Государственный строй Спарты в классический период
Возникновение Спартанского государства тесно связано с последними
крупными передвижениями племен дорийцев на Балканском полуострове в конце
XIII века до н.э. Продвигаясь значительной массой, доряне постепенно
захватывали долину Еврота - Лаконику - и прилегающие к ней территории. Эти
завоевания не были связаны с поголовным порабощением местного населения,
потому что сопровождались острой внешней и внутренней борьбой, однако уже
к IX веку до н.э. дорийские племена контролировали всю территорию Лаконики,
сформировав аппарат господствующего класса - Спартанское государство. Уже
после этого начался процесс порабощения местного населения - илотов,
который сопровождался резким обострением классовой борьбы, продолжавшейся
в течение пяти поколений. В отношении порабощенных жителей Лаконики даже
сложилась определенная философская точка зрения,которая гласила, что «уже
непосредственно с момента рождения некоторые существа различаются в том
отношении, что одни из них предназначены к подчинению, другие - к
властвованию.»Первоначально (в начале своей завоевательной политики) Спарта мало чем
отличалась от современных ей других греческих общин, однако в новых
условиях жизни эта разница становится крайне существенной: небольшая община
спартиатов вынуждена была осуществлять задачу господства над подавляющим
большинством лаконского населения ценой постоянной военной готовности
граждан. Это обстоятельство наложило свой отпечаток на весь быт спартанской
общины, особенностью которого был его ярко выраженный военный характер,
который являлся определяющей чертой общественно-политической и социальной
сфер жизни общества. Главное место во всей организации спартанского
государственного управления отводилось военно-политическому воспитанию
граждан.
Государственными институтами Спарты являлись: апелла - собрание граждан полиса, герусия - совет старейшин, эфорат - коллегия 5-ти выборных лиц, два архагета - царя.
Народное Собрание:
В Спарте наблюдалось сосредоточение политической жизни в рамках гражданского коллектива, наличие античной формы собственности как коллективной собственности граждан, тесная связь политической и военной организации гражданства, республиканский характер государственного устройства.
Господство натурального производства, слабое развитие ремесел и торговли, военный характер спартанского общества обусловили своеобразие политического устройства Спарты, повышение роли органов военного управления и воспитания, малочисленность органов собственно гражданского управления.
Высшим органом государственной власти в Спарте (как и в любом греческом полисе) было Народное собрание всех полноправных граждан-спартиатов. Народное собрание (оно называлось апеллой) утверждало мирные договоры и объявление войны, избирало должностных лиц, военных командиров, решало вопрос о наследовании царской власти, если законных наследников не было, утверждало освобождение илотов. Крупные изменения в законодательстве также должны были быть одобрены спартанской апеллой. Однако в общей системе государственных органов она играла значительно меньшую роль по сравнению с афинской экклесией. Прежде всего потому, что участники апеллы могли лишь принимать или отвергать законопроекты, но не обсуждать их.
Правом внести законопроект пользовались лишь члены Совета геронтов и эфоры. Спартанская апелла собиралась нерегулярно, от случая к случаю и по решению должностных лиц. На собрании не обсуждались финансовые вопросы, не контролировалась деятельность магистратов, не разбирались судебные дела. Подобный порядок деятельности Народного собрания создавал для спартанской олигархии благоприятные возможности влиять на его работу, направлять его деятельность в нужное русло. Если в Афинах Народное собрание было органом, выражающим не только формально, но и реально интересы большинства афинского гражданства, то апелла защищала интересы лишь его верхушки.
Более того, в спартанском законодательстве существовал закон, по которому решение апеллы кассировалось, если Совет геронтов считал это решение неприемлемым по каким-либо причинам.
Геруссия и басилеи:
Ряд функций, аналогичных буле, выполняла герусия, хотя компетенция последней была значительно шире и ее роль в государственной жизни Спарты, несомненно, гораздо важнее. Герусия состояла из 30 членов: 28 геронтов - избранных народным собранием старцев старше 60 лет на пожизненный срок и обоих царей. Герусия не подчинялась ни одному органу и не контролировалась ни одним органом. Мало того, герусия в определенных случаях могла отменять решения апеллы, если считала их неприемлемыми в силу тех или иных причин. Герусия заседала ежедневно и руководила всеми делами государства, включая военные, финансовые и судебные, вплоть до преследования царей. В герусии рассматривались все законопроекты, и только герусия могла предложить их народному собранию. Также этот орган руководил работой должностных лиц и принимал отчеты от них. Таким образом, практически все нити государственного управления находились в руках геронтов или под их контролем. Тот факт, что герусия практически находилась в государственной структуре выше народного собрания (хотя формально именно народное собрание считалось в Спарте высшим органом) позволил еще некоторым античным авторам считать Спарту олигархическим государством. Если в Афинах Совет 500 был рабочим органом экклесии — он подготавливал ее заседания и оформлял решения, то в Спарте, напротив, все решения принимала геруссия, лишь иногда вынося их на формальное утверждение апеллы.
Собственно же политические полномочия басилеев были ограничены. ввиду тесной интеграции данного института власти со всей системой спартанской эвномии. Нельзя сказать, что они действительно правили Спартой.[52] Действительно, спартанские басилевсы дожны были как должностные лица выполнять решения герусии и апеллы, в вынесении которых, конечно же, прнимали участие. Круг их военных полномочий (в частности, право вести войну с любой страной[53]) постепенно сужается. Из-за распри между Клеоменом и Демаратом был издан закон, согласно которому командование войском поручалось только одному басилевсу, хотя раньше в поход отправлялись оба.[54] С усилением эфората военная власть басилевсов постепенно ограничивается: уже во время греко-персидских войн царей в походах сопровождали два эфора (в качестве наблюдателей),[55] а к IV веку для того, чтобы вывести войско в поход, необходимо было решение эфоров и народного собрания.[56]Собственное влияние басилевсов на контакты Спарты с внешним миром (помимо, естественно, участия в принятии решений герусией и апеллой и всего вышеупомянутого) ограничивалось их правом назначать проксенами любого из граждан.[57] Юридические же их полномочия уже во времена Геродота ограничивались выбором мужа для дочери-наследницы (если отец её никому не обручил),и решением вопросов, связанных с общественными дорогами, в том числе и с их безопасностью. В присутствии басилевсов также совершались и усыновления.[58] Таким образом видно, что их юридические полномочия играли роль не самую существенную с точки зрения отправления правосудия, но символически значимую.Двойная басилея, насколько известно, была полностью интегрирована с эфоратом и герусией, и трудно представить себе функционирование каждой составляющей общественной системы без остальных компонентов.
Эфорат:
Не менее авторитетным органом Спартанского государства была коллегия из пяти эфоров («надзирателей»). Эфоры избирались на 1 год апеллой . Коллегия эфоров обладала огромной властью.По имени старшего эфора назывался год в Спарте, как в Афинах по имени старшего архонта. Коллегия эфоров считалась независимым от апеллы и геруссии органом. Эфоры отвечали за прочность и стабильность спартанского законодательства в целом и потому обладали властью контролировать действия должностных лиц. Большое значение придавалось контролю за деятельностью спартанских царей. Именно эфоры должны были не допустить усиления царской власти и перерастания спартанской олигархии в монархию. Согласно спартанским законам, эфоры раз в месяц принимали клятву царей соблюдать существующие законы. Два эфора обязаны были сопровождать царей во время военных походов, они стремились вызвать разногласия между царями, полагая, что взаимная подозрительность и вражда заставят царей контролировать друг друга. Эфоры имели право привлекать царей к суду геруссии, могли вести переговоры с послами других государств, созывали и председательствовали на заседаниях апеллы и даже геруссии. Очень важной функцией эфоров было наблюдение за всей системой спартанского воспитания — основы жизни и поведения спартиатов. Если они находили какие-либо отступ-ления, то привлекали к судебной ответственности как должностных лиц, так и отдельных граждан.В компетенцию эфоров входили функции надзора и верховного управления над периэками и многочисленными илотами. В частности, при вступлении в должность эфоры должны были подтвердить старый закон об объявлении так называемых криптий, т. е. освященной древним обычаем войны против илотов.Эфоры, как правило, действовали совместно с геронтами, именно перед геруссией эфоры возбуждали судебные преследования, могли председательствовать на некоторых заседаниях геронтов. Эфоры вносили на утверждение апеллы законопроекты, которые они согласовывали с геронтами. Это были органы спартанской олигархии, руководившие всеми сторонами жизни спартанского общества. Их малочисленность создавала возможность подкупа геронтов, что имело место в истории Спарты V—IV вв. до н. э. Так, Аристотель сообщает, что эфоров «легко можно было подкупить, и в прежнее время такие факты подкупа нередко случались, да и недавно они имели место в андросском деле, когда некоторые из эфоров, соблазненные деньгами, погубили, насколько, по крайней мере, от них зависело, все государство». Злоупотребления властью со стороны эфоров и геронтов облегчались также и тем, что практически они были бесконтрольны, связаны круговой порукой и их невозможно было привлечь к судебной ответственности.
1) В Спарте всё население делилось на 2 неравные категории – илотов (рабов) и дорийцев (свободных граждан)
2)классическая аристократия.
Возникновение Спартанского государства- 1150 и 1100 до н.э.
Реформы Ликурга – 8в.
Ликург-царь спартиатов.Цель реформ: создать единый правящий класс и военную мощь для подавления восстаний.Законы: ограничение рем-го пр-ва, вместо серебряных монет – железные прутья, ограничения в строительстве.
Эфоры- наблюдатели в Спарте - коллегия высших должностных лиц, которым фактически принадлежало руководство государством
Басилеи- правители, цари
Геруссия- совет старейшин
Апелла- народное собрание
Наварх- командующий флотом в Древней Греции
Реформы Солона
Причины реформ:
Развитие товарно–денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. Растет экономическая роль богатой торгово–ремесленной верхушки горожан, по–прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков – фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий – между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из земледельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.