Теория и практика регионального развития РФ в постсоветский период
Основными процессами, трансформировавшими экономические и пространственные системы регионов Российской Федерации на протяжении последних 15 лет, были:
1) формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР;
2) демонтаж административно-плановой экономики и переход к экономике нового типа;
3) открытие национальной экономики для внешнего рынка;
4) изменения государственного устройства, в том числе административных и бюджетных отношений центра и регионов;
5) новая регионализация России, в ходе которой появляются новые регионы как культурные и социально-экономические образования, выстраиваемые на основе общей социальной и хозяйственной жизни поверх старых административных границ; ^ 6) следующий этап урбанизации («новый урбанизм»).
Региональная политика в широком ее понимании включает две составляющие: текущую и инвестиционную
поддержку регионов. Текущая поддержка направлена на обеспечение региональных бюджетов средствами,
необходимыми для реализации региональными органами власти возложенных на них полномочий хотя бы в
минимальных объемах. Цель инвестиционной поддержки регионов - сокращение различий между ними в
уровне социально-экономического развития. Текущая и инвестиционная поддержка регионов - это две
разные составляющие региональной политики не только по содержанию, но и институционально (за их
реализацию отвечают разные министерства). Соответственно, реформы текущей и инвестиционной
поддержки регионов шли относительно независимо друг от друга, по-разному выделяются и этапы их
развития, почти не пересекающиеся друг с другом, а если и пересекающиеся, то скорее случайно, нежели
закономерно.
Текущая финансовая поддержка регионов, или межбюджетные отношения, на протяжении постсоветских
лет находилась в состоянии почти непрерывной трансформации, тем не менее широкомасштабное
реформирование в этой сфере до сих пор не завершилось . В развитии межбюджетных
отношений можно выделить четыре этапа:
1) 1991 - 1993/1994 гг. - этап первоначального формирования межбюджетных отношений с сохранением
ряда особенностей советской бюджетной системы;
2) 1994 - 1998 гг. - начало этапа ознаменовалось проведением первой реформы межбюджетных отношений
при сравнительно высокой их консервативности в последующие годы;
3) 1998 - 2001 гг. - реформирование межбюджетных отношений на основе Концепции реформирования
межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 гг., утвержденной постановлением
Правительства РФ N 862 от 30 июля 1998 г.;
4) с 2001 г. и вплоть до настоящего времени - реформирование межбюджетных отношений на основе
Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.,
утвержденной постановлением Правительства РФ N 584 от 15 августа 2001 г.
Инвестиционная поддержка регионов в постсоветское время была и остается в "тени" текущей поддержки.
Причина этого довольно банальна: отсутствие средств, которые могут быть направлены на экономическое
развитие проблемных территорий. Соответственно, и реформирование инвестиционной поддержки шло
более медленными темпами, нежели текущей; реформ как таковых в этой сфере практически не было. В
развитии инвестиционной поддержки регионов можно выделить три этапа:
1) 1991 - 1995 гг. - стихийная инвестиционная поддержка территорий, основанная на принятии
индивидуальных решений по отдельным регионам;
2) 1996 - 2000 гг. - относительная упорядоченность инвестиционной поддержки регионов при сохранении
высокой роли индивидуальных решений;
3) 2001 г. и по настоящее время - первые попытки более или менее серьезного реформирования
инвестиционной поддержки регионов [Кузнецова, 2002].
Если этапы развития текущей поддержки регионов выделяются довольно точно -началу каждого нового
этапа соответствует новая реформа межбюджетных отношений, то границы этапов развития
инвестиционной поддержки регионов (или региональной политики в западном ее понимании) в
значительной степени размыты, и возникает вопрос критериев выделения этапов. В качестве таковых можно
предложить: степень проявляемого интереса со стороны федеральных властей к инвестиционной поддержке
регионов; состояние нормативной базы, регламентирующей инвестиционную поддержку регионов;
преобладающие инструменты инвестиционной поддержки регионов. Выделение двух последних критериев
связано с тем, что федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов и
свободные экономические зоны являются двумя основными инструментами региональной экономической
политики (в узком ее смысле) в России.
Основной инструмент инвестиционной поддержки субъектов Федерации с середины 1990-х гг. - федеральные целевые программы социально- экономического развития регионов. При этом каких-либо четких критериев отбора регионов, социально- экономические проблемы которых должны решаться программными методами с участием федерального бюджета, никогда не существовало и до сих нор не существует.
Вся информация по данной теме здесь – http://ecsocman.hse.ru/data/2010/12/15/1214861371/Kuznetsova.pdf