Подлежащее и способы его выражения
Подлежащее- главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы кто? или что? Например: Я иду долиной; Отзвенел соловьиный рассвет (С. Есенин).
Способы выражения подлежащего: 1)существительное или местоимение в именительном падеже: На холмах Грузии лежит ночная мгла (А. Пушкин); Выхожу один я на дорогу (М. Лермонтов); 2) слово, употребляемое в значении существительного: У сильного всегда бессильный виноват (И. Крылов) (прилагательное в значении существительного); Прошедшее невозвратимо(причастие в значении существительного); Один в поле не воин (Пословица) (числительное в значении существительного); Завтра будт счастливее, чем вчера (наречие в значении существительного); "И" - союз (союз в значении существительного); В лесу послышалось "ау" (междометие в значении существительного); 3) инфинитив: Молчать тяжело; Быть знаменитым некрасиво (Б. Пастернак); 4)несвободное (цельное) словосочетание: Есть в мире сотни замечательных явлений (К. Паустовский); Возле дома росли три тополя.ПримечаниеПодлежащее может быть также выражено несвободным словосочетанием, в котором нет слова в именительном падеже: Прошло около трех лет; Есть у нас в России много маленькихгородов со смешными и милыми именами (К. Паустовский) 5)фразеологический оборот: Млечный путь вырисовывался так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом (А. Чехов).
Способы выражения подлежащего
1.1. Имя существительное | Старший сын (кто?) уехал в столицу. |
1.2. Местоимение | Он (кто?) уехал в столицу. |
1.3. Имя прилагательное | Старший (кто?) уехал в столицу. |
1.4. Причастие | Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет. |
1.5. Имя числительное | Двое (кто?) уехали в столицу. |
Основные виды обстоятельств
1. Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? и др.
Вид обстоятельства | Вопросы | Примеры |
1. Места | где? куда? откуда? | Хорошо (где?) здесь. Я уезжаю (куда?) в деревню. Я приехал (откуда?) издалека. |
2. Времени | когда? с каких пор? до каких пор? как долго? | Я встал (когда?) рано. С осени (с каких пор?) от дочери писем нет. До вечера (до каких пор?) не управимся.Три года (как долго?) от дочери писем не было. |
3. Образа действия, меры и степени | как? каким образом? каким способом? в какой мере? в какой степени? насколько? | Мать смотрела (как?) ласково. Мы решили идти (как? каким образом? каким способом?) пешком. Платье (как? в какой степени?) сильно выгорело. Он (в какой степени? насколько?) совершенно забыл родной язык. |
4. Сравнения | как? подобно кому? подобно чему? | Кошка (как? подобно чему?) клубочком свернулась у печки.За печкой тикал (как? подобно чему?), как ходики, сверчок. |
5. Причины | почему? отчего? по какой причине? | Я молчал (почему?) из вежливости. Он умер (отчего? по какой причине?) от голода. Он побледнел (почему? по какой причине?) со страху. |
6. Цели | зачем? для чего? с какой целью? | Я сделал это (зачем? с какой целью?) назло. Мы остановились (для чего? с какой целью?) на ночлег.Я пошёл (с какой целью?) проведать друга. |
7. Условия | при каком условии? | Он просил позвонить (при каком условии?) в случае необходимости. Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде. |
8. Уступки | вопреки чему? несмотря на что? | Он вернулся (вопреки чему?) вопреки ожиданию.Мы, (несмотря на что?) несмотря на усталость, решили идти дальше. |
Обратите внимание!
23.Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее. Научный стиль подразделяется: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат); учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья)
Особенности научного стиля
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.
Жанры научного стиля речи
Научный стиль речи | |
Функционально-стилевая классификация | Жанровая классификация |
Собственно научный стиль | Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа |
Научно-информативный | Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание |
Научно-справочный | Словарь, справочник, каталог |
Научно-учебный | Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение |
Научно-популярный | Очерк, книга, лекция, статья |
24.Виды речи: монолог и диалог (полилог).Монолог и диалог - две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения.
Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Основной единицей диалога является диалогическое единство - тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. На характер реплик оказывает влияние так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.
Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи. Во-вторых, монолог - это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не расчитан на ответную реакцию собеседника. Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным. По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.
Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи - лекции, отчёты, сообщения, доклады. Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчевост. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная. Побуждающая речь направленна на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест. Полилог-разговор многих участников является синонимом диалога
26.Рефера́т (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать)[1] — письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.[2] Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, художественной книги и т. п.
Виды рефератов
Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста. Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника.
Репродуктивные рефераты можно разделить еще на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. Реферат-резюме содержит только основные положения данной темы.
В продуктивных рефератах выделяют реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер.
[править]Стилистика реферата
Рефераты пишутся обычно стандартным, клишированным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов вроде «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «делаем следующие выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т. п. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. Им, как правило, присущи неопределённо-личные предложения, отвлечённые существительные, специфичные и научные термины, свойственные исследуемой проблеме, слова-жаргонизмы, деепричастные и причастные обороты. У рефератов особая логичность подачи материала и изъяснения мысли, определённая объективность изложения материала. Всё это связано не со скудостью лексики автора, а со своеобразием языка рефератов (в особенности узкоспециализированной направленности, где преобладают жаргонизмы, специфические термины и обороты).
В завершение работа должна получить соответствующую рецензию с оценкой. Рецензия составляется на основе следующих факторов[3]:
§ уровень эрудированности автора по изученной теме (современность и своевременность рассмотренной проблемы, степень знакомства автора работы с актуальным состоянием изучаемой проблематики, полнота цитирования источников, степень использования в работе результатов исследований и установленных научных фактов);
§ личные заслуги автора реферата (дополнительные знания, использованные при написании работы, которые получены помимо предложенной образовательной программы, новизна поданного материала и рассмотренной проблемы, уровень владения тематикой и научное значение исследуемого вопроса);
§ характер реферата (логичность подачи материала, грамотность автора, правильное оформление работы, должное соответствие реферата всем стандартным требованиям).
1,титульный лист
2,введение
3,текс реферата
4,заключение
5,список используемой литературы
Придаточные условия 1. Вопросы: придаточные условия отвечают на вопрос при каком условии? 2. Средства связи: придаточные условия прикрепляются к главному предложению союзами:если, коли, когда (в значении «если»), раз (в значении «если»), кабы, ежели, как (в значении «если») и др. В сложноподчинённых предложениях с условными придаточными могут использоваться составные двойные союзы: если..., то; если..., так; раз..., так; как,... так и др. В отличие от составных союзов типа с тех пор как, до тех пор как, в то время как и др. вторая часть двойного союза (то, так) всегда находится в главном предложении, причём это часть союза, а не указательное слово. Придаточные с двойными союзами всегда стоят перед главным предложением Раз уж вы согласились, так уж нельзя вам отказываться (Даль). 3. Место в предложении: придаточные условия могут стоять после главного предложения, перед главным предложением. Например: [При каком условии?] Если бы на отмели был песок, можно было бы увидеть следы животного (Арсеньев). (если – союз), [ ].
ПРИДАТОЧНОЕ УСТУПКИ Придаточные сравнения соединяются с главным предложеним словами: хотя, несмотря ( не путать с деепричастием не смотря ) на то что, пускай, как ни, куда ни, сколько ни и др.. Отвечает придаточное условия на вопросы несмотря на что? и вопреки чему? В придаточных этого вида указывается причина, вопреки которой совершается действие. Приведу несколько примеров ( придаточная часть выделена жирным шрифтом ):
Очень хорошо я себя чувствую, несмотря на то что плохо ночь плохо спала.
· Ничего сделать мы не успели, хотя времени нам дали предостаточно.
· Сколько Маша ни прислушивалась, никаких звуков она толком различить не смогла.
· В степи было тихо и пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось.
· Человек всё выше идёт, как бы ни была тропа крута.
·
28. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА С п е ц и а л ь н а я л е к с и к а – это слова, употребляемые преимущественно людьми определенной профессии, специальности. Среди специальных слов выделяются термины и профессионализмы.
Т е р м и н ы – это слова, являющиеся официально принятыми названиями каких-либо понятий в науке, искусстве, технике, сельском хозяйстве и т.д. Система терминов определенной области деятельности человека называется т е р м и н о л о г и е й . В каждой терминологии термин, как правило, однозначен и имеет точное, логическое определение: рецептор, лизосома, митохондрия, рибосома (биолог.); множительно, делитель, числитель, знаменатель, перпендикуляр (матем.); сказуемое, подлежащее, архаизмы, аббревиатура (лингв.).
Специальная лексика используется во всех стилях русского языка, однако с разной степенью интенсивности. Например, узкоспециальные термины употребляются преимущественно в научном стиле речи, при разговоре по производственно-техническим проблемам и т.д. В художественной литературе профессионализмы и термины используются в научно-фантастических произведениях, произведениях на производственные темы и т.д.
Различают термины общепонятные и узкоспециальные. Значение общепонятных терминов известно и неспециалисту, что обычно связано с изучением основ разных наук в школе и с частым их употреблением в быту (например, медицинская терминология) и в СМИ (политическая, экономическая терминология).Узкоспециальные термины понятны только специалистам. Приведём примеры лингвистических терминов разного типа:общепонятные термины: подлежащее, сказуемое, суффикс, глагол; узкоспециальные термины: предикат, фонема, субморф, супплетивизизм. Термины принадлежат литературному языку и фиксируются в специальных терминологических словарях и толковых словарях с пометой специальное.
29. В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог.