Доверительных отношений между органами внутренних дел и населением
Одним из системообразующих элементов, в полном объеме выполняющим все функции связей с общественностью в ОВД, является пресс-служба. Применительно к другим органам власти ее даже рассматривают в качестве одного из механизмов управления деятельностью данных органов. Поэтому в этом параграфе мы рассмотрим, каким образом деятельность пресс-службы может способствовать выстраиванию оптимальной модель коммуникаций между ОВД и населением.
Пресс-служба - постоянно действующая служба работы со средствами массовой информации при органах власти, крупных предприятиях, международных компаниях и др. Под массовой информацией в данном случае понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Согласно статье 38 Закона о средствах массовой информации: «Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах». [60]
Существует множество вариантов состава пресс-служб в зависимости от масштабов деятельности организованной структуры.
Эффективную работу пресс-службы характеризуют следующие особенности:
1. Пресс-секретарь или руководитель пресс-службы должен иметь прямой выход на руководителя государственного органа, в состав которого входит пресс-служба, а также должен обладать полной информацией о текущей деятельности госоргана.
2. Деятельность пресс-службы строится в строгом соответствии с целями и задачами органа власти на кратко-, средне- и долгосрочный периоды.
3. Пресс-секретарь или руководитель пресс-службы должен оперативно получать от других подразделений всю информацию, необходимую для реализации поставленных руководством задач.
4. Пресс-секретарь должен принимать участие в планировании мероприятий с участием руководства, которым необходимо придать общественный резонанс.
5. Пресс-секретарь или руководитель пресс-службы должен пользоваться доверием, быть профессионалом в своей области и иметь хорошие контакты в журналистской среде.[61]
С созданием МВД России пресс-служб и подразделения информации и общественных связей органов внутренних дел функционируют во всех подразделениях системы Министерства. Сегодня эти подразделения представляют собой мощные мобильные отряды профессионалов, играют существенную роль в реализации задач и функций, выполняемых МВД России, формируют положительный образ сотрудника органов внутренних и является основным связующим звеном с гражданским населением. Без их тесного делового сотрудничества с представителями средств массовой информации было бы невозможно довести до широкой общественной аудитории ни одну информацию, в том числе и направленную на воспитание правового сознания граждан, пропаганду законопослушности, способствующую укреплению правового демократического государства.[62]
Внутренняя структура главных управлений складывается в основном по линейно-зональному принципу. Главные управления Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации по федеральным округам являются окружными подразделениями МВД Российской Федерации. Их основными задачами являются:
· координация, контроль и анализ деятельности органов внутренних дел в соответствующих федеральных округах;
· организация деятельности органов внутренних дел в соответствующих федеральных округах по борьбе с организованной преступностью, носящей межрегиональный характер;
· организация взаимодействия органов внутренних дел с полномочными представителями Президента Российской Федерации в соответствующих федеральных округах.
Согласно иерархическому построению и территориальному принципу формирования МВД, УВД подчиняются МВД России, а также соответственно Президенту РФ, Правительству РФ, главе администрации субъекта Федерации. Под их непосредственным руководством находятся городские районные линейные органы, подведомственные предприятия, учреждения и организации внутренних дел.
Как правило, структурные подразделения УВД России в своем подавляющем большинстве преследуют следующие цели:
· организовать оперативно-служебную деятельность ОВД на соответствующих направлениях;
· реализовать полномочия по непосредственной борьбе с преступностью и охране общественного порядка (охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, борьба с преступностью);
· участвовать в демократизации государственного управления;
· содействовать становлению гражданского общества.[63]
Далее перечислим задачи, которые перед собой ставят подразделения информации и общественных связей и пресс-служб МВД:
1. Осуществление связей с журналистами, теле- видео-, киностудиями, редакциями, творческими, общественными объединениями, политическими партиями в целях оказания им необходимой информационной и организационной помощи в работе над материалами о деятельности органов внутренних дел;
2. Проведение информационно-аналитической работы, подготовка обзоров и предложений на основе изучения материалов периодической печати, отражающих деятельность органов внутренних дел;
3. Осуществление оперативного руководства пресс-службами ОВД и оказание методической и организационной помощи для наиболее эффективного взаимодействия со средствами массовой информации.
4. Организация и проведение пресс-конференций, брифингов, «круглых столов» с участием руководителей Министерства;
5. Обеспечение связи Министерства с центральными и местными средствами массовой информации;
6.Подготовка материалов для информирования населения через средства массовой информации о задачах и результатах деятельности Министерства и органов внутренних дел;
7.Информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, населения о деятельности министерства и органов внутренних дел в условиях чрезвычайных ситуаций;
8. Участие в проведении социологических исследований, анализе и изучении общественного мнения по вопросам, представляющим интерес для органов внутренних дел;
9.Оперативное распространение в средствах массовой информации официальной информации о решениях руководства Министерства, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций, происходящих событиях, участии сотрудников органов внутренних дел в обеспечении правопорядка и общественной безопасности;
10. Осуществление аккредитации журналистов.
Ключевым моментом деятельности пресс-службы ОВД является полноценная работа с населением. Для поддержания обратной связи с населением управление внутренних дел взяло на вооружение принципы работы общественной приемной. Еженедельно на оперативных сообщениях анализируются письма граждан, их обращения в приемную, происходит ознакомление с контент - анализом прессы и последующая корректировка рабочих планов службы PR.
Также для улучшения взаимодействия с населением в дежурной части ОВД установлен «телефон доверия», прием обращений граждан по которому осуществляется круглосуточно.
Во время кризисных ситуаций УВД активизирует различные механизмы социальной рекламы, используя их как средства воздействия на сознание граждан. Социальная реклама может быть направлена на предупреждение уличной преступности, краж и грабежей сотовых телефонов, детской безнадзорности; профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганду здорового образа жизни и предупреждению наркомании; профилактику правонарушений в сфере безопасности дорожного движения.
Другой формой взаимодействия с населением являются собрания, на которых представитель ОВД знакомится с общественным мнением по конкретному вопросу непосредственно в процессе его представления. Негативным моментом данной формы встреч является невозможность соблюдать повестку дня и следовать во всем предусмотренной процедуре, так как мнение может возникнуть в процессе обсуждения проблемы. Более того, в подобных встречах не смогут принять участие все существующие группы населения. Но само наличие подобных встреч, наличие у граждан возможности прямого диалога с представителем ОВД уже будет шагом для выстраивания доверительных отношений.
Альтернативные способы взаимодействия с населением являются:
· референдумы,
· ежегодные доклады,
· новостные письма,
· публикации,
кабельное телевидение или компьютеризированное общение,
· награды, получаемые гражданами (например, Гражданин года),
награды от групп населения, получаемые чиновниками,
· связи с местными ассоциациями,
· возможности граждан принять участие в работе департамента или комитета,
· организованная деятельность в парках и других общественных местах,
· культурные мероприятия,
· связи с бизнес - ассоциациями.
Наиболее эффективное взаимодействие с населением обеспечивают СМИ. ОВД могут использовать несколько методов содействия СМИ в процессе распространения информации о данной структуре. Представитель пресс-службы ОВД по возможности должен распространять как можно больше точной, полноценной и всеобъемлющей информации населению. Новостной релиз или анонс события должен быть составлен в формате, соответствующем определенному типу СМИ и направлен сотруднику, ответственному за данную группу новостей. Однако, как говорилось ранее, большинство из распространяемой информации посвящено какой-либо проблеме, а задача освещения работы сотрудников ОВД, использование СМИ как инструмента для создания доверия практически не используется. СМИ, в свою очередь, в погоне за сенсациями заинтересованы показать деятельность ОВД скорее в негативном свете, чтобы вызвать резонанс в обществе и привлечь внимание к своему изданию.
Эффективное взаимоотношение пресс-службы ОВД со СМИ предполагают налаживание двусторонней информационной связи. С одной стороны, это означает предоставление информации о деятельности органов внутренних дел средствам массовой информации с целью ее последующего открытого распространения и доведения до всех заинтересованных представителей различных категорий общественности, а с другой – самостоятельный активный поиск и использование информации о полиции.
Основой равноправных отношений между СМИ и подразделениями информации и общественных связей Министерства внутренних дел Российской Федерации является взаимное доверие сторон в этом общении. Одновременно этика отношений редакций СМИ и пресс-службы формируется под влиянием профессиональных традиций журналистского сообщества, равно как и этических кодексов деятельности организации по связям с общественностью и кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД.
Для того, чтобы сотрудники отдела информации и общественных связей МВД могли как можно больше привлечь внимание СМИ к определенной проблеме им необходимы информационные поводы, другими словами это событие или явление, которое может заинтересовать читателя, зрителя или слушателя того или иного средства массовой информации. Сотрудничество со СМИ, налаженное во время реализации специальных проектов поможет выстроить долгосрочные и взаимовыгодные отношения с журналистами.[64]
С появлением сети Интернет у представителей СМИ появилась возможность экономить свое время. Например, подготовка материала и поиск информации теперь занимают гораздо меньше времени, так как в сети выложена масса публикаций и современной литературы.
Отношения ОВД со СМИ посредством Интернета можно построить на следующих направлениях:
· создание веб-сайтов, ориентированных на работу со СМИ;
· осуществление персонализированной информационной рассылки;
· организация он-лайн интервью.
И здесь мы видим новые возможности: освещение некоторых аспектов внутренней жизни ОВД (конкурсы на звание лучшего сотрудника, внутренние неформальные мероприятия) позволят воспринимать сотрудников ОВД как таких же людей, что будет способствовать росту доверия.
Организация он-лайн интервью и освещение в них профилактических мероприятий, реальных достижений органов власти позволит увидеть обычному гражданину, что ОВД совершают полезную для общества работу, поскольку часто эта информация просто не доходит до граждан.
Однако необходимо отметить и негативные стороны чрезмерного применения Интернет-ресурсов. Благодаря всеобщей доступности, в Интернете зачастую возможен запуск недостоверной информации. Также отсутствие полного перечня требуемой информации может привести к ограниченности взгляда.
Ключевая цель наполнения и продвижения сайтов территориальных подразделений МВД России – создание и поддержание качественного и современного интернет - ресурса территориального подразделения МВД России для предоставления гражданам актуальной информации о работе органов внутренних дел и формирования имиджа полиции как открытого и готового к взаимодействию с населением ведомства.[65]
На сайте для пользователей должна быть предусмотрена возможность воспользоваться формами обратной связи, принять участие в опросе или голосовании.
Работа пресс-службы по взаимодействию с прессой должна основываться на следующих правилах:
· Во взаимодействии с прессой следует проявлять гибкость.
· С прессой должен общаться только один человек. При несогласованности из различных источников в прессу может просочиться нежелательная информация.
· Нельзя ждать, когда будет собрана вся информация. Этот принцип актуален при кризисных ситуациях, когда нет всей полноты информации. Оставляя вопросы прессы без ответа, вы можете способствовать неправильному освещению происходящих событий, что впоследствии будет сложно исправить.
· Необходимо оставлять без ответа провокационные вопросы. Журналисты часто любят задавать подобные вопросы, чтобы уличить во лжи или вытянуть скандальную информацию. Данные вопросы лучше пропускать или не давать точного ответа, уйти от него.[66]
Таким образом, от профессионализма представителей пресс-службы, работающих со СМИ, очень сильно зависит, какие отношения сложатся у ОВД с обществом. Небольшая ошибка даже одного сотрудника пресс-служб может вызвать большой резонанс в обществе.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для эффективного функционирования пресс-службы в органах внутренних дел в первую очередь необходимо определить ее цели, которые в свою очередь помогут правильно организовывать работу отдела, так как в разных государственных структурах пресс-службы выполняют разные функции. Кроме информирования населения о деятельности органов внутренних дел пресс-служба также должна заботиться и о доверии населения к полиции. Речь идет не просто о понимании со стороны населения то, что делают правоохранительные органы, а о принятии и, в конечном счете, о совместной деятельности ОВД с населением.
В современных условиях органы внутренних дел занимают активную позицию в вопросах взаимодействия со СМИ с целью информационного обеспечения своей деятельности. Ежедневно сотрудники пресс-службы должны проводить активную работу, направленную на оперативное, всестороннее информирование граждан о деятельности ОВД, формирование граждан объективного мнения о работе правоохранительных органов, создание у населения доверительного отношения к органам внутренних дел. Тесный контакт правоохранительных органов со СМИ позволяет обеспечить наиболее объективное отображение проблем укрепления правопорядка и борьбы с преступностью и дать оценку деятельности правоохранительной системы и государства в целом.