Важнейшие законодательные акты 18в. Их публикации
В 1772г. издается «Табель о рангах», знаменовавшая собой окончательную победу принципа государственной службы и чина, полученного на службе, над принципом родовитости, господствовавшим в 16-17в.в. Теперь служба всех дворян должна была начинаться с младшего офицерского чина. В сухопутной армии, во флоте и в гражданской службе устанавливалась иерархия из 14 чинов. Шесть нижних объединялись названием обер-офицерских, четыре следующих, начиная с чина майора, назывались штаб-офицерскими и четыре высших, начиная с генерал-майора, - генеральскими. Получение обер-офицерского чина на военной и штаб-офицерского на гражданской службе давало недворянину потомственное дворянство и все сословные дворянские права и привилегии.
Важнейшим законодательным актом, определившим структуру, функции, задачи органов власти, управления и суда в губернии и уезде, принципы определения их территории и границ по одинаковой для всех численности населения, было «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» 1775г. В это законодательном акте определены состав, функции, штаты, чины, права и обязанности всех губернских и уездных учреждений и должностных лиц, начиная с губернатора и кончая заседателем уездного суда.
Примером законодательного акта, вносящего существенное изменение в структуру органов власти, является «Наставление губернаторам» 1764г. Оно не только четко определяло права и обязанности губернатора, но и превращало его в полноправного «главу и хозяина всей врученной в смотрение его губернии», в особо доверенную особу императора.
Среди законодательных актов видное место занимают акты, посвященные правам и привилегиям господствующих классов. Первым в их ряду стоит «Указ о единонаследии» 1714г., оформивший превращение всех дворянских поместий в вотчины. За ни следует «Манифест о вольности дворянства» 1762г., сохранивший за дворянство все имущественные и личные привилегии, но освободивший их от обязательной службы.
Многочисленность законодательных актов нередко порождало противоречивость их друг другу. Это создавало невообразимую путаницу и открывало неограниченные возможности для волокиты, взятничества, административного и судебного произвола. В 19в. при Николае 1 было решено ограничиться новой систематической публикацией и кодификацией законодательства. Специальная комиссия во главе с М.М.Сперанским подготовила и издала в 1830г. «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах (1 Собрание). Законодательные акты, изданные в 1825-1880г.г., составили 2 Собрание.
Комиссия Сперанского подготовила и издала в 1832г. 15-томный «Свод законов Российской империи», в который вошли важнейшие действующие законодательные акты 18-п.п. 19в. Если в ПСЗ акты издавались в хронологической последовательности, то в «Своде законов» были приняты тематический принцип публикации и систематизированное обобщенное изложение текстов ряда актов, относящихся к одному вопросу.
18. Судебно-следственные документы 18 – п.п. 19в.
Судопроизводство и судебный процесс дореформенной России имели свои особенности, определившие состав и характер судебно-следственных документов. В 18в. функции полицейского надзора, сыска и следствия по делам о политических преступлениях и вынесения приговора, который утверждался императором, принадлежали сменявшим друг друга различным правительственным учреждениям. Судебный процесс в современном понимании слова в дореформенной России отсутствовал. Доносы, агентурные сведения, слухи являлись основанием для обысков и арестов. А дальше начиналась процедура допросов, очных ставок, письменных объяснений. Для следствия по делу о наиболее массовых и значительных политических выступлениях в п.п. 19в. иногда создавались чрезвычайные суды и особые следственные комиссии. «Учреждение для управления губерний» 1775г. отделило судебную власть от административной, исполнительной власти, но на деле она по-прежнему оставалась придатком царской администрации и полиции. Следствие осуществляли полицейские органы и органы политического сыска и надзора. Основная задача следствия состояла в том, чтобы доказать вину подсудимого, а главным доказательством вины считалось его собственное признание.
Доносы. Значимость этого источника во многом определялась тем, кто был автором доноса, побудительными причинами его представления, осведомленностью доносчика, компетентностью его в тех вопросах, о которых он доносил. Различна была роль доносов в процессе следствия и суда. В деле петрашевцев доносам принадлежит огромная роль. П.Д.Антонелли, тайный агент Министерства внутренних дел, пользовался полным доверием В.М.Петрашевского и был в курсе всех замыслов петрашевцев. Он ориентировался в существе деятельности кружка, довольно правильно передавая содержание бесед, споров, планов, что были вынуждены признать сами петрашевцы во время следствия.
Пыточные речи. Протоколы допросов. Письменные показания. Все эти источники отличаются необычайной сложностью, их значение весьма противоречиво и они требуют тщательной проверки. В этих источниках содержатся важные и в большинстве случаев правильные сведения биографического характера об обвиняемых. В них немало фактического материала о составе революционных кружков и организаций, их деятельности, роли отдельных членов, планах и целях организаций и т.д. Для большинства показаний характерно, что обвиняемые сообщали лишь те сведения, которые были известны следователям и отрицать которые было бессмысленно.
Вещественные доказательства. Заключения о бумагах обвиняемых. Особенностью судебно-следственных дел дореформенной России было то, что материалы, изъятые у обвиняемого, редко включались в состав следственного дела. Обычно для их разбора и изучения выделялись чиновники, которые составляли обзор изъятых материалов или заключение о разборе бумаг арестованного. В заключение включались выдержки из изъятых документов, иногда прилагались копии документов, которые казались наиболее важными для следствия.
Заключения следствия. Приговоры. Итоги следствия оформлялись специальным документом, который в разное время и в разных делах носил различные названия: донесение, заключение, решение, постановление, - но его содержание и назначение не изменялось. В том случае, когда дело решалось без передачи в суд, составлялся доклад царю, представляемый Тайной канцелярией или другим полицейским учреждением. Ценность заключения как источника заключается в том, что в нем подведены итоги следствия, излагается история создания и деятельности революционной организации, характеризуется роль и поведение во время следствия ее отдельных членов, приводятся наиболее важные факты и показания обвиняемых.
Особый тип документов, исходивших от народных масс, составляют крестьянские жалобы и челобитные. В них содержится большой фактический материал о положении крестьян, их повинностях, причинах и поводах волнений, просьбах, нуждах и требованиях восставших.
19. Материалы ревизий, губернаторские отчеты, ведомости фабрик и заводов 18 – п.п. 19в.в.
Основным источником для изучения динамики народонаселения являются материалы ревизий. С 1719 по 1857г.г. в России было проведено 10 ревизских описаний, учитывающих податное население, подлежащее подушному обложению и воинской повинности. Ряд ревизий фиксировал и неподатное население. Точность ревизского учета была различной, т.к. в ходе ревизии немалый процент населения ускользал от учета. Первичным материалом ревизий служила ревизская сказка, составлявшаяся на отдельное лицо или семью. В ходе ревизии появлялись сводные ревизские сказки на отдельные селения, волости. Сказка содержит название (год, месяц, число подачи, губерния, уезд, село, владелец крепостного населения), графу с номером семьи, цифры состава семьи «по последней ревизии», число и состав «выбывших» и «прибывших» лиц, временно отсутствовавших, и итоговые данные «ныне налицо». В заключение стоят подписи ответственных лиц. Сказка содержит сведения о сословной принадлежности, национальности, размере податных платежей. Сведения ревизских сказок обобщались в сводной документации ревизии, состоящей из:
· Перечневые ведомости – это первый этап обобщения данных ревизских сказок в масштабах уезда, провинции и губернии. На этом этапе сводные данные содержат материал и о мужском и о женском населении. Перечневые ведомости содержат сведения о численности, оловом составе населения и его сословной принадлежности.
· Генеральные табели – составлялись лишь в годы ревизий, сообщая данные на момент полного окончания ревизий. Сведения о прописанных и утаенных душах в табелях нет. В остальном они сходны с перечневыми ведомостями.
· Окладные книги – в них нет сведений о женском населении, т.к. документация предназначалась для расчета податных сборов. Нет в них и сопоставлений с данными предыдущих ревизий.
Ведомости фабрик и заводов. Ведомости представляют собой форму отчетности владельцев предприятий и служат наиболее массовым, а часто и единственным источником по истории развития промышленности в России 18-19в.в. Правительство неоднократно меняло формуляр «ведомостей фабрик и заводов». Основной состав его утвердился в 60-70-х годах 18в. В этот период ведомости приобретают табличную форму, в них расширяется характеристика производственной мощи предприятия, более стабильной становится форма показателей рабочей силы и ее характера (вольнонаемный и крепостной труд). В связи с организацией министерства с 1804г. была упорядочена процедура сбора ведомостей. От владельцев предприятий через городскую или уездную полицию «ведомости фабрик и заводов» в двух экземплярах попадали в канцелярию губернатор. Отсюда один экземпляр передавался в Министерство внутренних дел (с 1819г. в Министерство финансов). В «ведомостях фабрик и заводов» содержатся данные не только по крупной мануфактурной промышленности, но и по мелкому кустарно-ремесленному производству. К числу важнейших типов статистических источников относятся губернаторские отчеты. В этих отчетах можно встретить разнообразнейшие сведения и по истории демографических процессов, и по истории промышленности, и по истории эпидемий, и по истории сельского хозяйства, промыслов и т.д. Губернаторские отчеты состоят из двух частей – собственно отчета (как разновидности делопроизводственной документации) и приложений к нему. Структура отчетов со временем менялась. С 1804г. губернаторский отчет имел три раздела – административный, хозяйственный и общий. С 1828г. сведения разносили по четырем разделам: по департаменту полиции исполнительной; по хозяйственному департаменту; по департаменту государственного хозяйства; по медицинской части. В 1853г. форму отчета вновь перекроили. Приложение к губернаторскому отчету представляет особый интерес. В нем содержатся статистические таблицы по всем разделам отчета, включающие огромный цифровой материал, характеризующий развитие основных отраслей экономики губернии. Губернаторские отчеты были частью административной статистики Министерства внутренних дел. Сбор данных шел через полицейские инстанции, казенные учреждения и через предводителей дворянства. Довольно примитивная обработка их производилась в канцелярии губернатора. Губернаторские отчеты являются ценнейшим источником, т.к. позволяют выявить основные черты и тенденции развития применительно к длительным периодам времени и крупным районам (нередко несколько губерний).