений об условиях действия, правах и обязанностях участников отношений, мер юридической ответственности за нарушение, предоставляя право правоприменительным органам решать дело в соответствии с конкретными обстоятельствами.
• Альтернативные - предусматривают несколько вариантов условий действия, поведения участников, мер и санкций за их поведение.
5. По кругу лиц: Общие (на всех лиц, находящихся на данной территории) и специальные (определенный круг лиц).
6. Специализированные:
• Закрепительные - в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений (нормы, устанавливающие общие условия исполнения обязательства).
• Дефинитивные - содержат научно сформулированные определения юридических понятий и категорий (преступление, договор).
• Нормы-принципы - формулируют общие или отраслевые правовые принципы или задачи данной группы юридических норм.
7. По времени, по юридической силе.
3. Теории происхождения права.
Теории происхождения права
· Теологическая теория: Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше.
· Теория естественного права: Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.
· Психологическая теория: Право есть результат человеческих переживаний. Законы государства зависят от психологии людей.
· Историческая школа: Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Право первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют.
· Нормативистская теория: Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды.
· Позитивистская теория: Право порождено противоречиями жизни, конфликтами, в результате которых победу одерживает сильнейший. Он диктует свои правила «игры» и устанавливает свой порядок. Ему подчиняются побеждённые.
· Марксистская теория: Право связано с государством и зависит от социально-экономических факторов общества.
· Примирительная теория: Право является результатом компромисса различных противоборствующих сторон в обществе (зародилось не внутри одного рода, а между различными родами, которые всегда конфликтовали между собой). Данная теория очень популярна в доктрине западных стран[29].
· Регулятивная теория: Право образовалось с момента, когда у общества возникла потребность по упорядочиванию своих отношений, необходимого для единства государства[источник не указан 77 дней].
4. Основные правовые системы современности.
- романо-германская система права;
Во всех странах романо-германской правовой семьи юридическая наука объединяет правовые нормы в одни и те же крупные группы: публичное право и частное право. Источники: законы, судебная практика, обычаи, доктрина.
- англо-саксонская системы права;
Система англо-саксонского, или как его еще называют, общего права была создана в Англии после нормандского завоевания, и в ходе истории английское общее право стало основой весьма большой семьи англо-саксонского права. Эта семья включает в настоящее время правовые системы всех, за некоторым исключением, англоязычных стран. Помимо этого, общее право оказало большое влияние на формирование современных правовых систем Индии, Пакистана, ряда стран Африки.
Источники: правило прецедента (обязывает судей придерживаться решений, принятых их предшественниками), закон, обычай, доктрина и разум.
- мусульманская система права.
Не является самостоятельной отраслью науки; лишь одна из сторон религии ислама. Источники: Коран, Сунна (сборник традиций, касающихся действий и высказываний Магомета), иджма (основана на убеждении, что то, что мусульмане считают справедливым справедливо в глазах Аллаха), Риты (мусульманские толки).
5. Источники права: понятие, виды.
Источники (формы) права - это официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права.
Виды основных источников (форм) права:
а) нормативно-правовой акт;
б) нормативно-правовой договор;
в) правовой обычай;
г) правовой прецедент.
Нормативно-правовой акт - это исходящий, как правило, от компетентного органа государства акт-документ, содержащий нормы права.
Нормативно-правовой договор - это добровольное соглашение двух и более сторон, содержащее нормы права.
Нормативно-правовой договор - это, как правило, совместный акт-документ, содержащий нормы права, являющийся результатом добровольного, взаимосогласованного волеизъявления правотворческих органов ( субъектов правотворчества).
Правовой обычай - это санкционированный государством обычай, приобретающий в силу этого общеобязательное значение.
Правовой прецедент - это решение государственного органа (судебного, административного) по конкретному юридическому делу, которое является общеобязательным примером решения последующих аналогичных дел.
6. Нормативно-правовые акты: действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.
Нормативно-правовые акты могут вступать в силу.
а) с момента принятия;
б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);
в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.
Утрата юридической силы происходит вследствие:
а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;
б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;
в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.
В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:
а) распространяться на всю территорию государства;
б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;
в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:
а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);
б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;
в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).
Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.
7. Правотворчество. Законотворчество и его стадии.
правотворчество- это осуществляемая в особом порядке государственно-властная, управленческая деятельность компетентных органов, направленная на разработку, издание, отмену и совершенствование нормативно-правовых предписаний.
Рассмотримстадии правотворчества. Правотворчество — это деятельность, длящаяся во времени и в определенной последовательности. Она проходит два этапа:
§ подготовки проекта нормативного акта;
§ его официального принятия.
Первый этап осуществляется в процессе прохождения следующих стадий:
§ принятие решения о подготовке проекта нормативного акта;
§ формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта;
§ подготовка его текста;
§ предварительное обсуждение проекта;
§ согласование содержания проекта нормативного акта с различными организациями;
§ предварительное утверждение проекта.
Если первый подготовительный этап может осуществляться вне правотворческого органа, то второй, официальный, проходит непосредственно в правотворческом органе. Он состоит из следующих стадий:
§ внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;
§ обсуждение проекта;
§ принятие и подписание нормативного акта;
§ официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.
8. Система права. Основные отрасли права.
Отрасль права – это совокупность правовых норм, которые регулируют однородные общественные отношения. все отрасли права представляют собой систему права.
Основные отрасли российского права представляют собой две большие группы:
А) Регулятивные отрасли – устанавливают права и обязанности людей в определенной сфере.
Б) Охранительные отрасли – защищают правовые нормы от нарушения. Система права включает в себя следующие основные отрасли:
· Государственное (конституционное) право составляет основу для всех других отраслей права и всей правовой сферы. Нормы этой отрасли закрепляют основы конституционного строя, правовое положение личности, систему государственной власти и местного самоуправления, другие вопросы государственного устройства России.
· Административное право, нормы которого регулируют управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти.
· Финансовое право регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, функционирования банков и других финансовых учреждений.
· Земельное право регулирует отношения, связанные с землепользованием (рациональное использование земель, охрана собственности на землю и т.д.).
· Гражданское право – это отрасль права, которая регулирует имущественные отношения, а также некоторые личные неимущественные отношения. Важную часть их составляют отношения собственности, наследственные отношения, авторские права и др.
· Семейное право также регулирует имущественные отношения и личные неимущественные отношения, но лишь в области брачно-семейных отношений.
· Трудовое право определяет условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха, регулирует вопросы охраны труда, трудовой дисциплины и др.
· Уголовное право составляют нормы, с помощью которых государство устанавливает, какие общественно-опасные деяния квалифицируются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены. Нормы уголовного права содержатся в Уголовном кодексе.
9. Правоотношения: понятие, признаки, классификация. Юридические факты.
Правоотношение - это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями, гарантированными государством.
Основные признаки правоотношения:
Правоотношение представляет собой вид социальной связи (юридическая связь) субъектов социального общения;
Правоотношение возникает на основе норм права, то есть правоотношение - это не всякое фактическое отношение, а только то которое урегулировано нормами права;
Субъекты правоотношения обладают взаимосвязанными (взаимными) юридическими правами и обязанностями;
Правоотношение является двусторонней юридической связью, то есть осуществляется через взаимные юридические права и обязанности;
Правоотношение существует постольку, поскольку участники являются носителями соответствующих прав и обязанностей;
Например, различают:
По отраслевому признаку - конституционные, гражданские, административные и т.д.;
По уровню правового регулирования - материальные (гражданские, уголовные), процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные);
По характеру юридической обязанности - активные (совершаются определенные действия в пользу управомоченного), пассивные (не совершаются определенные действия в пользу управомоченного);
По количественному составу участников - простые (возникают между двумя субъектами), сложные (возникают между тремя и более субъектами);
По продолжительности действия - кратковременные, долговременные (длящиеся);
По степени определенности сторон - относительные (поименно определены все управомоченные и обязанные субъекты правоотношения), абсолютные (конкретно определен управомоченный субъект, абсолютно все иные лица - лица правообязанные, то есть обязанные воздерживаться от нарушения интересов управомоченного субъекта).
По характеру распределения прав и обязанностей - односторонние (одна сторона правоотношения имеет только права, другая - только обязанности), двусторонние (обе стороны имеют как права, так и обязанности).
Юриди́ческий фа́кт — конкретное жизненное обстоятельство (условие, ситуация), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения[1].
Юридические факты, как правило, возникают и существуют помимо права, но придание им законодателем правового характера необходимо для их регулирования и упорядочивания.
Юридические факты служат непосредственными поводами, основаниями для возникновения, изменения, прекращения правовых отношений.
Некоторые юридические факты (например, акты гражданского состояния) подлежат обязательной государственной регистрации.
Выделяют юридические факты:
· правообразующие
· правоизменяющие
· правопрекращающие
· правоподтверждающие (обоснованные факты)
· правовостанавливающие
· правопрепятствующие
10. Реализация права: понятие, формы.
Реализация права – это определенный, строго обусловленный процесс осуществления правовых предписаний, воплощение этих предписаний в поведении людей.
Реализация права в конкретных отношениях осуществляется в 4 формах: соблюдении, использовании, исполнении и применении.
Соблюдение — это такая форма реализации норм права, когда граждане, иные лица воздерживаются от совершения запрещенных правом действий. Установленные законом уголовные, административно-правовые и иные запреты не реализуются.
Использование права — это такая форма реализации права, когда граждане, иные лица используют предоставленные им субъективные права в виде дозволений или правомочий. (сочиняет литературные произведения, вступает в конкретные правоотношения: покупает в магазине необходимые товары, совершает поездки в городском транспорте, не забывая при этом оплачивать свой проезд).
Исполнение — это такая форма реализации норм права, когда граждане, иные лица исполняют возложенные на них обязанности. (юноша призывается на срочную военную службу, ателье мод по договору с гражданином обязуется пошить ему костюм)..
Правоприменение — это такая форма реализации права, при которой компетентный орган государства или должностное лицо издают специальное решение с целью наделения конкретных субъектов правами и обязанностями (приказ директора предприятия о зачислении гражданина Иванова на работу).
11. Правонарушения: понятие, классификация, юридический состав.
Правонарушение - это такое поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям.
Виды правонарушений:
1) По степени общественной опасности:
а) преступления;
б) проступки (они бывают: конституционные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные, материальные, процессуальные, экологические).
2) По сфере общественной жизни:
а) в экономике,
б) в политике,
в) в социально-бытовой сфере;
г) в других областях.
3) По видам юридической деятельности:
а) в правотворчестве,
б) в правоприменении;
4) По формам вины:
а) совершены умышленно,
б) совершены по неосторожности.
Определяя степень общественной опасности, используют следующие критерии:
1. Значимость регулируемого правом общественного отношения, ставшего объектом посягательства,
2. Размер причиненного ущерба,
3. Способ, время и место совершения противоправного деяния,
4. Личность правонарушителя.
Под составом правонарушения понимают совокупность признаков, которые характеризуют согласно российскому законодательству как правонарушение конкретное общественно вредное деяние. Состав любого правонарушения включает в себя:
· характеристику объекта правонарушения, объективной стороны;
· субъективной стороны и субъекта правонарушения.
12. Юридическая ответственность: понятие, виды.
Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека).
Виды ответственности и меры наказания зависят от характера правонарушения. Различают ответственность:
· уголовную - наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, смертная казнь и т.д.;
· административную - наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток;
· гражданскую — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков;
· дисциплинарную — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — замечание, выговор, увольнение, исключение из учебного заведения.
13. Законность и правопорядок: понятие и значение в современном обществе.
Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.
Законность – основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписания правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.
Правопорядок – это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписания правовых норм всеми субъектами права.
Качество, степень правопорядочности общественной жизни во многом определяет общее “здоровье” всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильногоправопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовныепотребности.
14. Государство: понятие, признаки, типология, функции.
ГОСУДАРСТВО – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть а все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом.
Признаки государства:
· единая организация политической власти, которая распространяется на все население (граждан, иностранцев, ЛБГ) в пределах территории страны, ее государственных границ;
· обладает суверенитетом, полнотой и самостоятельностью законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории, верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной валюты;
· располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения;
· организует и осуществляет власть на правовых основах.
Функции государства:
- это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.
По сферам распространения:
1. внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти;
2. внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами.
Внутренние функции:
- экономическая – формирование госбюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ экономического развития страны и т.п.;
- социальная – оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества, выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, отдых, связь и т.д.;
- финансового контроля – выявление и учет доходов производителей, часть которых направляется в госбюджет для удовлетворения социальных и общегос. нужд;
- охраны правопорядка – обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений;
- экологическая – система государственных мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека.
Основные внешние функции государства:
- экономическое, политическое, научно-техническое, экологическое, военное и культурное содружество с другими государства;
- оборона страны от внешней агрессии, охрана государственных границ.
В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.
В тоталитарном государстве власть находится в руках правящей элиты, диктатора и его окружения. В правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».
Авторитарное государство отличается от тоталитарного проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности.
Либеральное государство формируется под влиянием либеральные идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества.
В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и иных общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким гарантированным законом кругов прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.
15. Форма государства и ее элементы.
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Элементами формы государства являются
1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;
2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;
3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.
16. Правовое государство: понятие, принципы.
Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти с целью не допустить злоупотреблений.
Принципы правового государства:
1. верховенство закона – принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности;
2. разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;
3. реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;
4. взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;
5. соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.
17. Гражданское общество: понятие и сущность.
Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.[1]
Правовое государство базируется на разделении и балансе власти, политическом плюрализме, подзаконности власти и управлении, конституционном надзоре, широком местном самоуправлении, установлении меры власти. Правовое государство обеспечивает: приоритет права и закона, максимальную гарантию прав и свобод граждан, равенство всех перед законом, ответственности гражданина и государства, судебной и другой защиты граждан.
18. Конституция Российской Федерации: понятие, юридические
cвойства, структура, порядок внесения поправок.
Конституция - это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства.
Юридические свойства Конституции РФ - это совокупность признаков, отличающих Конституцию РФ от иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ.
Юридические свойства Конституции РФ:
- Обладание высшей юридической силой.
- Особый порядок принятия.
- Закрепленность основополагающих для государства норм права.
- Обладание повышенным механизмом охраны.
- Особое юридическое содержание норм права.
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.
Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.
В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.
19. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, принципы.
Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.
Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.
20. Конституционные права и свободы и конституционные обязанности граждан Российской Федерации.
Конституционные (основные) права и свободы граждан России – это закрепленные в Конституции Российской Федерации, действующие на всей ее территории, неотъемлемые, неотчуждаемые и естественные права и свободы, принадлежащие гражданину от рождения, а также возникающие у него в связи с наличием иных обстоятельств возможности, направленные на удовлетворение его многообразных интересов в различных сферах общественных отношений, не противоречащих законам России, и гарантированные государством.
Права и свободы человека, закрепленные в Конституции, можно условно разделить на три группы: 1) личные права и свободы; 2) политические права и свободы; 3) социально-экономичес-кие права. Система прав и свобод представляет собой объективно сложившуюся связь и взаимодействие всех перечисленных групп и видов прав и свобод.
Кроме того, права и свободы граждан составляют две большие группы: общие и специальные.
К общим правам и свободам относятся конституционные и отраслевые, обладание которыми не связано с социальным статусом граждан, их служебным, семейным положением и полом.
Специальные права и свободы граждан зависят от специфических характеристик личности, в частности можно выделить специальные права отдельных категорий рабочих, пенсионеров, военнослужащих, депутатов, женщин, осужденных. Такого рода права конкретизируют или дополняют общие права и свободы граждан.
Перечень личных прав и свобод в Конституции 1993 года открывается правом на жизнь.
Конституция предусматривает, что государство обязано создавать для жизни человека благоприятные условия и охранять достоинство личности.
Большая группа конституционных прав и свобод нацелена на то, чтобы обеспечить свободу и неприкосновенность личности. В Конституции закреплен принцип презумпции невиновности: “Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда” (Ч. 1 ст. 49 Конституции Российской Федерации 1993 года).
Конституция 1993 года гарантирует каждому свободу мысли и слова. Эта предпосылка демократии имеет пределы, очевидные для любого цивилизованного общества: не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Одним из наиболее важных представляется право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
В ст. 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается гражданам в государственных и муниципальных учреждениях бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Конституционный статус человека и гражданина характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Важнейшей обязанностью граждан, из объединений, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц является соблюдение Конституции Российской Федерации и законов (ч. 2 ст. 15 Конституции 1993 года).
В ст. 57 Конституции закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. В части 1 ст. 59 Конституции сформулирован принцип – защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Конституция определяет взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В Конституции Российской Федерации закреплена также обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
21. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания приобретения.
22. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Принцип разделения власти.
23. Президент Российской Федерации: правовой статус, полномочия, порядок избрания и прекращения полномочий.
24. Совет Федерации Российской Федерации: состав, порядок формирования, полномочия.
25. Государственная Дума Российской Федерации: состав, порядок формирования, полномочия.
26. Правительство Российской Федерации: правовой статус, порядок формирования, полномочия.
27. Особенности федеративного устройство Российской Федерации.
28. Местное самоуправление в Российской Федерации.
29. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.
30. Конституционный Суд Российской Федерации.
31. Верховный Суд Российской Федерации.
32. Прокуратура Российской Федерации
33. Административное право: понятие, предмет, метод, источники.
34. Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав. Административная ответственность.
35. Государственная служба в Российской Федерации.
36. Преступление: понятие, признаки, виды, юридический состав. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
37. Уголовное наказание: понятие, виды, цели. Основания для освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания.
38. Субъекты гражданского права: понятие, виды, гражданская правосубъектность.
39. Граждане как субъекты гражданского права.
40. Юридические лица: понятие, признаки, классификация, порядок создания.
41. Объекты гражданского права: понятие, классификация.
42. Право собственности: понятие, содержание, виды. Защита права собственности.
43. Приобретение и прекращение права собственности
44. Обязательства: понятие, классификация, исполнение.
45. Гражданско-правовой договор: понятие, виды.
46. Основные договоры в хозяйственной деятельности.
47. Исковая давность.
48. Наследование по закону.
49. Наследование по завещанию.
50. Защита нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.
51. Порядок и условия заключения брака. Расторжение брака.
52. Правовой режим имущества супругов. Брачный контракт.
53. Права и обязанности супругов.
54. Права и обязанности родителей и детей.
55. Трудовой договор: понятие, виды, порядок заключения.
56. Расторжение трудового договора по инициативе работника.
56. Расторжение трудового договора по инициативе администрации.
57. Рабочее время и время отдыха.
58. Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность.
59. Охрана труда. Охрана труда отдельных категорий граждан.
60. Индивидуальные трудовые споры: понятие, порядок рассмотрения.
61. Коллективные трудовые споры. Право на забастовку.
62. Экологическое право Российской Федерации. Экологическая ответственность.
63. Международное право: понятие, субъекты, общие принципы, источники.
64. Предпринимательское право Российской Федерации: понятие, предмет, метод, субъекты.
65. Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности.
66. Правовая защита информации и государственной тайны.
67. Юридические лица: понятия, признаки. Создание и прекращение деятельности юридических лиц.
68. Обеспечение занятости и трудоустройства. Пособие по безработице.
69. Переводы на другую работу: понятие, виды.
70. Материальная ответственность работника по трудовому праву.
71. Понятие и виды административного принуждения.
72. Стадии совершения преступления.
73. Уголовно-процессуальное право в Российской Федерации.
74. Гражданско-процессуальное право Российской Федерации.
75. Правовое регулирование экономических отношений.
76. Государственное регулирование и управление в сфере экономики.
77. Финансовое право Российской Федерации. Финансовые правоотношения.
78. Правовые основы финансового контроля..
79. Понятия налогового права и налоговой системы Российской Федерации. 80. Налоговые правонарушения. Ответственность за нарушение налогового законодательства.
81. Правовое регулирование отношений в области банковской деятельности.
82. Правовой статус Банка России.
83. Ценные бумаги: понятие и виды.
84. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.
88. Страховое право Российской Федерации. Договор страхования и его условия.
89. Антимонопольное законодательство. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
90. Право интеллектуальной собственности
Зав. кафедрой, д.и.н., профессор. А.В. Федорова
Ст. преподаватель Ф.М Надршин