Понятие политического менеджмента
Политика как система деятельности предполагает взаимодействие различных субъектов, обладающих влиянием на политическую жизнь и политическую власть. Этими влияниями одних субъектов политики на других, на отношения, складывающиеся между субъектами политики можно в определенной степени управлять. Разумеется, такое управление чрезвычайно сложно. Политика наполнена действиями и взаимодействиями множества субъектов, вступающих в общественные отношения. Она сочетает как спонтанные, неподдающиеся или частично поддающиеся регулирующему воздействию, так и управляемые рационализированные процессы. Политическая власть в союзе со специалистами-политологами стремится познать возможности воздействия на эти процессы и выработать методы, приемы, средства политического управления (менеджмента).
Термин «менеджмент»(от англ. management, manage – управлять) чаще всего применяется к обозначению системы управления на крупных предприятиях, производствах, концернах. Но в научном языке западной политической науки утвердилось постепенно понятия «государственный» и «политический менеджмент», которые перешли и в российский политический лексикон. Ранее употреблялось понятие «политическое управление», связываемое, как правило, с деятельностью государства. Так, известный политолог С.С. Андреев определялполитическое управление как «воздействие субъекта политики посредством государства на политические отношения в интересах господствующего класса»[154].
В западных странах получила развитие теория административно-государственного управления. Один из известных политологов Вудро Вильсон, ставший позднее Президентом США, положил начало разработке этой теории в книге «Изучение администрирования».
В университетах и специальных учебных заведениях долгое время преподается курс «паблик администрейшен» (public administration), в том числе дисциплины государственное управление, муниципальное управление, антикризисное управление, стратегический менеджмент и др. Впервые термин «public administrative management» был использован в программе республиканской партии США в 1986 г.[155] В России введена специальность «государственное и муниципальное управление», а с недавнего времени в некоторых вузах и в системе повышения квалификации преподается курс public administration.
В этой связи возникает необходимость уточнения понятий курса политического менеджмента. Понятие «государственный менеджмент» частично совпадает с понятием "политическое управление». Однако по охвату объекта управления оно шире понятия «государственный менеджмент», поскольку включает в себя уровни международного и общенационального мастаба вплоть до взаимодействия территориальных государственных органов с муниципальными органами и хозяйствующими субъектами. Политический менеджмент включая в себя и административно-государственное управление (государственный менеджмент), предполагает учет баланса политических и социальных сил на всех уровнях, необходимость поддержания определенного равновесия, стабильности в обществе, нормальной ситуации внутри государственного аппарата.
Понятие «политический менеджмент» соотносится уже не только с управлением со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики. Это понятие стали широко применять по мере развития рыночных отношений, внедрением в политику и государственное управление методов, понятий, технологий, применяемых в менеджменте организаций, в бизнесе. Такие понятия, как, например, «политический рынок», «политическая конкуренция», «административная эффективность», «стандарты государственных услуг» и др. нашли широкое распространение в сфере политики.
Понятие«политический менеджмент» -это набор стратегий, методов,средств,применяемых для практического влияния определенного субъекта политики (государства, партии, общественного объединения, лоббиста) на политический процесс (политическое лидерство, конфликты, принятие решений). Если понятия «политическое управление», «государственный менеджмент» ассоциируются с государством, правительственной политикой, то политический менеджмент отражает также управляющее воздействие других субъектов политики на избирательный, законодательный, парламентский процессы, партийное строительство, политическое лидерство.
Политический менеджмент на Западе получил структурированную институционализацию в системе формальных и неформальных правил, часть которых закрепляется в нормах права, договорах, а также в корпоративных кодексах политтехнологов, уставах и программах партий, в методиках, технологиях, обычаях. Постепенно политический менеджмент получил распространение и в России. Например, для решения определенных задач создаются своеобразные «команды» политического менеджмента, в который входят действующие политики, эксперты, политтехнологи, консультанты, психологи, юристы, социологи и другие специалисты, активисты партий и движений. Этими командами руководят опытные политические менеджеры, выполняющие руководство коллективом, решающим серьезные политические задачи, начиная от разработки государственных целевых программ, программ политических партий до их реализации на практике в масштабах, как всего государства, так и региона.