Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

Это специальный (не входящий ни в одну из трех ветвей власти) федеральный государственный орган. ЦИК РФ состоит из 15-ти членов: по 5 членов назначают Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума. ЦИК РФ имеет собственный аппарат сотрудников, свой бюджет. Члены ЦИК РФ работают в комиссии на постоянной основе.

ЦИК РФ представляет собой «головную» организацию по всем выборам в Российской Федерации. Это означает, что она (ЦИК РФ) может рассматривать любые вопросы, связанные с любыми российскими выборами, должна осуществлять контроль за соблюдением избирательных прав граждан России, разрабатывает нормативные акты, которые в рамках законов уточняют процедуры проведения выборов, проводит анализ выборов, издает методические, обзорные, аналитические материалы по выборам. ЦИК РФ можно назвать «министерством выборов».

Тот факт, что ЦИК РФ является комиссией самого верхнего уровня, не означает, что она организует все выборы. ЦИК РФ организует только федеральные выборы, то есть выборы депутатов Государственной Думы и Президента РФ. На остальных выборах она играет «контролирующую» роль. В ЦИК РФ могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Федерации, при этом она может принять решение по существу вопроса. Можно пожаловаться в ЦИК РФ и на другие комиссии, но в этом случае она направит жалобу в комиссию субъекта Федерации.

ЦИК РФ не обладает правом законодательной инициативы: комиссия не может вносить законопроекты в законодательные органы Федерации и ее субъектов. Однако реально ЦИК РФ является организацией, в которой самостоятельно, либо по инициативе Президента РФ готовятся предложения по изменению избирательных законов. Многие новации избирательного законодательства, о которых мы писали выше, были разработаны в ЦИК РФ. Однако стоит заметить, что наиболее одиозные поправки, такие как отмена строки «против всех» и другие, встречали возражения бывшего главы ЦИК А.А.Вешнякова.

ЦИК РФ является постоянно действующим органом, что выгодно отличает его от Центральных избирательных комиссий советских времен, которые заново формировались под каждые новые выборы. Но в условиях централизации власти, в условиях, когда и Совет Федерации, и Государственная Дума фактически находятся под контролем президентской администрации, ЦИК РФ превратился в орган, обеспечивающий самовоспроизводство действующей федеральной власти. Став, также как и другие федеральные органы и ветви власти, частью новой российской номенклатуры, ЦИК РФ оказался не в состоянии воспрепятствовать деградации российских выборов.

Наши рекомендации