Лютер и Реформация в Германии
Реформация — это сложное религиозное и социальное движение, принявшее форму борьбы против всеобъемлющего господства католической церкви в духовной, политической, экономической областях. В более узком смысле под Реформацией понимаются религиозные преобразования, направленные на освобождение верующих от повседневной опеки церкви (в ее католическом понимании). Идеологи Реформации, при всех различиях между ними, сходились в убеждений, что человек для спасения своей души не нуждается в посредничестве церкви, что залог спасения — не во внешних проявлениях религиозности, а в вере каждого в искупительную жертву Христа.
Осуществление этой посылки на практике вело к отказу от церковной иерархии. Единственным источником веры сторонники Реформации провозглашали Священное писание (Ветхий и Новый заветы), отрицая в качестве такового Священное предание (т. е. сочинения отцов церкви, решения церковных соборов и др.). В ходе Реформации в европейских странах возникли новые христианские конфессии, которые (наряду с католицизмом) существуют до настоящего времени. Начало Реформации было положено выступлением в Виттенберге (Германия) августинского монаха Мартина Лютера, который 31 октября 1517 г. выдвинул 95 тезисов, направленных против торговли папскими индульгенциями. К 1519 г. Лютер кардинально разошелся во взглядах с официальной католической церковью и сформулировал свою позицию в трех программных произведениях, которые благодаря развитию книгопечатания получили широкую известность. На Вормсском рейхстаге 1521 г. Лютер категорически отверг требования отречься от своего учения, за что императорским эдиктом был осужден как еретик. Годом раньше папский Рим отлучил Лютера от церкви.
Учение Лютера встретило горячую поддержку в различных слоях общества, включая бюргерство, крестьянско-плебейскую массу, рыцарство, часть князей. На базе его учения формировалось мощное общественное движение народных масс в котором антиклерикальные лозунги дополнялись требованиями социально-экономического характера. Кульминационным пунктом общественного движения в Германии стала Крестьянская война (1524-1526), ее идейным вождем был Томас Мюнцер. Поднявшиеся на борьбу крестьяне требовали отмены изнурительных повинностей, устранения феодального закабаления и ликвидации сословного деления общества. Лютер не только не поддержал народное восстание, но и выступил с его резким осуждением, призвав власти к немедленному подавлению восстания. Ход Реформации в Германии оказался в зависимости от того, какую позицию занимали власти отдельных княжеств. Лютеровская Реформация, лишившись связи с народом, стала орудием княжеского сепаратизма и секуляризации церковных земель в пользу князей. Укреплению позиций протестантских князей способствовала и политика императора Карла V: стремясь к созданию мощной империи, он был вынужден вести войны с Францией, находился в состоянии постоянной конфронтации с Римом, противостоял захватническим амбициям Османской империи, расширял границы своей империи, откладывая при этом решение назревших проблем в самой Германии.
В результате этого предпринятая императором на Аугсбургском рейхстаге попытка сохранить единство веры оказалась неудачной, тем более что на сторону Реформации перешли такие крупные земли империи, как Гессен, Саксония, Пруссия, Померания, Бранденбург. Аугсбургский религиозный мир (1555) закрепил сложившееся к этому времени статус-кво, а княжеский суверенитет был распространен и на религию: каждый князь определял вероисповедание своих подданных. Восторжествовал принцип: "Чья страна, того и вера".
Цвингли и Кальвин: Реформация в Швейцарии
Реформационное движение не ограничивалось только Германией, оно нашло своих приверженцев и последователей во многих странах Западной и Центральной Европы. Реформация была проведена здесь в 20-е гг. XVI в. в форме цвинглианства (учение священника Ульриха Цвингли). Оно отличалось от учений Лютера и других сторонников Реформации последовательным отказом от католической культовой обрядности. Убежденный республиканец, Цвингли считал, что народ имеет право на сопротивление тиранической власти, попирающей "божественные законы".
В 40-е годы в Женеве зарождается новое протестантское течение — кальвинизм. Его основателем был француз Жан Кальвин, который в 1534 г., спасаясь от преследований протестантов, покинул Францию. Мероприятия, проводимые Кальвином и его сторонниками, не сразу нашли поддержку в обществе. По инициативе Кальвина женевский магистрат принял новую форму церковной организации, которая затем получила распространение и в других странах. Была упразднена обрядность, введены строгие, а порой и жесткие нормы нравственного поведения, запрещены развлечения, яркие одежды и пр. Важнейший догмат кальвинизма — об абсолютном предопределении — основывался на убеждении, что Бог изначально (еще до Сотворения мира) предопределил одних людей к спасению, других - к погибели. "Избранность" человека, его предопределенность к спасению проявляется в успешной мирской, прежде всего профессиональной, деятельности. Учение Кальвина стало идеологическим обоснованием практики нарождавшегося социального слоя — буржуазии. Из Женевы кальвинизм распространился в страны Западной и Центральной Европы.