А. б. агапов 2 страница
Предназначение контроля............................................................. 586
Публичный контроль...................................................................... 586
Корпоративный контроль.............................................................. 587
Частноправовой контроль............................................................. 587
Организационный контроль.......................................................... 587
22.2. Публичная регламентация правоограничений.......................... 588
Публичные предпосылки введения правоограничений........ 588
Механизм правовой регламентации........................................... 589
Правоограничение в виде приостановления правомочия.... 590
Правоограничения в виде лишения права................................ 591
Публичные предпосылки прекращения права........................ 593
22.3. Лицензирование................................................................................... 594
Юридические предпосылки лицензирования........................... 595
Принципы лицензирования........................................................... 596
Правовая регламентация лицензирования............................... 601
Правовые режимы лицензирования............................................ 602
Унифицированный правовой режим лицензирования ………602
Специальные правовые режимы лицензирования............. 603
Паллиативный правовой режим лицензирования............. 603
Стадии лицензирования................................................................. 603
Лицензионный контроль................................................................ 606
Ответственность в сфере лицензирования................................ 609
22.4. Публичная контрактация.................................................................. 611
Предпосылки публичной контрактации.................................... 612
Правовая регламентация отношений в сфере публичной контрактации 613
Субъекты отношений в сфере публичной контрактации..... 615
Ответственность за нарушение обязательств публичного контракта 618
22.5. Техническое регулирование............................................................ 619
22.6. Распоряжение публичным имуществом на условиях концессионного соглашения 622
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 625
Раздел III. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Введение к Особенной части.................................................................. 629
Глава 23. Управление в сфере антимонопольной деятельности 631
23.1. Правовые предпосылки управления.............................................. 631
23.2. Организационная структура управления.................................... 633
23.3. Публичная регламентация деятельности субъектов естественной монополии 635
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 639
Глава 24. Методы осуществления государственной экономической политики 641
24.1. Организационная структура управления в сферах экономического развития 641
24.2. Публичная регламентация в сферах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровой, геодезической и картографической деятельности 644
24.3. Управление в сферах аккумуляции и аналитической обработки социальной и экономической информации 646
24.4. Управление в сфере аккредитации................................................. 646
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 647
Глава 25. Управление промышленностью, торговлей и отраслями топливно-энергетического комплекса 648
25.1. Организационная структура государственного управления промышленностью, торговлей и отраслями топливно-энергетического комплекса ............................................................. 648
25.2. Понятие торговли и ее социальное предназначение................ 651
25.3. Соглашения о разделе продукции.................................................. 654
25.4. Управление в сферах регионального развития и строительства 657
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 658
Глава 26. Управление агропромышленным комплексом........ 659
26.1. Методы государственной политики в отраслях сельскохозяйственного производства в советский период 659
26.2. Структура государственного управления отраслями агропромышленного комплекса 661
26.3. Публичный контроль и надзор в сфере ветеринарии............... 663
26.4. Управление в сфере рыбохозяйственной деятельности........... 664
26.5. Управление в сфере лесного хозяйства........................................ 665
26.6. Публичная регламентация в сфере алкогольного рынка........ 666
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 667
Глава 27. Управление транспортным комплексом и дорожным хозяйством 668
27.1. Организационная структура управления отраслями транспортного комплекса 668
27.2. Контроль и надзор в сфере транспортного комплекса............ 670
27.3. Государственное управление в сфере железнодорожного транспорта 671
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 672
Глава 28. Государственное управление в сферах связи и информационных технологий 673
28.1. Организационная структура управления.................................... 673
28.2. Обеспечение государственной политики в сфере информационных технологий и связи 676
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 679
Глава 29. Управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования 680
29.1. Организационная структура управления.................................... 680
29.2. Публичный контроль и надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования 683
29.3. Экологическая экспертиза................................................................ 685
Объекты экологической экспертизы........................................... 685
Содержание экспертной деятельности...................................... 687
Корреляция публичных и общественных экспертных полномочий 689
Ответственность за нарушения законодательства об экологической экспертизе 690
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 691
Глава 30. Управление публичным имуществом...................... 693
30.1. Имущественные правомочия публичных органов, организаций, учреждений 693
30.2. Организационная структура управления публичным имуществом 696
30.3. Организационно-правовые формы управления публичным имуществом 699
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 703
Глава 31. Управление в сфере финансов.................................. 704
31.1. Организационная структура управления в сфере
финансов................................................................................................ 704
31.2. Финансовый контроль, отнесенный к ведению Федерального казначейства и Росфиннадзора 706
31.3. Федеральная налоговая служба..................................................... 708
31.4. Федеральная служба по финансовому мониторингу............... 709
31.5. Публичные контроль и надзор в сфере страховой деятельности 713
31.6. Публичное регулирование деятельности товарных бирж и биржевой торговли 717
31.7. Публичная регламентация отношений в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней 719
Предназначение публичной регламентации............................ 719
Государственная политика в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней 720
Публичные контроль и надзор..................................................... 722
Меры властного принуждения, применяемые
при проведении контрольных мероприятий............................. 724
Федеральный пробирный надзор................................................ 726
Административная ответственность за нарушения правил оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.................................................................................................. 728
31.8. Методы государственного санкционирования отношений в сфере организации и проведения лотерей 729
Предназначение публичной регламентации............................ 729
Методы публичного санкционирования................................... 730
Регламентация публичных имущественных отношений...... 732
Публичный контроль за организацией и проведением лотерей 734
Административная ответственность за нарушение законодательства об организации и проведении лотерей............................................................................................................... 734
31.9. Валютное регулирование и валютный контроль...................... 735
Предназначение публичной регламентации............................ 735
Валютное регулирование.............................................................. 737
Валютный контроль........................................................................ 739
Содержание публичных обязанностей и ответственность за их нарушение 741
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 743
Глава 32. Регулирование внешнеторговой деятельности......... 744
32.1. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности 744
Субъекты публичной регламентации........................................ 744
Методы публичной регламентации............................................ 747
Правовое обеспечение внешнеторговой деятельности......... 749
Особые правовые режимы внешнеторговой
деятельности...................................................................................... 750
Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности 751
Меры публичного принуждения при импорте товаров........ 752
Публичная регламентация экспорта и импорта продукции военного назначения 755
32.2. Экспортный контроль........................................................................ 760
Предназначение публичной регламентации............................ 760
Методы публичной регламентации............................................ 761
Публичная ответственность за нарушения законодательства об экспортном контроле 762
32.3. Разрешительные полномочия органов экспортного
контроля................................................................................................... 764
Содержание публичных разрешительных полномочий....... 764
Лицензионные и иные разрешительные полномочия органов экспортного контроля 765
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 767
Глава 33. Управление таможенным делом............................... 768
33.1. Компетенция Федеральной таможенной службы ..................... 768
33.2. Система таможенных органов........................................................ 769
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 771
Глава 34. Управление в сфере социального строительства..... 772
34.1. Организационная структура управления в сферах образования и науки 772
34.2. Государственное регулирование в сфере научно-технической политики 775
34.3. Публичная регламентация отношений в сфере интеллектуальной собственности 777
34.4. Организационная структура управления в сферах здравоохранения и социального развития 778
34.5. Управление в сферах физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики 780
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 781
Глава 35. Управление в сфере культуры................................. 783
35.1. Роль директивных органов в регулировании общественных отношений в сфере культуры
(1917—1991 гг.).................................................................................... 783
35.2. Организационная структура управления в сферах культуры и искусства 787
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 791
Глава 36. Управление в сфере обороны................................... 793
36.1. Военное строительство в Российской империи.......................... 793
36.2. Статус Министерства обороны Российской Федерации и Вооруженных Сил РФ. Правовое положение Генерального штаба Вооруженных Сил РФ............................... 796
36.3. Организационная структура управления в сфере обороны... 798
36.4. Военно-административная структура
Вооруженных Сил РФ........................................................................ 801
36.5. Координационные полномочия Министерства обороны Российской Федерации. Управление в сфере военно-космической деятельности................................................................ 804
36.6. Реализация государственной оборонной политики
за пределами России. Участие Вооруженных Сил РФ в миротворческой деятельности и международных принудительных действиях.............................................................. 805
36.7. Государственный оборонный заказ, его статус
и реализация......................................................................................... 806
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 807
Глава 37. Управление в сфере безопасности............................ 808
37.1. Соотношение полномочий органов исполнительной власти и совещательных органов. Статус Совета Безопасности Российской Федерации как органа политико-правового руководства 808
37.2. Организационная структура управления в сфере безопасности. Управление в сфере охраны государственной границы Российской Федерации..................................................... 809
37.3. Понятие объектов государственной охраны. Компетенция Федеральной службы охраны Российской Федерации................................................................................................................... 813
37.4. Министерства и ведомства, осуществляющие внешнюю разведывательную деятельность 816
37.5. Государственная фельдъегерская службаРоссийской Федерации 817
37.6. Статус Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в сфере обеспечения общественной и экологической
безопасности......................................................................................... 818
Содержание публичных полномочий МЧС России............... 818
Административно-юрисдикционные полномочия МЧС России 821
Система МЧС России...................................................................... 822
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 824
Глава 38. Система органов внутренних дел России................. 825
38.1. Организационная структура управления в сфере внутренних дел в Российской империи 825
38.2. Организационная структура органов, обеспечивающих общественную безопасность 829
Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная миграционная служба 829
Статус полиции................................................................................ 833
Правоохранительная деятельность органов
внутренних дел................................................................................. 836
Федеральная служба Российской Федерации
по контролю за оборотом наркотиков....................................... 838
38.3. Обеспечение безопасности дорожного движения..................... 841
38.4. Структура внутренних войск МВД России................................. 843
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 844
Глава 39. Государственная регламентация внешнеполитической деятельности 845
39.1. Организационная структура управления внешнеполитической деятельности в Российской империи 845
39.2. Публичный статус Министерства иностранных дел Российской Федерации 847
Содержание властных полномочий МИД России.................. 847
Международно-правовые полномочия МИД России............ 851
Органы системы МИД России...................................................... 852
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 856
Глава 40. Управление в сфере юстиции................................... 857
40.1. Становление и развитие публичного управления в сфере юстиции 857
40.2. Содержание регистрационной, экспертной
и разрешительной деятельности Министерства
юстиции РФ........................................................................................... 859
40.3. Организационная структура управления; статус федеральных служб, подведомственных Минюсту России 861
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 864
Заключение........................................................................................................... 866
Литература............................................................................................................ 870
Предисловие к восьмому изданию
В настоящее издание учебника внесены существенные коррективы, обусловленные не только законотворческими, но и прагматическими предпосылками. Внесение изменений и дополнений связано прежде всего с развитием отечественного публичного законодательства, обстоятельной регламентацией прежних публично-правовых институтов и становлением новых. Особое внимание в этой связи уделено обоснованию статуса публичных юридических лиц, а именно: публичных органов, публичных корпоративных образований и публичных учреждений. Исследования такого рода, предпринятые еще в первом издании учебника, обрели иную основу и содержание. Развитие законодательства о публичных юридических лицах обусловлено особыми политико-правовыми предпосылками, такое законодательство никогда не было опосредовано предшествующим законотворческим опытом, его становление и развитие всегда сопряжено с субъективным решением, а именно с волеизъявлением субъекта, осуществляющего государственную власть. Именно субъективным фактором объясняется появление новых публичных юридических лиц, статус которых не коррелируется с правомочиями юридического лица, установленными гл. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Сказанное относится прежде всего к особому публичному юридическому лицу — Инновационному центру «Сколково», организационно-правовая форма которого не только не соответствует Гражданскому кодексу РФ, но и не определена даже федеральным законом о его учреждении. Аналогичным образом, а именно — вне правил, установленных действующим цивилистическим и публичным законодательством, определен статус специального «федерального органа» — Следственного комитета Российской Федерации, — его статутные правомочия, так же как и в вышеуказанном случае, установлены специальным федеральным законом. Подобный метод правовой регламентации ad hoc, т.е. применительно к данному случаю, в целом характерен для становления и развития отечественного законодательства о публичных юридических лицах, такое законодательство затрагивает сферу не только публичной, но и цивилистической регламентации, наглядное тому свидетельство — законодательство о публичных корпоративных образованиях, а именно о государственных корпорациях и государственных компаниях. Статус таких юридических лиц всегда определяется специальным законодательством: применительно к вышеуказанным случаям — специальными федеральными законами, в соответствии с которыми устанавливается их иммунитет от имущественных и публичных обременений, предусмотренных действующим законодательством в отношении цивилистических и административных правомочий всех иных юридических лиц. Иными словами, публичные корпоративные образования сосуществуют в правовом социуме с иными юридическими лицами, но на основе особых правил регламентации. Следствием этого являются противоречия, необъяснимые с точки зрения истолкования действующего законодательства, но вполне естественные с позиции правового прагматизма, в соответствии с которыми именно политические предпосылки обуславливают целесообразность принятия того или иного законотворческого решения. Именно политико-экономическими реалиями нового фазиса развития государственного капитализма обусловлено распространение правомочий некоммерческой организации на один из крупнейших по уровню капитализации отечественных банков — Банк развития, также весьма необычны правовые предписания, наделяющие некоммерческую организацию — Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» — публичными правомочиями в сферах нормативно-правового регулирования и контроля упраздненного Федерального агентства по атомной энергии. Во всех вышеуказанных случаях субъективный прагматический фактор является доминирующей основой принятия законотворческого решения, на такой основе и развивается отечественное законодательство о публичных юридических лицах.
Сказанное относится не только к публичным некоммерческим организациям, но и к публичным органам, прежде всего — к статутному законодательству о федеральных органах исполнительной власти. Публичные права и обязанности федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, каждое из которых наделено правомочиями юридического лица, с момента прекращения деятельности Союза ССР и до сих пор регламентируются не федеральными законами, а подзаконными актами — указами Президента России и постановлениями федерального Правительства, устанавливающими особые правила организации публичного юридического лица, и прежде всего специальные правила перераспределения полномочий в случаях присоединения или преобразования таких юридических лиц, отличные от правил, установленных ст. 57, 58 Гражданского кодекса РФ. Применительно к данному случаю подзаконный политико-правовой акт устанавливает особые правила правовой регламентации, отличные от правил, определенных кодифицированным цивилистическим законодательством.
Сказанное свидетельствует об особой значимости публичных юридических лиц в административной регламентации, решению этой актуальной задачи уделено значительное внимание в данном издании учебника.
Еще одной насущной проблемой является развитие отечественного законодательства о публичном санкционировании, и прежде всего — лицензионного и таможенного законодательства. Новеллы законодательной регламентации в этой сфере нуждаются в надлежащем теоретическом и прагматическом истолковании и решению этой проблемы также уделено особое внимание. В целом новое издание в большей мере учитывает теоретические и практические потребности обучающихся в вузах, прежде всего в нем обстоятельно исследуются предписания публичного имущественного законодательства, на основе таких аналитических методов изучения курса административного права неизбежно приходишь к выводу о глубинной сопричастности, взаимообусловленности методов цивилистической и публично-правовой регламентации, свидетельствующему о прагматической значимости нашего учебного курса.
Принятые сокращения
1. Нормативные правовые акты
Конституция РФ — Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
БК РФ — Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145‑ФЗ
ВдК РФ — Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74‑ФЗ
ВзК РФ — Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60‑ФЗ
ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51‑ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г. № 14‑ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146‑ФЗ; часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230‑ФЗ
ГрК РФ — Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190‑ФЗ
ЖК РФ — Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188‑ФЗ
КВВТ РФ — Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ
КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195‑ФЗ
КТМ РФ — Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81‑ФЗ
НК РФ — Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. № 146‑ФЗ; часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117‑ФЗ
ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197‑ФЗ
ТКТС — Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 17
УИК РФ — Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1‑ФЗ
УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63‑ФЗ
2. Органы власти
Банк России, ЦБ РФ — Центральный банк Российской Федерации
ГУСП — Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации
ГФС России — Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации
МВД России — Министерство внутренних дел Российской Федерации
МИД России — Министерство иностранных дел Российской Федерации
Минздравсоцразвития России — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Минкомсвязь России — Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Минкультуры России — Министерство культуры Российской Федерации
Минобороны России — Министерство обороны Российской Федерации
Минобрнауки России — Министерство образования и науки Российской Федерации
Минприроды России — Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Минпромторг России — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Минрегион России — Министерство регионального развития Российской Федерации
Минсельхоз России — Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Минспорттуризм России — Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации
Минтранс России — Министерство транспорта Российской Федерации
Минфин России — Министерство финансов Российской Федерации
Минэкономразвития России — Министерство экономического развития Российской Федерации
Минэнерго России — Министерство энергетики Российской Федерации
Минюст России — Министерство юстиции Российской Федерации
МЧС России — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Росавиация — Федеральное агентство воздушного транспорта
Росаккредитация — Федеральная служба по аккредитации
Росавтодор — Федеральное дорожное агентство
Росалкогольрегулирование — Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Росархив — Федеральное архивное агентство
Росводресурсы — Федеральное агентство водных ресурсов
Росгидромет — Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Росграница — Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации
Росжелдор — Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Росздравнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
Росимущество — Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Роскомнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Роскосмос — Федеральное космическое агентство
Рослесхоз — Федеральное агентство лесного хозяйства
Росморречфлот — Федеральное агентство морского и речного транспорта
Росмолодежь — Федеральное агентство по делам молодежи
Роснедра — Федеральное агентство по недропользованию
Рособоронзаказ — Федеральная служба по оборонному заказу
Рособоронпоставка — Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств
Рособрнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Роспечать — Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Роспотребнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Росприроднадзор — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Росреестр — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Росрезерв — Федеральное агентство по государственным резервам
Росрыболовство — Федеральное агентство по рыболовству
Россвязь — Федеральное агентство связи
Россельхознадзор — Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору