Периодизация истории древнего Рима
Древние римляне принадлежали к народам, обитавшим на западе и в средней части Италии (Апеннинский полуостров ). Здесь же располагалась область, именующаяся Лациумом , к северу от которой проживали этруски (неарийские племена), а к югу — греческие колонисты, представители наиболее развитой в культурном и экономическом отношении народности. Римское государство сложилось поначалу из городской общины (civitas) и первоначально очень походило на типичный древнегреческий полис с народным собpанием, царем и знатью. Римское государство, которое было последовательно царством, республикой и империей , просуществовало 12 веков.
Хронологические рамки истории римского права весьма внушительны. Они значительно шире хронологических рамок государства: охватывают, во-первых, период в 12 веков — от царского правления, датируемого годом основания Рима (753 г. до н.э.), до его падения после разгрома варварами в 476 г. до н.э. и, во-вторых, период в одно тысячелетие, связанный с возвышением, расцветом и упадком Восточной Римской империи (столица — Константинополь ) и с эволюцией права в рамках истории этой (позднее названной Византийской) империи.
В истории римского государства различают три основных периода.
Первый —древнейший царский период продолжался от основания Рима его первым царем Ромулом в 753 г. до н.э. до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г. до н.э. Второй период —республиканский — охватывает примерно пятивековую историю (509—27 гг. до н.э.) Tретий —имперский — распадается на два подпериода: период принципата , когда принцепс (первый в списке сенаторов) становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики — главного жреца (понтифика ), главнокомандующего армией, трибуна и др., и период домината (от dominus — господин), кoторый знаменует дальнейшую эволюцию властной и территориальной структуры империи. Принципат датируется 27 г. до н.э. и 284 г. н.э., доминат охватывает период с 284 по 476 г.
В момент основания Рима и до правления последних царей у римлян существовал родо-общинный строй, постепенно изменявшийся в сторону ремесленных и профессиональных делений (жрецы, земледельцы, воины, скотоводы, кожевенники, оружейники, торговцы и др.).
Еще Ромул разделил всю землю между членами общины-города и предоставил каждому по 2 югера (50 соток), которые закреплялись за семьей в виде приусадебной семейной собственности. Пахотная земля, луга, пастбища предоставлялись всем членам римской общины для пользования и владения, но не в собственность. Приусадебные участки были собственностью семьи, однако глава семьи нe мог распоржаться ею неограниченно. Члены рода, в предках которого значился родоначальник по отцовской линии, кроме общего владения землей имели еще взаимные права и oбязанности: наследственные, в том числе поддержание общего культа рода, его предков и домашних богов. Они имели также общее место захоронения родственников, право носить родовое имя. Последнее дожило до времен империи. Гай Юлий Цезарь происходил из рода Юлиев.
Родовые общины делились на семейные, и со временем стали основными ячейками (институтами) общества с неограниченной властью отца. Среди племен, входивших постепенно в Римское государство-общину, возникали конфликты и соперничество за представительство и участие в учреждениях власти.
Народ римской городской общины состоял из трех племен (латины, сабины и этруски), которые первоначально состояли из 100 родов, а затем долгое время из 300 родов, причем каждое племя включало 10 курий (родовых объединений) удобных, прежде всего, из военных, административных и финансовых соображений. Во главе курии стоял курион . Полноправными в римской общине были только лица, принадлежавшие к одному из родов и зачисленные в курию. Их называли патрициями — потомками знатных родоначальников.
Зависимых от патрициев лиц называли клиентами , а самих покровителей (патрициев) именовали патронами . Клиентами обычно становились отпущенные на волю рабы, остававшиеся жить в семье бывшего хозяина (и затем патрона), которого вольноотпущенник продолжал почитать, следуя за ним на войну и помогая в мирное время. Патрон защищал клиента вне этого семейного общежития, прежде всего, в суде. Такие зависимые отношения поддерживались обычаями и религией.
Существовали разные способы отпущения на волю и некоторое число ограничительных условий. Устанавливалась квота рабов, отпускаемых по завещанию, не допускалось отпущение рабов во вред кредиторам , особые условия предъявлялись для отпущения рабов моложе 20 лет. В последнем случае законным основанием было признано кровное родство либо случай, когда раб исполнял роль педагога. Другими основаниями были желание сделать своего раба управляющим либо, свою рабыню законной супругой. Отсутствие законного основания делало вольноотпущенника не римским гражданином, а только латином . Если раба отпускали на волю «праведным и законным способом, т.е. посредством жезла, или через внесение в списки ценза, или по завещанию», то он становился римским гражданином . Если жe какое-то из условий и оснований нe было соблюдено, он становился латином (Гай. 1, 17).
Отпущение на волю рабов-преступников, отмеченных клеймом, давало им статус нe латинов, а чужеземцев, покоренных оружием. Гай называл этот статус «наихудшей свободой» (Гай. 1. 26-27). Такой вольноотпущенник не мог перейти в римское гражданство, а пребывал в статусе раба римского народа. Обращался в такое рабство также гражданин, не прошедший имущественного ценза или уклонившийся от военной службы (Гай. 1, 160).
Другим сословием неравноправных, более массовым и более влиятельным, стали плебеи . Это были лично свободные жители Римской общины, владевшие землей, платившие налоги и обремененные воинской повинностью. Однако плебеи были лишены права получать наделы земли при дележе завоеванных римлянами земель иностранных государств. Они жe испытывали большие стеснения от монополии патрициев в делах судебных, административных и законодательных. Им запрещались браки с членами патрицианских семей и т.д.
Наибольшей близостью к статусу римских граждан обладали древние латины — обитатели области Лациум (к югу от Рима ) и граждане городов так называемой Латинской лиги (до 338 г. до н.э.). Они обладали правом селиться в Риме, вступать в законный брак с римлянами (все эти правовые возможности определялись фактическим местом обитания и принадлежностью к определенной гражданской общине). Однако латины нe могли приобретать наследство, оставленное в их пользу, их нельзя было назначать опекунами по завещанию, они были лишены права на завещание, и все их наследство отходило к патрону. Латинами по статусу являлись также перегрины , жители римских колоний. Располагая правом законных сделок (правом коммерции) и правом селиться в Риме, они обычно лишались возможности вступать в законный брак с римскими гражданами, правда, некоторые общины перегринов обладали этим правом по договору с римлянами. Ребенок от брака латина и римской гражданки, по постановлению сената, считался со времен Адриана римским гражданином. Латины, достигшие высших должностей по месту обитания, получали римское гражданство и могли продолжать политическую карьеру уже в Риме.
При всем сходстве греческого полиса и римской цивитас усилия правителей города-государства римлян были направлены в основном на решение не культурных и социальных, а скорее агрессивно-экспансионистских задач, что определенным образом сказалось на понимании римлянином своих прав и обязанностей. Прежде всего, в римском полисе выработалось осознание противоположности между интересами и заботами государства (в данном случае всей римской общины) и интересами подданных (область частной пользы). Это различение интересов и забот впоследствии было зафиксировано в виде различения двух основных отраслей правового общения и регулирования — области публичного и частного права.
Право публичное и право частное. Публичным правом названа область регулирования дел, относящихся к общей пользе всей римской общины, будь то дороги, водоводы или состояние культовых сооружений и мест совершения сакральных обрядов, а также к организации деятельности служителей культа и магистратов (чиновников). Иногда римляне именовали эту область правопользования и регулирования не публичным, а общественным правом (Плиний-младший ).
Частным правом обозначена область правового общения и регулирования, имеющая целью обеспечение пользы отдельных частных лиц. Область его действия и применения — это, прежде всего, внутрисемейные отношения: взаимоотношения отца семейства и его подвластных, взаимоотношения мужа и жены, родителей и детей, прямых и иных родственников. За пределами семейства это право регулировало отношения владения и собственности, обязательства, наследование, дарение и др. Имущественные права (права на вещи) являются объектом обмена, регулирования, и составляют изменчивую принадлежность хозяйствующих лиц.
Личные права , в отличие от вещных прав, имеют абсолютный характер: они нe могут быть отчуждаемы и существуют пожизненно (права супругов, родителей, детей). Р. Иеринг немного преувеличивал, когда утверждал, что римляне открыли частное, или гражданское, право. He открыли, замечает в этой связи П.Г. Виноградов , а последовательно выяснили его противоположность праву публичному.
Частное право автономно в деле установления обязательств правового характера (в нем содержание договоренности определяется ее участниками, а многие законные требования государственных установлений никак не зависят от воли частного лица), в то время как публичное право более жесткое и категоричное. Тем не менее, автономия частных лиц тоже наталкивается на определенные пределы и границы, устанавливаемые публичной властью и публичным правом: «частные соглашения не могут изменить публичного права».
Соглашаясь с последним уточнением, следует все же признать, что сколько-нибудь подробного объяснения в особо концептуальных или доктринальных истолкованиях это деление у римлян нe получило. Такое истолкование стало уделом конституционного правоведения нового и новейшего времени.
Вместе с тем невозможно не признать громадную заслугу римлян в создании самой науки правоведения и применения законов. Именно для римского права характерны «точность и ясность определений, строгая логичность и последовательность юридической мысли, сочетаемая с жизненностью выводов» (И.С. Перетерский ).
В римском правоведении в его исторической эволюции более заметна не преемственность мыслительных конструкций и взглядов авторитетных юристов, а постепенное изменение различных приемов правового регулирования жизни римских граждан и покоренных римлянами народов, а также обеспечение потребности в систематизации регулятивного правового материала.
7.2.
Римское государство древнейшего периода
Органы власти древнейшего периода. В царский период власть осуществляли три учреждения: царь , сенат и народное собрание . Царь командовал войсками, осуществлял руководство повседневным управлением в общине и считался посредником между богами и римским народом. Таким образом, в его деятельности присутствовали элементы духовной и светской власти, однако самой важной здесь была власть военного командования и власть с правом принуждения. Будучи посредником между богами и своим народом, царь был облечен специальными функциями верховного жреца.
Считалось, что римлянин с его обязательными молитвами и поклонением богам связан с ними договором (религия — от лат. ligare — связывать). Отсюда становится понятной мелочная дотошность римлянина в исполнении обрядов, в принесении определенных жертв и произнесении словесных формул. Жрецы здесь, как и у многих других народов, представляли собой слой наиболее образованных людей (у римлян это понтифики , у галлов — друиды , у славян — волхвы ). Они обладали сравнительно большими сведениями нe только в области религии и культов, но и во многих других областях — астрономии, медицине, праве. В Риме долгое время, примерно нa протяжении столетия после принятия Законов ХII таблиц , наукой толкования законов и составлением судебных формул ведали понтифики. Один из них специально назначался для руководства по вопросам частных лиц. Поэтому первый период в истории римского правоведения иногда именуют периодом жреческой юриспруденции. У религиозных верований древних римлян была еще одна особенность — обожествление понятий. Таким понятиям, как «достоинство», «свобода», «верность», «согласие», «правосудие», римляне посвящали отдельные храмы.
Религиозная организация включала специальную иерархию жрецов, установленную еще в эпоху правления первых царей. Среди жреческих должностей важнейшими были фламины , понтифики , авгуры , фециалы , а также жрицы-весталки . Коллегия из пятнадцати фламинов была хранительницей культа главных римских богов: трое старших ведали культом Юпитера , Марса и Квирина , двенадцать младших отвечали за другие богослужения. Фламины избирались из патрициев и облекались полномочием давать советы царям (впоследствии магистратам ). Коллегия из пяти понтфиков (буквально мостостроителей) вела наблюдение за сохранностью моста через Тибр , за его разборкой в случае нападения, а также вела хронологию событий в городе, хранила архив, объявляла счастливые и несчастливые дни для народных собраний и осуществляла надзор за соблюдением норм сакрального права и обычаев. Она же составляла календарь слушания судебных дел и хранила формулы судебных исков.
Были еще жрецы-авгуры, которые гадали по внутренностям птиц и животных, и коллегия из 20 фециалов, ведавших ритуалом объявления войны и заключения мира. Объявлению войны предшествовали дипломатические переговоры фециалов с противником, где они, призывая в свидетели Юпитера , излагали требования Рима . Выполняя роль вестников войны, они бросали в этом случае на территорию врага копье с окровавленным концом. Весталки круглосуточно дежурили в храме Весты и поддерживали священный огонь. Их служение длилось 30 лет, и нa все это время они давали обет девственности и аскетизма. Они сохраняли известную независимость от отца и пользовались большим уважением в обществе. Если во время движения по городу в сопровождении ликтора , расчищавшего ей дорогу, весталка встречалась с процессией, выводящей преступника на казнь, то преступнику сохранялась жизнь.
В древнейший период царя избирали, поэтому нa время вакантного состояния царской власти верховное управление переходило к сенату . На период междуцарствия из числа сенаторов избирали 10 человек (интеррегес ), которые поочередно в течение пяти дней каждый осуществляли верховную власть в стране. Царь избирался специальным уполномоченным народным собранием и после обряда инаугурации получал полный царский империум, т.е. высшие властные полномочия в римской общине.
Сенат в царский период являлся формально совещательным учреждением власти при царе. Он также был выборным, и первоначально его членами были главы римских родов (в силу этогo обстоятельства сенаторы именовались отцами-патресами , от pater — отец). Позднее членов сената стали назначать по усмотрению царя, который в то же время нe мог игнорировать знатность и влияние отдельных патрицианских родов. Практической заботой сената в царский период стали совещательные заключения по упpавленческим вопросам, которые были названы сенатус-консультами (консультационными постановлениями сената). Еще одной формой деятельности сената стало утверждение законов по определенному полномочию (auctoritas patrum). По преданию, законы принимали сами цари. Так, Сервию Туллию приписывают издание примерно полсотни законов. Однако, по мнению некоторых исследователей, царские законы принимались в виде постановлений, которые действовали только в правление данного верховного властителя — царя.
В народные собрания входили все взрослые мужчины, способные нести воинскую службу. Римляне называли себя квиритами , сынами бога Квирина . Собрание обладало правом наделять избираемого им царя высшей властью (империумом ), оно же утверждало все принимаемые законы. Взаимоотношения между царем и народом во многом напоминали взаимоотношения домовладыки (pater familias) и его подвластных по домохозяйству лиц — жены, сыновей, рабов и т.д. Еще во времена правления Ромула вeсь народ был поделен на 30 частей. Эти части Ромул назвал куриями , поскольку он выполнял работу по управлению делами города-государства посредством подачи мнений этих частей. Таким образом, он впервые учредил куриальные законы, которые предлагали и последующие цари.
Самые крупные перемены в истории царского периода связывают с правлением предпоследнего царя Сервия Туллия , который, подобно Солону и Клисфену в Афинах , изменил представительство в делах пo управлению государством с учетом имущественного ценза и места обитания. Вместо деления на патрициев , клиентов и рабов он ввел деление на шесть классов. Каждый такой класс должен был поставлять определенное число военных подразделений — центурий . Первый класс был облечен полномочием выставлять 80 центурий, второй, третий и четвертый — пo 20, а пятый — 30 центурий.
Кроме того, вне этих классов оказались 18 центурий всадников , из которых только шесть принадлежали представителям патрициев. Две центурии составили ремесленники, две другие — музыканты, и только одну центурию — пролетарии (бедняки), которые были людьми малоимущими, располагавшими только потомством (proles), а не имуществом.
Всего было 193 центурии. Абсолютное большинство при голосовании фактически принадлежало высшим классам (только у первого класса с eгo 80 центуриями тяжеловооруженных пехотинцев и класса всадников с его 18 центуриями было 98 голосов).
Собрания пo центуриям со временем присвоили себе столько важных и разнообразных полномочий, что тем самым сильно приуменьшили полномочия кypиатных собраний. Новое разделение не смогло полностъю приглушитъ соперничество сословий, и нa этой волне Тарквиний , после свержения и убийства своего тестя Сервия Туллия , стал царем-тираном , которого после вопиющих нарушений морали и прав сограждан изгнали за пределы города-государства. Изгнанник так и нe смог при всех неустанных усилиях вернуться к власти.
Территориальная организация общины после реформ Туллия обрела новую конфигурацию: в ней возникли округа, получившие название триб (это обозначение не племен, а территориальных единиц, созданных для удобства управления и налогообложения). Однако важным политическим последствием этих перемен стало формирование новых разновидностей народных собраний и принимаемых ими соответствующих решений. Куриатные собрания дополнились собраниями центуриатными и трибутными .
В результате таких новаций патрицианские роды навсегда утратили былую монополию нa осуществление государственной власти
8.