А. б. агапов 2 страница

Предназначение контроля............................................................. 586

Публичный контроль...................................................................... 586

Корпоративный контроль.............................................................. 587

Частноправовой контроль............................................................. 587

Организационный контроль.......................................................... 587

22.2. Публичная регламентация правоограничений.......................... 588

Публичные предпосылки введения правоограничений........ 588

Механизм правовой регламентации........................................... 589

Правоограничение в виде приостановления правомочия.... 590

Правоограничения в виде лишения права................................ 591

Публичные предпосылки прекращения права........................ 593

22.3. Лицензирование................................................................................... 594

Юридические предпосылки лицензирования........................... 595

Принципы лицензирования........................................................... 596

Правовая регламентация лицензирования............................... 601

Правовые режимы лицензирования............................................ 602

Унифицированный правовой режим лицензирования ………602

Специальные правовые режимы лицензирования............. 603

Паллиативный правовой режим лицензирования............. 603

Стадии лицензирования................................................................. 603

Лицензионный контроль................................................................ 606

Ответственность в сфере лицензирования................................ 609

22.4. Публичная контрактация.................................................................. 611

Предпосылки публичной контрактации.................................... 612

Правовая регламентация отношений в сфере публичной контрактации 613

Субъекты отношений в сфере публичной контрактации..... 615

Ответственность за нарушение обязательств публичного контракта 618

22.5. Техническое регулирование............................................................ 619

22.6. Распоряжение публичным имуществом на условиях концессионного соглашения 622

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 625

Раздел III. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Введение к Особенной части.................................................................. 629

Глава 23. Управление в сфере антимонопольной деятельности 631

23.1. Правовые предпосылки управления.............................................. 631

23.2. Организационная структура управления.................................... 633

23.3. Публичная регламентация деятельности субъектов естественной монополии 635

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 639

Глава 24. Методы осуществления государственной экономической политики 641

24.1. Организационная структура управления в сферах экономического развития 641

24.2. Публичная регламентация в сферах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровой, геодезической и картографической деятельности 644

24.3. Управление в сферах аккумуляции и аналитической обработки социальной и экономической информации 646

24.4. Управление в сфере аккредитации................................................. 646

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 647

Глава 25. Управление промышленностью, торговлей и отраслями топливно-энергетического комплекса 648

25.1. Организационная структура государственного управления промышленностью, торговлей и отраслями топливно-энергетического комплекса ............................................................. 648

25.2. Понятие торговли и ее социальное предназначение................ 651

25.3. Соглашения о разделе продукции.................................................. 654

25.4. Управление в сферах регионального развития и строительства 657

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 658

Глава 26. Управление агропромышленным комплексом........ 659

26.1. Методы государственной политики в отраслях сельскохозяйственного производства в советский период 659

26.2. Структура государственного управления отраслями агропромышленного комплекса 661

26.3. Публичный контроль и надзор в сфере ветеринарии............... 663

26.4. Управление в сфере рыбохозяйственной деятельности........... 664

26.5. Управление в сфере лесного хозяйства........................................ 665

26.6. Публичная регламентация в сфере алкогольного рынка........ 666

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 667

Глава 27. Управление транспортным комплексом и дорожным хозяйством 668

27.1. Организационная структура управления отраслями транспортного комплекса 668

27.2. Контроль и надзор в сфере транспортного комплекса............ 670

27.3. Государственное управление в сфере железнодорожного транспорта 671

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 672

Глава 28. Государственное управление в сферах связи и информационных технологий 673

28.1. Организационная структура управления.................................... 673

28.2. Обеспечение государственной политики в сфере информационных технологий и связи 676

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 679

Глава 29. Управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования 680

29.1. Организационная структура управления.................................... 680

29.2. Публичный контроль и надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования 683

29.3. Экологическая экспертиза................................................................ 685

Объекты экологической экспертизы........................................... 685

Содержание экспертной деятельности...................................... 687

Корреляция публичных и общественных экспертных полномочий 689

Ответственность за нарушения законодательства об экологической экспертизе 690

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 691

Глава 30. Управление публичным имуществом...................... 693

30.1. Имущественные правомочия публичных органов, организаций, учреждений 693

30.2. Организационная структура управления публичным имуществом 696

30.3. Организационно-правовые формы управления публичным имуществом 699

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 703

Глава 31. Управление в сфере финансов.................................. 704

31.1. Организационная структура управления в сфере
финансов................................................................................................ 704

31.2. Финансовый контроль, отнесенный к ведению Федерального казначейства и Росфиннадзора 706

31.3. Федеральная налоговая служба..................................................... 708

31.4. Федеральная служба по финансовому мониторингу............... 709

31.5. Публичные контроль и надзор в сфере страховой деятельности 713

31.6. Публичное регулирование деятельности товарных бирж и биржевой торговли 717

31.7. Публичная регламентация отношений в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней 719

Предназначение публичной регламентации............................ 719

Государственная политика в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней 720

Публичные контроль и надзор..................................................... 722

Меры властного принуждения, применяемые
при проведении контрольных мероприятий............................. 724

Федеральный пробирный надзор................................................ 726

Административная ответственность за нарушения правил оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.................................................................................................. 728

31.8. Методы государственного санкционирования отношений в сфере организации и проведения лотерей 729

Предназначение публичной регламентации............................ 729

Методы публичного санкционирования................................... 730

Регламентация публичных имущественных отношений...... 732

Публичный контроль за организацией и проведением лотерей 734

Административная ответственность за нарушение законодательства об организации и проведении лотерей............................................................................................................... 734

31.9. Валютное регулирование и валютный контроль...................... 735

Предназначение публичной регламентации............................ 735

Валютное регулирование.............................................................. 737

Валютный контроль........................................................................ 739

Содержание публичных обязанностей и ответственность за их нарушение 741

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 743

Глава 32. Регулирование внешнеторговой деятельности......... 744

32.1. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности 744

Субъекты публичной регламентации........................................ 744

Методы публичной регламентации............................................ 747

Правовое обеспечение внешнеторговой деятельности......... 749

Особые правовые режимы внешнеторговой
деятельности...................................................................................... 750

Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности 751

Меры публичного принуждения при импорте товаров........ 752

Публичная регламентация экспорта и импорта продукции военного назначения 755

32.2. Экспортный контроль........................................................................ 760

Предназначение публичной регламентации............................ 760

Методы публичной регламентации............................................ 761

Публичная ответственность за нарушения законодательства об экспортном контроле 762

32.3. Разрешительные полномочия органов экспортного
контроля................................................................................................... 764

Содержание публичных разрешительных полномочий....... 764

Лицензионные и иные разрешительные полномочия органов экспортного контроля 765

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 767

Глава 33. Управление таможенным делом............................... 768

33.1. Компетенция Федеральной таможенной службы ..................... 768

33.2. Система таможенных органов........................................................ 769

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 771

Глава 34. Управление в сфере социального строительства..... 772

34.1. Организационная структура управления в сферах образования и науки 772

34.2. Государственное регулирование в сфере научно-технической политики 775

34.3. Публичная регламентация отношений в сфере интеллектуальной собственности 777

34.4. Организационная структура управления в сферах здравоохранения и социального развития 778

34.5. Управление в сферах физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики 780

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 781

Глава 35. Управление в сфере культуры................................. 783

35.1. Роль директивных органов в регулировании общественных отношений в сфере культуры
(1917—1991 гг.).................................................................................... 783

35.2. Организационная структура управления в сферах культуры и искусства 787

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 791

Глава 36. Управление в сфере обороны................................... 793

36.1. Военное строительство в Российской империи.......................... 793

36.2. Статус Министерства обороны Российской Федерации и Вооруженных Сил РФ. Правовое положение Генерального штаба Вооруженных Сил РФ............................... 796

36.3. Организационная структура управления в сфере обороны... 798

36.4. Военно-административная структура
Вооруженных Сил РФ........................................................................ 801

36.5. Координационные полномочия Министерства обороны Российской Федерации. Управление в сфере военно-космической деятельности................................................................ 804

36.6. Реализация государственной оборонной политики
за пределами России. Участие Вооруженных Сил РФ в миротворческой деятельности и международных принудительных действиях.............................................................. 805

36.7. Государственный оборонный заказ, его статус
и реализация......................................................................................... 806

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 807

Глава 37. Управление в сфере безопасности............................ 808

37.1. Соотношение полномочий органов исполнительной власти и совещательных органов. Статус Совета Безопасности Российской Федерации как органа политико-правового руководства 808

37.2. Организационная структура управления в сфере безопасности. Управление в сфере охраны государственной границы Российской Федерации..................................................... 809

37.3. Понятие объектов государственной охраны. Компетенция Федеральной службы охраны Российской Федерации................................................................................................................... 813

37.4. Министерства и ведомства, осуществляющие внешнюю разведывательную деятельность 816

37.5. Государственная фельдъегерская службаРоссийской Федерации 817

37.6. Статус Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в сфере обеспечения общественной и экологической
безопасности......................................................................................... 818

Содержание публичных полномочий МЧС России............... 818

Административно-юрисдикционные полномочия МЧС России 821

Система МЧС России...................................................................... 822

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 824

Глава 38. Система органов внутренних дел России................. 825

38.1. Организационная структура управления в сфере внутренних дел в Российской империи 825

38.2. Организационная структура органов, обеспечивающих общественную безопасность 829

Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная миграционная служба 829

Статус полиции................................................................................ 833

Правоохранительная деятельность органов
внутренних дел................................................................................. 836

Федеральная служба Российской Федерации
по контролю за оборотом наркотиков....................................... 838

38.3. Обеспечение безопасности дорожного движения..................... 841

38.4. Структура внутренних войск МВД России................................. 843

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 844

Глава 39. Государственная регламентация внешнеполитической деятельности 845

39.1. Организационная структура управления внешнеполитической деятельности в Российской империи 845

39.2. Публичный статус Министерства иностранных дел Российской Федерации 847

Содержание властных полномочий МИД России.................. 847

Международно-правовые полномочия МИД России............ 851

Органы системы МИД России...................................................... 852

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 856

Глава 40. Управление в сфере юстиции................................... 857

40.1. Становление и развитие публичного управления в сфере юстиции 857

40.2. Содержание регистрационной, экспертной
и разрешительной деятельности Министерства
юстиции РФ........................................................................................... 859

40.3. Организационная структура управления; статус федеральных служб, подведомственных Минюсту России 861

Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 864

Заключение........................................................................................................... 866

Литература............................................................................................................ 870

Предисловие к восьмому изданию

В настоящее издание учебника внесены существенные коррективы, обусловленные не только законотворческими, но и прагматическими предпосылками. Внесение изменений и дополнений связано прежде всего с развитием отечественного публичного законодательства, обстоятельной регламентацией прежних публично-правовых институтов и становлением новых. Особое внимание в этой связи уделено обоснованию статуса публичных юридических лиц, а именно: публичных органов, публичных корпоративных образований и публичных учреждений. Исследования такого рода, предпринятые еще в первом издании учебника, обрели иную основу и содержание. Развитие законодательства о публичных юридических лицах обусловлено особыми политико-правовыми предпосылками, такое законодательство никогда не было опосредовано предшествующим законотворческим опытом, его становление и развитие всегда сопряжено с субъективным решением, а именно с волеизъявлением субъекта, осуществляющего государственную власть. Именно субъективным фактором объясняется появление новых публичных юридических лиц, статус которых не коррелируется с правомочиями юридического лица, установленными гл. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Сказанное относится прежде всего к особому публичному юридическому лицу — Инновационному центру «Сколково», организационно-правовая форма которого не только не соответствует Гражданскому кодексу РФ, но и не определена даже федеральным законом о его учреждении. Аналогичным образом, а именно — вне правил, установленных действующим цивилистическим и публичным законодательством, определен статус специального «федерального органа» — Следственного комитета Российской Федерации, — его статутные правомочия, так же как и в вышеуказанном случае, установлены специальным федеральным законом. Подобный метод правовой регламентации ad hoc, т.е. применительно к данному случаю, в целом характерен для становления и развития отечественного законодательства о публичных юридических лицах, такое законодательство затрагивает сферу не только публичной, но и цивилистической регламентации, наглядное тому свидетельство — законодательство о публичных корпоративных образованиях, а именно о государственных корпорациях и государственных компаниях. Статус таких юридических лиц всегда определяется специальным законодательством: применительно к вышеуказанным случаям — специальными федеральными законами, в соответствии с которыми устанавливается их иммунитет от имущественных и публичных обременений, предусмотренных действующим законодательством в отношении цивилистических и административных правомочий всех иных юридических лиц. Иными словами, публичные корпоративные образования сосуществуют в правовом социуме с иными юридическими лицами, но на основе особых правил регламентации. Следствием этого являются противоречия, необъяснимые с точки зрения истолкования действующего законодательства, но вполне естественные с позиции правового прагматизма, в соответствии с которыми именно политические предпосылки обуславливают целесообразность принятия того или иного законотворческого решения. Именно политико-экономическими реалиями нового фазиса развития государственного капитализма обусловлено распространение правомочий некоммерческой организации на один из крупнейших по уровню капитализации отечественных банков — Банк развития, также весьма необычны правовые предписания, наделяющие некоммерческую организацию — Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» — публичными правомочиями в сферах нормативно-правового регулирования и контроля упраздненного Федерального агентства по атомной энергии. Во всех вышеуказанных случаях субъективный прагматический фактор является доминирующей основой принятия законотворческого решения, на такой основе и развивается отечественное законодательство о публичных юридических лицах.

Сказанное относится не только к публичным некоммерческим организациям, но и к публичным органам, прежде всего — к статутному законодательству о федеральных органах исполнительной власти. Публичные права и обязанности федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, каждое из которых наделено правомочиями юридического лица, с момента прекращения деятельности Союза ССР и до сих пор регламентируются не федеральными законами, а подзаконными актами — указами Президента России и постановлениями федерального Правительства, устанавливающими особые правила организации публичного юридического лица, и прежде всего специальные правила перераспределения полномочий в случаях присоединения или преобразования таких юридических лиц, отличные от правил, установленных ст. 57, 58 Гражданского кодекса РФ. Применительно к данному случаю подзаконный политико-правовой акт устанавливает особые правила правовой регламентации, отличные от правил, определенных кодифицированным цивилистическим законодательством.

Сказанное свидетельствует об особой значимости публичных юридических лиц в административной регламентации, решению этой актуальной задачи уделено значительное внимание в данном издании учебника.

Еще одной насущной проблемой является развитие отечественного законодательства о публичном санкционировании, и прежде всего — лицензионного и таможенного законодательства. Новеллы законодательной регламентации в этой сфере нуждаются в надлежащем теоретическом и прагматическом истолковании и решению этой проблемы также уделено особое внимание. В целом новое издание в большей мере учитывает теоретические и практические потребности обучающихся в вузах, прежде всего в нем обстоятельно исследуются предписания публичного имущественного законодательства, на основе таких аналитических методов изучения курса административного права неизбежно приходишь к выводу о глубинной сопричастности, взаимообусловленности методов цивилистической и публично-правовой регламентации, свидетельствующему о прагматической значимости нашего учебного курса.

Принятые сокращения

1. Нормативные правовые акты

Конституция РФ — Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

БК РФ — Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145‑ФЗ

ВдК РФ — Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74‑ФЗ

ВзК РФ — Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60‑ФЗ

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51‑ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г. № 14‑ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146‑ФЗ; часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230‑ФЗ

ГрК РФ — Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190‑ФЗ

ЖК РФ — Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188‑ФЗ

КВВТ РФ — Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ

КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195‑ФЗ

КТМ РФ — Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81‑ФЗ

НК РФ — Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. № 146‑ФЗ; часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117‑ФЗ

ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197‑ФЗ

ТКТС — Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 17

УИК РФ — Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1‑ФЗ

УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63‑ФЗ

2. Органы власти

Банк России, ЦБ РФ — Центральный банк Российской Федерации

ГУСП — Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации

ГФС России — Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации

МВД России — Министерство внутренних дел Российской Федерации

МИД России — Министерство иностранных дел Российской Федерации

Минздравсоцразвития России — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Минкомсвязь России — Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Минкультуры России — Министерство культуры Российской Федерации

Минобороны России — Министерство обороны Российской Федерации

Минобрнауки России — Министерство образования и науки Российской Федерации

Минприроды России — Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Минпромторг России — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Минрегион России — Министерство регионального развития Российской Федерации

Минсельхоз России — Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Минспорттуризм России — Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

Минтранс России — Министерство транспорта Российской Федерации

Минфин России — Министерство финансов Российской Федерации

Минэкономразвития России — Министерство экономического развития Российской Федерации

Минэнерго России — Министерство энергетики Российской Федерации

Минюст России — Министерство юстиции Российской Федерации

МЧС России — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Росавиация — Федеральное агентство воздушного транспорта

Росаккредитация — Федеральная служба по аккредитации

Росавтодор — Федеральное дорожное агентство

Росалкогольрегулирование — Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

Росархив — Федеральное архивное агентство

Росводресурсы — Федеральное агентство водных ресурсов

Росгидромет — Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Росграница — Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации

Росжелдор — Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Росздравнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

Росимущество — Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Роскомнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Роскосмос — Федеральное космическое агентство

Рослесхоз — Федеральное агентство лесного хозяйства

Росморречфлот — Федеральное агентство морского и речного транспорта

Росмолодежь — Федеральное агентство по делам молодежи

Роснедра — Федеральное агентство по недропользованию

Рособоронзаказ — Федеральная служба по оборонному заказу

Рособоронпоставка — Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств

Рособрнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Роспечать — Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Роспотребнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Росприроднадзор — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Росреестр — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Росрезерв — Федеральное агентство по государственным резервам

Росрыболовство — Федеральное агентство по рыболовству

Россвязь — Федеральное агентство связи

Россельхознадзор — Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Наши рекомендации