Сплошное и выборочное чтение

Типографика.

Типографика– это искусство расположения (создания) композиции из наборного материала на плоскости листа. Слово типографика значит прежде всего, работа с текстом, и работа со шрифтом. Типографику многое роднит с наукой, например, наличие систем измерений и сложной разветвлённой терминологией. Типографика требует от человека, занимающегося ею, ясность пластического мышления и изложение мыслей, серьезных познаний, хорошей памяти, иногда даже сдержанности и сухости.

Типографика – это не механическое соединение элементов, а живой синтез. Он непременно требует участия человека и его эстетического чувства.

Разнообразие типографики:

1. Верстка художественной литературы – текст нужно читать спокойно перелистывая страницу за страницей, обращая внимание только на смысл (на содержание). Текст для сплошного чтения должен быть как можно более незаметным. Такое его качество складывается:

· а) из ритмической структуры набора, равномерной и сочетающейся с ритмами работы человеческого организма;

· б) из максимально привычных формы знаков и промежутков между ними, когда мозг улавливает смысл сочетания букв и заставляет глаз двигаться вперед раньше, чем считывает их формы в отдельности, по этой же причины читатель обычно не замечает опечаток в тексте, общая форма слов сохраняется и человек, поняв его смысл, движется дальше (серебро набора);

2. Выборочная типографика – плакат, трассовые модули, обложки журналов и т.д. в этом случае можно выделять фрагменты текста из целого, а порой можно выделить 1 слова. Нарушение ритмической структуры текста привлекает наше внимание. Систематические выделения в тексте усложняют сплошное чтение, но упрощают выборочное. Они создают структуру и иерархию, позволяющие друг от друга разные типы информации и отделять главное от второстепенного (оформление справочных зданий). Акценты в издании для выборочного чтения (не смотря на то, что их задача – привлечь внимание к части текста) рассчитаны на те же условия, что и сплошной текст: нормальное освещение, расстояние 25-40 см от глаз. Некоторые тексты предназначены для восприятия вне стандартных условиях: с очень большого расстояния, при плохой видимости и недостаточном освещение, в очень мелком кегле. Обычно это короткие фразы: предупреждение, таблички, знаки, рекламные слоганы и другие элементы визуальной коммуникации. В таких текстах важно не только подсознательное понимание смысла, сколько считывание отдельных знаков. Узнаваемость формы буквы здесь важна больше, чем общая ритмическая структура.

Элементы визуальной коммуникации содержат достаточно много незнакомых слов (например, географических названий), поэтому они обычно выполняются с учетом требований скорее различимости, чем удобочитаемости.

Текст в рекламе, в плакате, акциденции, рассчитан на то, чтобы создать у читателя определенное впечатление. Такой текст действует на наше сознание не только как последовательность букв, но и как образ. Можно сказать, что это самый видимый из всех типов текста.

Часто эффект заметности текста достигается за счет использования декоративного шрифта. Типографу важно помнить, что восприятие таких шрифтов затрудненно (именно из-за их заметности, необычности, исторического характера и т.д.). И не стоит ими набирать длинные тексты.

Образ можно сделать практически из любого фрагмента текста. Для этого нужно отнять у читателя возможность восприятия на подсознательном уровне, сделать текст непривычным. Если человек видит (читает) не то, на что он рассчитывал, это обязательно остановит его внимание. Интерпретируя какой-либо текст типограф должен обязательно представлять себе, для чего он предназначен и на какое восприятие рассчитан.

Удобочитаемость.

Характеристика длинных текстов, предназначенных для сплошного чтения, и шрифтов для набора таких текстов. Они воспринимаются, как правило, с расстояния 25-40 см в течении долгого времени. поэтому читатель не должен напрягать глаза при чтении. Текст не может быть слишком мелким и должен заметно, но не чересчур, отличаться от фона. Рисунок текстового шрифта максимально привычный и нейтральный. Знаки не могут слипаться, паузы между ними должны быть равномерными, а колонка текста такой ширины, чтобы читателю не приходилось не забывать к концу строки, что было вначале, не перескакивать слишком часто со строки на строку. Самый удобочитаемый шрифт – самый нейтральный и незаметный.

Для художественной литературы кегль должен быть: взрослый – 9, 10; дети – 14 – 12.

Различимость.

Свойство текста и шрифта, особенно важно для восприятия в нестандартных условиях надпись должна быть достаточно крупной, а буквы очень ясной формы и максимально отличаться друг от друга.

Заметность.

Важно в тексте, который должен привлекать к себе внимание. Это можно сделать с помощью крупного кегля, цвета, выделительного начертания или акцидентного шрифта. Такой текст мы прежде всего видим, и только потом читаем.

Сплошное и выборочное чтение.

Когда мы долго, спокойно и равномерно читаем от начала до конца длинный связный текст, это называется сплошным чтением.

Выборочное чтение – чтение отрывками, его цель – поиск и отбор нужной информации. Для удобства поиска в таком тексте должна быть развита система ориентирования: рубрикация и навигационный аппарат.

Наши рекомендации