Теория разделения властей в Российской Федерации
Ст. 10 Конституции РФ провозглашает: Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Введенный Конституцией РФ принцип разделения властей следующим образом определяет положение субъектов, осуществляющих государственную власть:
1) представительные органы утрачивают верховенствующие позиции (существовало в советское время), возможность рассматривать вопросы, входящие в компетенцию исполнительных органов, подменять их, соединять в себе черты представительных и исполнительных органов;
2) не допускается возвышение исполнительных органов за счёт принижения роли представительных. Исполнительная власть, а также Президент РФ, стоящий вне разделения властей и над всеми ветвями, не подменяют законодательную власть. В принципе исполнительная власть действует во исполнение актов, принимаемых законодательной властью, – законов. Разумеется, исполнительная власть может оказывать влияние на деятельность законодательной власти, на содержание законов. Однако она не может взять на себя функции законодательной власти. В ряде отношений (выполнение законов, исполнение бюджета, некоторые аспекты управления государственными делами) исполнительная власть действует под контролем законодательной власти;
3) судебная власть не только выполняет функции прямого правосудия по обращениям физических или юридических лиц, но в ряде отношений может оценивать акты законодательной и исполнительной власти, разрешать их споры. Своими решениями судебная власть способствует укреплению законности в деятельности других ветвей власти, вправе признавать утратившими силу (недействующими, недействительными) их незаконные (неконституционные) акты[12].
К числу таких субъектов ч.1 ст. 11 Конституции РФ относит Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ. Закрепление именно такого перечня субъектов создало широкий простор для дискуссий. Например, ученые говорят, что народ тоже осуществляет государственную власть путём участи в референдуме (ст.3). Кроме того, в России есть или могут существовать государственные органы, которые строго не вписываются в закрепленные три ветви власти, что делать с ними?
К таким органам относятся: Конституционное Собрание, Президент, Центральный банк, Счётная палата, Прокуратура, Центральная избирательная комиссия. Поэтому предлагается выделить следующую систему государственной власти:
учредительная власть (принятие Конституции РФ народом или Конституционным Собранием);
народная власть (решение народом вопросов государственного значения путём референдума – если речь не идёт о принятии новой Конституции);
президентская власть (президент имеет отношение ко всем трём ветвям власти, поэтому его полномочия невозможно ограничить строгими рамками одной из них);
законодательная власть;
исполнительная власть;
судебная власть;
прокурорская власть (формально прокуратура входит в судебную ветвь власти. Однако стоит отметить, что уголовное преследование, поддержание от имени государства обвинения только одно из направлений деятельности прокуратуры. Именно многофункциональный характер деятельности прокуратуры способствует решению задач защиты прав и законных интересов человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств. При этом разнообразие и специфика функций, реализуемых прокуратурой в целях обеспечения верховенства закона, не позволяют включить ее в систему ни органов законодательной, ни органов исполнительной власти)[13];
избирательная власть;
финансово-банковская власть.
Однако даже при выделении такой системы остаются органы неохваченные ветвью власти, например, Уполномоченный по правам человека.
Механизм сдержек и противовесов представляет собой разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль. Следовательно, различные ветви власти взаимно уравновешивают друг друга.
Государственная Дума принимает законы, но Совет Федерации может отклонить принятый Думой закон, а она, в свою очередь, если не согласна с решением Совета Федерации, может всё-таки принять его в первоначальной редакции квалифицированным большинством. Закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, требует его подписания и обнародования Президентом, который в свою очередь может наложить отлагательное вето. Вето Президента может быть преодолено квалифицированным большинством обеих палат Федерального Собрания.
Кроме того к числу сдержек и противовесов можно отнести право Президента при определённых условиях (вотум недоверия Правительству, выраженный повторно в течение 3 месяцев; отказ в вотуме доверия; трёхкратное отклонение кандидатуры Председателя Правительства) распустить Государственную Думу. А также право отправить Правительство в отставку.
Со своей стороны Федеральное Собрание может инициировать и провести процедуру отрешения Президента от должности при определённых условиях (выдвинутое против Президента обвинение в государственной измене или совершение иного тяжкого преступления) и с соблюдением соответствующего порядка (решение Государственной Думы о выдвижении обвинения, заключение Верховного суда РФ, заключение Конституционного суда РФ, решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности).
Также к системе сдержек и противовесов относится назначение Председателя Правительства (назначается Президентом, но с согласия Государственной Думы); назначение Генерального прокурора, судей Конституционного суда РФ и судей Верховного суда РФ (назначаются Советом Федерации по представлению Президента).
Относительно Правительства можно ещё отметить его двойную ответственность – перед Президентом (отставка Правительства, назначение членов Правительства) и перед Государственной Думой (ежегодный отчёт о результатах деятельности Правительства; возможность выразить вотум недоверия Правительству или отказать в вотуме доверия).
Кроме всего прочего, к механизму сдержек и противовесов можно отнести полномочие Конституционного суда РФ признавать неконституционными (а соответственно утрачивающими силу) акты как законодательной, так и исполнительной власти, а также акты Президента.
Таким образом, формально в Российской Федерации действует принцип разделения властей, предусматривающий независимость каждой ветви власти, на практике же мы видим, что президентская власть соединяет в своих руках все три ветви власти, а механизм сдержек и противовесов не функционирует эффективно.
Заключение
Подводя итог изложенному, приходим к выводу, что в России сложилась своеобразная модель разделения властей. Это скорее смешанная модель, но с уклоном в сторону власти Президента.
Данный уклон прослеживается, в первую очередь, в деятельности законодательной власти. Государственную Думу в принципе можно назвать «большим Правительством» Президента, действующим по принципу «царь указал, а бояре приговорили». Это касается законодательных инициатив, почему-то большинство принимаемых Государственной Думой законов вносится именно Президентом. Также это относится к прерогативам Государственной Думы, например, почему амнистия, которая является исключительным полномочием Думы, осуществляется по проекту Президента, неужели наш Парламент не может реализовать своё собственное конституционное право. Кроме того здесь можно указать на значение мнения Государственной Думы, например, при назначении Уполномоченного по правам человека. Когда кандидатура Эллы Александровны была одобрена Президентом для выдвижения её на пост уполномоченного по правам человека и внесения в Государственную Думу, все поспешили назвать Э.А. Памфилову новым омбудсменом, хотя данный вопрос – это опять-таки прерогатива Государственной Думы, и её решение было ещё впереди.
Если же обратить внимание на исполнительную власть, то здесь всё достаточно просто – Президент фактически её возглавляет. Он сам решает, «кого миловать, а кого казнить». Например, при прослеживающемся недовольстве всех 4 фракций Государственной Думы деятельностью Правительства, Президент не имел к ней претензий, поэтому Правительство продолжало функционировать (сейчас ситуация внешнеполитическая немного изменилась, поэтому сегодня отставка Правительства в принципе невозможна).
Что касается судебной власти, то назначение федеральных судей Президентом слегка ограничивает их независимость. Мне кажется, что будет лучше, если судьи будут не назначаться, а избираться народом (как единственным источником власти).
Таким образом, мы видим, что в Российской Федерации все три ветви власти по большому счёту сосредотачиваются в одном органе – в одних руках, что недопустимо в демократическом государстве. Но, если учесть, что вопросы государственного устройства (плюс гражданское общество, права человека) мало интересуют наше общество – «народ безмолвствует», т.к. его заботят насущные проблемы (например, ЖКХ) и устраивает политика Президента в целом, а соответственно не волнует его место в системе разделения властей. Можно прийти к выводу, что сложившаяся система государственной власти в России изменится только тогда, когда изменится правовая культура нашего общества, и мы сможем построить гражданское общество на практике.