Классификация конституций и их структура

Конституции различных стран представляют собой довольно пеструю картину. Совершенно одинаковых конституций мы не встретим, они существенно отличаются друг от друга по характеру принятия, по их форме, содержанию. В то же время в различных конституциях можно выделить какие-то общие свойства, дающее возможность их классифицировать, т.е. группировать. Классификация конституций позволяет нам ориентироваться в их многообразии, способствует установлению закономерно существующих между ними связей, позволяет лучше их различать и сопоставлять друг с другом, облегчает восприятие общей картины конституционного законодательства в мире.

Существует ряд критериев, по которым конституции классифицируют:

1. По форме, т.е. способу организации заключенного в ней материала выделяют – конституции, состоящие из одного нормативного акта или нескольких нормативных актов.

Конституции большинства стран мира представляют собой единый нормативный правовой акт наивысшей юридической силы. Их еще называют консолидированными, или иначе – кодифицированными. Такими (едиными) актами являются, например, Конституции Республики Беларусь, Российской Федерации, Италии, Политическая Конституция Мексиканских Соединенных Штатов, Основной Закон ФРГ и т.д.

Вместе с тем в ряде стран конституцией является совокупность нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. Так, Конституцию Финляндии составляют четыре органических закона: «Форма правления Финляндии» (1919г.), «Акт об Эдускунте» (1928г.), «Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного Совета и канцлера юстиции» (1922г.), «Акт о государственном суде» (1922г.). Конституция Швеции состоит из 3 нормативных актов. Конституцию Канады также образуют несколько нормативных актов. Такие конституции называют неконсолидируемыми, или иначе – некодифицированными.

2. По времени принятия конституции подразделяют на:

а) «старые», принятые за очень большой период времени – с конца XVIII века по 1918-й год XX века. Почему именно такие даты? Конец XVIII века – это принятие первой писаной конституции (США, 1787г.). А 18-й год XX века – окончание Первой мировой войны. Конечно, такой отрезок достаточно условен. В настоящее время осталось очень немного старых действующих конституций. Среди них – Конституции Норвегии (1814г.), Люксембурга (1868г.), Швейцарии (1874г.) и еще нескольких стран;

б) «новые» конституции, принятые в период между первой и второй мировыми войнами. К числу ныне действующих конституций, принятых в этот период можно отнести Конституции Финляндии, Ирландии, Княжества Лихтенштейн и некоторых других государств;

в) Конституции «новейшие», принятые после 1945г. и до начала 80-х годов XX века. Это - Конституции Франции (1946г.), Италии (1947г.), Японии (1947г.), Испании (1978г.), Португалии (1976г.) и т.д.;

г) Конституции «сверхновейшие», принятые, примерно, в течение последних двадцати лет. К разряду этих конституций можно отнести, например конституции бывших республик СССР и стран «социалистического содружества»;

3. По способу внешнего выражения конституционных норм конституции подразделяются на писаные и неписаные.
К писаным относят конституции, принятые в виде единого акта и имеющие конкретную юридическую форму. Такая конституция – это определенным образом кодифицированный сборник норм, который имеет четкую структуру, название, принимается в установленном законом порядке. Писаных конституций большинство.

Под неписаной конституцией принято понимать определенный набор законов, которые регулируют самые важные отношения в жизни государства и общества. Кроме того, в неписаную конституцию принято включать судебные решения, имеющие характер прецедента и некоторые правовые обычаи. Считается, что есть три страны, в которых действует неписаная конституция: Великобритания, Новая Зеландия и Израиль. Вместе с тем, некоторые авторы полагают, что термин «неписаная конституция» не совсем правильно использовать при классификации соответствующих конституций, поскольку относящиеся к ним те или иные акты являются также кодифицированными и изложены в письменной форме.

4. По способу принятия конституции делятся на октроированные (или дарованные) и «народные» (т.е. принятые на референдуме или представительным органом – парламентом, учредительным или конституционным собранием). Октроированные – это такие конституции, которые представляются народу в готовом виде без его участия в конституционной процедуре. Есть два варианта дарованной конституции. Первый – это когда монарх (как правило, абсолютный) принимает конституцию для своего государства, ни с кем не деля этого права. К числу самых старых дарованных конституций, сейчас, правда, не действующих, относятся французская Конституция 1814 года, Конституция Бельгии 1831 года, которая действовала вплоть до 1994 года, Канадская конституция 1867 года и Японская конституция 1889 года.

К действующим октроированным конституциям следует отнести Конституции Саудовской Аравии, Иордании, Кувейта, Катара и некоторых других стран.

Вторая разновидность дарованных конституций – это так называемые колониальные конституции, смысл которых состоял в том, чтобы снять накал национально-освободительной борьбы. Подобные конституции составляли государства-метрополии для своих колоний, чтобы их жители не требовали независимости. К примеру, англичане дважды – в 1919 и 1935 годах «дарили» конституции своей крупнейшей колонии – Индии. Однако, индийцы не признали этих конституций и, добившись независимости в 1950 г., приняли свою первую Конституцию.

Подавляющее же большинство конституций стран мира принимается «народным» путем, причем чаще всего – парламентом.

5. По порядку изменения и дополнения конституции подразделяются на гибкие и жесткие. Практически все писаные конституции являются жесткими, а неписаные – гибкие.

Гибкими называются конституции, которые изменяются и дополняются в том же порядке, что и текущее законодательство (Саудовская Аравия, Княжество Монако, а также вышеуказанные неписаные конституции – Великобритании, Израиля, Новой Зеландии).

Жесткими называются конституции, в которые вносятся изменения и дополнения в более сложном порядке, чем в текущие законы. Жесткость конституций обеспечивается:

· требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония, Республика Беларусь (ст.140);

· принятием поправок на референдуме (Франция, Республика Беларусь – разделы I, II, IV и VIII);

· утверждением поправок субъектами федерации (Германия, Российская Федерация, США);

· повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция).

Вместе с тем в ряде стран отдельные положения конституций имеют не одинаковую степень жесткости (Индия, Российская Федерация).

Помимо «обычной» жесткости в некоторых странах устанавливаются так называемые неизменяемые нормы. Например, такие нормы есть в итальянской конституции. Это ст.139, которая говорит о том, что республиканская форма правления не может изменяться. Аналогичные нормы есть в Португальской конституции.

Некоторые «жесткие» конституции устанавливают не одно правило «ужесточения», не одно требование, а несколько.

6. По времени действия конституции классифицируются на постоянные и временные. Первые из них формально имеют неограниченный срок действия, а вторые – принимаются на определенный срок. Однако постоянство указанных конституций нельзя истолковывать как их неизменность. Иногда постоянные конституции меняются довольно часто (к примеру, история Франции насчитывает 16 Конституций), а временные – действуют значительный период времени (к примеру, в Ираке, ОАЭ они действовали более четверти века). Временные конституции особенно распространены в переходные периоды развития государства – после революций, государственных переворотов.

7. По форме правления конституции разделяются на:

· монархические (Конституция Японии 1947 г.);

· республиканские (Конституция Франции 1958 г.).

8. В зависимости от политического режима конституции бывают:

· демократическими;

· авторитарными;

· тоталитарными.

Демократические конституции не только декларируют, но и гарантируют обеспечение прав человека и гражданина.

Авторитарные конституции ограничивают определенные права и, прежде всего, политические и гражданские – запрет на деятельность политических партий и т.п.

Тоталитарные конституции утверждают одну идеологию в качестве государственной и общеобязательной.

9. По форме государственно-территориального устройства конституции делятся на:

· федеративные (Российская Федерация);

· унитарные (Республика Беларусь, Греция).

В свою очередь, в федеративных государствах конституции делятся на федеральные и на конституции субъектов федерации (штатов, земель, провинций, республик, областей).

10. Выделяют также юридическую и фактическую конституцию:

· Юридическая конституция – это конституция в собственном смысле слова: нормативный акт, который имеет определенную сложившуюся форму, акт, который принят по установленным правилам;

· Фактическая конституция – обозначает не нормативный акт, а сложившуюся систему общественных отношений, т.е. это то, как положения юридической конституции реализуются на практике, в реальной жизни государства, это сложившийся порядок в конкретной стране.

Если фактическая и юридическая конституции идентичны, то юридическая конституция реальна. Она соответствует действительности. Если же какие-то нормы, записанные в конституции, не существуют в жизни (например, в конституции записано, что президент избирается каждые четыре года, а он не избирается лет шестнадцать под предлогами чрезвычайного положения или «по просьбе трудящихся»), то конституция становится фикцией – ее называют фиктивной конституцией. Стопроцентной реальности и стопроцентной фиктивности не бывает.

Структура конституции

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения. Иными словами, структура конституции – это порядок ее организационного строения, внутренняя последовательность расположения ее составных частей.

В основе обобщения конституционных норм в определенные разделы и главы лежит единство предмета регулирования, т.е. единство общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют. В основе определения последовательности расположения в конституции разделов и глав лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга.

По своей структуре конституции различны. Прежде всего, это объясняется формой правления государства, политическим режимом, территориальным устройством, историческими условиями принятия конституций, ее формой и т.д. Вместе с тем, практически всегда в качестве стандартных составных частей конституции выступают: преамбула (введение), основная часть и заключительные переходные положения.

Преамбулы носят торжественно-декларативный характер, в них часто фиксируются цели и функции государства, они как бы предопределяют дальнейшее содержание конституции. Преамбула, как правило, не имеет юридической силы, хотя есть и исключения. Например, нормативный характер носит преамбула действующей Конституции Франции (1958 г.), в которой в частности дается характеристика данного государства как неделимого, светского, демократического и социального, а также закрепляется равенство всех граждан перед законом.

Конституции некоторых государств преамбулы не имеют (Греция, Италия, Бельгия, Норвегия, Дания, Египет и др.).

Построение основной части (собственно текста конституции) всегда не случайно. Авторы конституций всегда идут от важнейших институтов к менее важным. Долгое время на первое место «ставили» парламент, главу государства, затем правительство и другие органы государства – суд, местные органы и т.д. Однако после второй мировой войны появилась тенденция на первое место ставить разделы о правах и свободах гражданина.

Заключительные и переходные положения позволяют обеспечить плавный переход к реализации тех норм конституции, которые не могут быть исполнены с введением в действие конституции. Иными словами, данный раздел конституции обычно включает нормы, закрепляющие сроки и порядок перехода от правил, закрепленных в предыдущей конституции, к новым правилам, а также сроки избрания (формирования) новых органов государства и т.д.

По своей структуре Конституция Республики Беларусь 1994 года состоит из преамбулы, девяти разделов, восьми глав, объединяющих 146 статей. С тем, чтобы представить структурное построение Основного Закона нашего государства, назовем его разделы:

· Раздел I. Основы конституционного строя;

· Раздел II. Личность, общество, государство;

· Раздел III. Избирательная система. Референдум;

· Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, Суд;

· Раздел V. Местное управление и самоуправление;

· Раздел VI. Прокуратура, Комитет государственного контроля;

· Раздел VII. Финансово-кредитная система Республика Беларусь;

· Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения;

· Раздел IX. Заключительные и переходные положения.

Наши рекомендации