Важность общественного контроля в политико-административном управлении
Н.А.Баранов
Тема 6. Организация контроля в административных системах.
Важность общественного контроля в политико-административном управлении.
Проблема ответственности и контроля в политико-административном управлении чрезвычайно важна как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку то или иное ее решение существенным образом определяет эффективность деятельности управленческих структур, а значит, и перспективы развития того или иного общественного организма в целом. Ответственность можно определить как обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, а контроль — как проверку или наблюдение с целью проверки. Если вспомнить, что administro (лат.) означает управление, a politike (греч.) — науку и искусство управления обществом, государством., то можно сделать вывод, что ответственность в политико-административном управлении есть обязанность администратора отдавать кому-либо отчет о своих действиях, а контроль — это система мероприятий, направленных на проверку правильности действий того или иного политико-административного органа или должностного лица. Поскольку очевидно, что подлинная ответственность в политико-административном управлении невозможна без правильно налаженного контроля, поскольку, далее, контроль представляет собой важнейшее условие этой ответственности, постольку именно на этом вопросе и следует акцентировать внимание.
Эффективный контроль над должностными лицами государства со стороны граждан предполагает весьма высокий уровень политической и правовой культурыпоследнего. Здесь необходимо сказать как о «рядовых» гражданах, способных отстаивать свои права, особенно в условиях бурно развивающейся в современном обществе административной системы, и для этого формирующих соответствующие организации, так и об общественном мнении, чрезвычайно важным органом которого являются свободные средства массовой информации.
В демократическом обществе граждане имеют возможность свободно собираться и обсуждать общественные проблемы, а также право учреждать печатные органы и распространять печатную, аудио- и видеопродукцию, освещающую жизнь общества. Особо следует отметить, что в условиях демократии граждане имеют право получать исчерпывающую информацию о деятельности государственных органов и должностных лиц, затрагивающую интересы общественной безопасности, так что последние, т. е. органы и должностные лица, обязаны в разумные сроки предоставлять заинтересованным лицам сведения, не относящиеся к категории государственной тайны, к служебным и конфиденциальным сведениям.
В сложившемся демократическом государстве важную политическую роль играет местное самоуправление, поскольку оно решает совокупность вопросов, имеющих принципиальное значение для населения. Оно не зависит напрямую от учреждений власти более высокого уровня, а подчиняется лишь воле граждан, его создавших (а также, разумеется, законам и судебной системе).
Контроль государства и общества над правоохранительными органами.Большое значение для функционирования демократического режима имеет контроль государства и общества над прокуратурой и полицией как основными правоохранительными органами. В настоящее время, например, в Соединенных Штатах Америки, во Франции прокуратура организационно входит в систему министерства юстиции. В других же странах, таких, как Италия, Испания, прокуратура включена в судебную систему.
В настоящее время многие российские правоведы и активисты общественных и политических движений говорят о необходимости реформы института прокуратуры, и прежде всего о лишении прокуратуры права ведения следствия, права, которое, по их мнению, фактически лишает провозглашенного Конституцией РФ (см. часть 1 статьи 19, часть 1 статьи 123) равенства сторон в судебном процессе. Они предлагают оставить прокуратуре лишь право предъявления и поддержания в суде обвинения, а вместо нынешнего института следствия, подчиненного прокуратуре, создать либо единый Следственный комитет (вроде Бюро федеральных расследований в США), либо наделить следственными функциями суды.