Заполните пропуски в тексте
«В условиях нарастания беспорядков в Петрограде военнослужащими и пролетариатом был создан ____________________________________________(1) [название органа]. Параллельно группой депутатов IV_____________________________________________(2) [название органа] был сформирован её временный комитет. 1 марта 1917 г. на его основе при поддержке (1) было сформировано ________________________________________(3) [название органа], во главе которого стал Г. Львов. (1) издал известный «_______________
________________________» (4) [название документа], в соответствии с которым повиновение офицерам в армии и на флоте прекращалось, началась так называемая «демократизация» императорской армии <…>
В августе 1917 г. на Петроград двинулись войска генерала Л.Г. Корнилова. Их движение приостанавливали рабочие-железнодорожники и воины революционно настроенных частей. В самом городе из числа вооружённых рабочих и солдат стали формироваться отряды __________________________________(5) [названия революционных вооружённых формирований] <…>
К поздней осени 1917 г. (1), равно как и другие подобные ему органы в крупных промышленных центрах Российской империи оказались в руках большевиков. В ночь на 25 октября (7 ноября) 1917 г. (2) было арестовано, а вместо него был создан постоянно действующий орган власти – _____________________________________________(6) [название органа], первым председателем которого стал В.И. Ленин. Уже в ночь революции в Петрограде открыл свой работу II ________________________________________________
___________________ (7) [название органа]. На нём в первые же часы работы были приняты два документа – «_______________________________» (8) [название документа] и «_______________________________________» (9) [название документа]. В соответствии с первым из них земля немедленно переходила в руки тех, кто её обрабатывает. Второй документ провозглашал стремление новой власти к прекращению боевых действий и выходу России из состояния войны без аннексий и контрибуций. Спустя полгода, 3 марта 1918 г., после драматичного наступления немцев, представителями Советской России был подписан ____________________________(10) [договор по названию места, где он был подписан]…
Для наведения порядка в стране новой властью была создана 7 декабря 1917 г. ________________________________________________(11) (сокращённо – ВЧК) [название органа], ответственная за борьбу с контрреволюцией, бандитизмом, уголовными и прочими преступлениями, восстановлением нормального функционирования государственной системы.
Германское наступление в феврале 1918 г. показало необходимость срочной замены отрядов (5), малочисленных, плохо вооружённых и имевших выборными командирами, регулярными военными силами. 23 февраля 1918 г. руководством Советской России было принято решение о формировании _______________________________________________
______________________ (12) (сокращённо – РККА) [название вооружённых сил страны]…»
3. Какие из перечисленных мер законодательного характера были приняты Временным правительством России в марте – октябре 1917 года.
1) Об отмене вероисповедальных и национальных ограничений
2) О провозглашении России республикой
3) О введении 8-часового рабочего дня
4) Об отмене смертной казни и военно-полевых судов
5) Об уравнении прав мужчин и женщин
6) Об охране посевов
7) Об отделении церкви от государства и церкви от школы
8) О социализации земли
9) Об амнистии «всем страдальцам за благо Родины»
10) О введении Григорианского календаря
11) О демократизации армии
5. Датируйте отрывки из документов с точностью до дня (по 1 баллу за каждый правильный ответ; дополнительно по 1 баллу за название документа или указание на событие, которому он посвящен). К какому периоду российской истории относятся все документы? (1 балл). Восстановите последовательность событий, используя буквенные обозначения отрывков
А. Равным образом отменяется титулование офицеров: ваше превосходительство, благородие и т.п. и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и т.д. Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов и, в частности, обращение к ним на «Ты» воспрещается и о всяком нарушении сего, равно как и о всех недоразумениях между офицерами и солдатами, последние обязаны доводить до сведения ротных комитетов.
Б. Женщины были настроены очень воинственно. He только работницы, но и массы женщин, стоящих в хвостах за хлебом, за керосином. Они устраивали митинги, они преобладали на улицах, двигались к Городской Думе с требованием хлеба, они останавливали трамваи: «Товарищи, выходите!» — раздавались энергичные возгласы. Они являлись на фабрики и заводы и снимали с работы.
В. Не желая расстаться с любимым Сыном Нашим, Мы передаем наследие Наше Брату Нашему Великому Князю Михаилу Александровичу и благословляем Его на вступление на Престол Государства Российского. Заповедуем Брату Нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу.
Г. В понедельник начали присоединяться к революционному народу первые восставшие полки: Волынский, Павловский и Литовский.
Д. Временный комитет членов Государственной думы при содействии и сочувствии столичных войск и населения достиг в настоящее время такой степени успеха над темными силами старого режима, что он дозволяет ему приступить к более прочному устройству исполнительной власти. Для этой цели Временный комитет Государственной думы назначает министрами первого общественного кабинета следующих лиц, доверие к которым страны обеспечено их прошлой общественной и политической деятельностью.
Е. Проникнутые этим новым духом освобожденной демократии заявления Временного правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлек за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе. Совершенно напротив, всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого
6. Перед вами отрывки из воспоминаний о событиях Февральской революции- 1917 г. Попытайтесь ОПРЕДЕЛИТЬ, к каким политическим силам принадлежал автор каждого из этих описаний. Приведите ВСЕ возможные аргументы.
1. Среди массы все сильнее назревало озлобление против текущих событий... Бешено растущие... цены на продукты питания, а особенно сильно ощущаемый недостаток хлеба усиливал это озлобление и вместе с тем отрезвлял массы от патриотического угара, навеваемого меньшевиками, эсерами и пр. в первые годы войны.... Разговоры о прекращении войны все больше и больше велись среди рабочих. Призыв Думы поддержать ее требования об ответственном министерстве успеха совершенно не имел. Даже сравнительно небольшой авторитет болтунов левого крыла Думы наконец пал, и пал окончательно.
2. Говорили о том: следует ли великому князю Михаилу принять престол или нет... Что значит совет принять престол в эту минуту? Я только что прорезал Петербург. Стотысячный гарнизон был на улицах. Солдаты с винтовками, но без офицеров, шлялись по улицам, беспорядочными толпами... А за этой штыковой стихией — кто? — Совет Рабочих Депутатов и «германский штаб —злейшие враги»: социалисты и немцы.... Принять престол сейчас — значило во главе верного полка броситься на социалистов и раздавить их пулеметами... Мне думалось: «Каким хорошим конституционным монархом он был бы...». Увы... Там, в соседней комнате, писали отречение династии.
3. Старый режим был упразднен по всей Руси, и мало кто сожалел по этому поводу. Вся страна ликовала. Царь отрекся сам и отрекся от имени своего сына. Великий князь Михаил отказался от престола.. Все — солдаты, служащие, студенты, просто граждане и крестьяне — были полны социальной активностью... Прошлой ночью мы провели собрание старых членов партии... Я отверг предложение экстремистского крыла и постарался уговорить собравшихся принять резолюцию о поддержке правительству... Новое большинство провело свою резолюцию о немедленном прекращении войны и столь же немедленном установлении социалистического правительства. Я высказался против этой программы... Со своими друзьями мы приступили к организации Всероссийского съезда крестьян... Вандервельде и Де-Брукер, лидеры бельгийских социалистов, посетили нас с визитом. «Вы первые русские социалисты, не обвинившие нас в «патриотизме» и не поносившие наши буржуазные суждения», — сказал Вандервельде, пожимая мне руку.
7. Соотнесите дату и событие, относящиеся к 1917 году. Даты указаны по старому стилю
А | Открытие I Всероссийского съезда советов | 2 марта | |
Б | Падение Риги | 18 апреля | |
В | Создание Временного правительства | 3 июня | |
Г | Выступление Корнилова | 21 августа | |
Д | Нота Милюкова | 28 августа | |
8. Прочтите отрывок из исторического источника:
«Временный комитет членов Государственной думы при содействии и сочувствии столичных войск и населения достиг в настоящее время такой степени успеха над темными силами старого режима, что он дозволяет ему приступить к более прочному устройству исполнительной власти. Для этой цели Временный комитет Государственной думы назначает министрами первого общественного кабинета следующих лиц, доверие к которым страны обеспечено их прошлой общественной и политической деятельностью» Выберите из приведенного ниже списка деятелей, вошедших в состав упомянутого в тексте «первого общественного кабинета»
1. А.И. Гучков 2. Б.В. Штюрмер 3. П.А. Столыпин 4. П.Н. Милюков
5. Г.Е. Львов 6. В.К. Плеве 7. А.Ф. Керенский
9. Прочитайте фрагмент из исторического источника и выполните предложенные задания.
Первые известия, полученные из Петрограда о роспуске Государственной Думы, не было неожиданностью для всего населения, а в особенности в Москве, как центре России. Это уже предчувствовал каждый человек, который горячо любит свою Родину, что при сложившихся обстоятельствах старое, выжившее из своего времени правительство существовать не может. Я прочитал в «Вечерних известиях» о роспуске Думы 28 февраля и как-бы предчувствовал дни великих событий. Рано утром 1 марта были известия, что город находится на осадном положении. Газет не было никаких, узнать что-либо, что происходит вокруг нас, было трудно. Вдруг мимо наших окон промчался автомобиль с тремя вооружёнными студентами и двумя солдатами при красном флаге, за ним другой, третий. Хотелось мне сходить на улицу и узнать что-либо о прошедшем, но это оказалось невозможным, выходная дверь корпуса была заперта. В 8 ч. утра заиграли сигнал для начала занятий по военным законам. Никто из ребят уже и не думал о старых, заученных нами законах, все думали о происходившем перевороте. Вечером был поставлен усиленный караул, чтобы никто к нам, а также и от нас не мог выйти. 2 марта утром первым достоверным источником была газета «Московский Листок», стали читать. Подходит подпрапорщик, берёт газету и рвёт её. То, что произошло в этот момент трудно даже описать. Моментально вся рота, как один человек, негодуя на своё начальство, за то, что держит нас в неведении, оделась и решила пойти в Думу и отдать себя новому правительству на защиту прав народной свободы.
1. О каком событии идет речь в тексте?
2. Укажите с точностью до дня хронологические рамки этого события 3. На основе собственных исторических знаний укажите
3 причины события, о котором идет речь в тексте.
4. На основе текста укажите, как автор воспринимает произошедшее событие. Приведите 3 аргумента из текста в подтверждение своей позиции.
5. О каком «новом правительстве» идет речь в тексте? Укажите инициалы и фамилию его первого главы.
6. На основе текста попытайтесь определить некоторые черты портрета автора текста, а именно примерный возраст, род занятий и будущую профессию.
10. Прочитайте фрагмент стихотворения Э. Багрицкого. О каком историческом периоде идет в нем речь? Какие две исторические личности упоминаются в этих строках. Обоснуйте свой ответ. Приведите три обоснования.
…И два человека над временем стали...
И первый, храня опереточный пыл,
Вопил и мотал головою ежастой;
Другой, будто глыба, над веком застыл,
Зырянин лицом и с глазами фантаста...
На площади гомон, гармоника, дым,
И двое встают над голодным народом.
За кем ты пойдешь?
Я пошел за вторымя
Романтика ближе к боям и походам...
Поземка играет по конским ногам,
Знамена полнеба полотнами кроют.
Романтика в партии! Сбоку наган,
Каракуль на шапке зернистой икрою...
11. Прочитайте фрагмент стихотворения К.Д. Бальмонта. О какой исторической личности идет речь? Ответ обоснуйте. Приведите три обоснования.
Наш царь — Мукден, наш царь — Цусима,
Наш царь — кровавое пятно, Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму — темно.
Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, — час расплаты ждет.
Кто начал царствовать — Ходынкой,
Тот кончит — встав на эшафот.
12. Прочитайте отрывок из речи известного политического деятеля. Выберите из предложенного перечня термины и понятия, связанные со временем его нахождения у власти.
«Страна требует крупных преобразований, но все улучшения в местных распорядках в суде и администрации останутся поверхностными, не проникнут вглубь, пока не будет достигнуто поднятие благосостояния основного земледельческого класса государства. Поэтому коренною мыслью теперешнего правительства, руководящею его идеей был всегда вопрос землеустройства. Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования - вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы»
1. «третьиюньский переворот»
2. «контрреформы»
3. «отруб»
4. «военный коммунизм»
5. «военно-полевой суд»
6. «военные поселения»
7. «октябристский маятник»
8. «мрачное семилетие»
13. Прочитайте фрагмент из исторического источника и выполните предложенные задания.
Начальнику штаба
В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и в согласии с Государственной думою признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном нашим, мы передаем наследие наше брату нашему великому князю Михаилу Александровичу и благословляем его на вступление на престол государства Российского. Заповедуем брату нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу. Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед ним повиновением царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь ему вместе с представителями народа вывести государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да поможет Господь Бог России.
1. Укажите дату с точностью до дня, когда был подписан этот документ.
2. В тексте есть ссылка на «дни великой борьбы с внешним врагом». О каком событии идет речь. Укажите в каком году оно началось и в каком завершилось.
3. Какое решение принимает автор, подписывая данный документ? Какие аргументы приводит автор в пользу данного решения. Приведите три аргумента. Какая общая мысль объединяет все эти аргументы?
4. Можно ли утверждать, что автор документа высказывается об изменении характера верховной власти в России? Свой ответ аргументируйте, используя источник. Приведите два аргумента.
14. Прочтите текст и укажите, о каком известном политическом деятеле идет речь: «Популярность росла с каждым месяцем. Уже весной он, министр юстиции, человек, занимающий не самый значимый в кабинете пост, воспринимался как символ Временного правительства и всей революции. С назначением на должность военного министра к числу восторженных поклонников < фамилия деятеля > примкнули миллионы солдат на фронте и в тылу. Никогда, не раньше, ни позже, ни один из российских лидеров не удостаивался такого масштабного и беззаветного почитания».
1. А.Ф. Керенский 2. В.И. Ленин 3. П.Н. Милюков 4. Ю.О. Мартов
15. Отметьте явления, характерные для российской экономики начала XХ в.:
1. Активная монополизация
2. Прямые налоги основная категория налогообложения
3. Появление нефтедобывающей отрасли
4. Зависимость от мировых экономических циклов
5. Многоукладный характер экономики
6. Главную статью российского экспорта в Европу составляли промышленные товары
7. Существование казенных заводов в военной отрасли
16. Прочитайте отрывок из программы политической партии начала ХХ в.
«Вообще ко всем мероприятиям, имеющим целью обобществление ещё в пределах буржуазного государства тех или иных отраслей народного хозяйства, усвоит положительное отношение постольку, поскольку демократизация политического строя и соотношение общественных сил, равно и самый характер соответствующих мероприятий, будут давать достаточно гарантий против увеличения таким путём зависимости рабочего класса от правящей бюрократии. Тем самым предостерегает рабочий класс против того «государственного социализма», который является отчасти системой полумер для усыпления рабочего класса, отчасти же своеобразным государственным капитализмом, сосредоточивая различные отрасли производства и торговли в руках правящей бюрократии ради её фискальных и политических целей». Выберите из списка приведенного ниже перечня исторических лиц, которые входили в эту партию.
1) В.М. Чернов 2) П.Н. Милюков 3) А.И. Гучков
4) В.И. Ленин 5) Н.Д. Авксентьев 6) Б.В. Савинков
7) Ю.О. Мартов 8) М.А. Спиридонова
«Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.
<…>
Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только всенародным Учредительным собранием.
Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:
1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, УДЕЛЬНАЯ, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, МАЙОРАТНАЯ, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней.
За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования.
<…> 5) Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой и мёртвый, переходит в исключительное пользование государства или общины, в зависимости от величины и значения их, без выкупа.
Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.
<…>
7) Землепользование должно быть уравнительным <…>».
1. Укажите название правового документа, из которого приведен данный отрывок текста.
2. Укажите полное название органа, который принял данный документ.
3. Укажите дату принятия данного документа.
4. Когда было созвано всенародное Учредительное собрание, о котором идет речь в анализируемом документе?
5. Какие правовые документы в сфере земельного вопроса были приняты Учредительным собранием при наличии кворума и впоследствии действовали в качестве источников права?
6. Раскройте содержание подчеркнутых в тексте понятий.
7. Кому согласно тексту данного документа принадлежало право собственности на всю землю?
8. Что в настоящем документе понималось под уравнительным землепользованием?